rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Heavenwood

«Я люблю рок-н-ролл, но моя семья не питается и не одевается в струны, плектры и усилители. Я был бы рад жить музыкой и ради музыки, но в настоящее время в Португалии и во многих других странах невозможно быть независимым и содержать семью, живущую на деньги, которые тебе даёт метал-музыка».
Ricardo Dias

Foto 1

Не единственные, но немногие из относительно далеко продвинувшихся представителей специфической португальской метал-сцены. Хотя, четыре альбома за двадцать лет – это надо постараться. Сколько вообще в мире кануло в Лету подобных команд, немного хапнувших в 90-х публичного внимания и потом упёршихся в собственные амбиции и ожидания Манны небесной, заметавшихся, обмякших, махнувших рукой, остановившихся и, как следствие, упустивших момент и вспоминающихся сегодня лишь по самым редким случаям? Некоторые из подобных смогли вернуться и пытаются удержаться. В своё удовольствие, конечно, когда позволяют отпускные, всячески оправдываясь за нынешний скромный статус после некогда яркого начала, но шевелятся, пиарят себя, как могут, создают ощущение тяжметального интернационала. Что касается конкретно португальской рок-тусовки, то, по мнению некоторых её представителей, она сама во многом виновата в столь незначительной своей презентации на мировой рок-сцене. В процентном соотношении в Португалии не так мало групп, но мало какой местный коллектив при этом видит свою карьеру в глобальных масштабах. То есть сцена замкнута на себе, и португальские группы в массе своей довольствуются местными студиями, местной прессой, местными сценами/кубами и местным фидбэком. Ок, конкурировать с такими метал-нациями, как Германия, Британия и США, маленькой Португалии непросто. Но ведь возможно! Новый очерк Специального Радио – о тех жителях европейской окраины, которым до сих пор хочется большего.

Изрыгнутые
Изрыгнутые

В 1990 году в городке Vila Nova de Gaia, что рядом с Порто, возникла пионерская формация Necroside, которая в 1992 году плавно переименовалась в Disgorged. В первый отряд Disgorged вошли основатели фронтмен Ernesto Guerra и оба гитариста Ricardo Dias и Mario Rui Lemos, а также бас-гитарист Rui Santos и барабанщик Jose Barbosa. Клавишник Joao Soares появился в составе позже, уже после записи первого демо “As Illusive As A Dream”(94). Бэнд существенно тяготел к прогрессивной форме среднетемпового death-metal с горгульим рёвом и зачаточными формами самобытности. «Конечно, наши музыкальные корни уходили в death-metal, – говорит гитарист Рикардо. – Мы пытались играть смесь американского и шведского стилей. Но вскоре наши фэны стали выделять в нашей музыке нечто специальное, некую мелодическую харизму. Думаю, мы всегда были креативными и старательно исследовали все уголки металла, рока и готики. Это был единственный путь создать что-то уникальное и избежать клише». Играли тогда португальцы очень плохо, но старались, это верно. Ко второму демо “Emotional Wound”, записанному весной 1995 года в студии Rec’n’Roll, они не только подтянулись в технике, но и стали развивать свою музыку в сторону готик-дума а-ля ранний Tiamat, Crematory, Moonspell и Paradise Lost. Хотя настраивать инструменты так и не научились. Disgorged довольно часто давали клубные концерты, в том числе, разогревая земляков Moonspell. В записи нового демо принимал участие новый бас-гитарист Bruno Silva. Демо “Emotional Wound” стало последним в карьере Disgorged и посвящалось первому бас-гитаристу Руи Сантосу, добровольно покинувшему этот смрадный бренный мир в начале 95 года. Смерть приятеля побудила группу сменить название и как-то внутренне переориентироваться. Этому посодействовала немецкая рекорд-компания Massacre Records, обратившая внимание на португальский коллектив. Лейбл предложил группе контрактец, за который молодые музыканты, конечно же, уцепились. Теперь на вывеске красовалось имя Heavenwood; музыканты позаимствовали его из собственной песни “Judith Heavenwood”. В ней рассказывается легенда о призраке леди Юдит Хевенвуд и магическом лесе, который трансформирует душу каждого, кто в него попадает.

Дива
Дива

Летом 96 года на европейском рынке появляется готик-метал альбом “Diva”, для которого португальцы, помимо новых сочинений, перезаписали полностью предыдущее демо. Думаю, продюсеру пришлось ой как постараться в студии, чтобы из того, что было, слепить итоговый студийный куличик. Сентиментальная, аккуратно сыгранная метал-музыка, просто космически преобразившаяся качественно по сравнению с эпохой Disgorged. Прозрачный готик-дум, с яркими пиано-партиями и а-ля оркестровым синтезаторным наполнением, с чистыми партиями вокала, мелькающими между рычалок в духе Феликса из Crematory. Виртуозными инструментальными забегами здесь никто не занимался, и в мыслях не было. Первый трек “Frozen Images” синтовым звуком напоминает «империю, наносящую ответный удар», а местами тянет на Lake Of Tears. В меланхоличном драйв-рокешнике “Tears Of Grief” и в понтовых “Moonlight Girl” и “Weeping Heart” с запоминающимися хорусами (строчку “Obey me now” из “Weeping Heart” очень сложно вытряхнуть из головы) португальцы уже тогда нащупывали коммерческие тропы Sisters Of Mercy, которыми широкой поступью пошли на следующем альбоме. И которые потом взяли на вооружение десятки финских метал-групп вроде Charon и The 69 Eyes. Без эпических моментов и укутанных туманом дремучих лесов с ведьмами тоже не обойтись. Дух морбидальной романтики британской школы чувствовался в “Since The First Smile”, „Frithiof‘s Saga“ и “Lament”. Верю, что на тот момент группа выдала максимум того, на что была способна. Сумма всех составляющих, где-то уверенных, где-то на грани, дала весьма внушительный для европейской готик-метал сцены результат. Не смотря на грабительские условия контракта с Massacre, Heavenwood с первым же альбомом дважды смогли прокатиться почти по всей Европе: сначала в 96-м с In Flames и Atrocity, затем в 97-м с Theatre Of Tragedy и Lake Of Tears. Для никому неизвестной южно-европейской группы началось время активного опыта, как студийного, так и концертного. Во всяком случае, своей основной цели – выйти на международный уровень – Heavenwood добились. Альбом “Diva” неплохо продавался, по некоторой информации Massacre Records продали более 20 тысяч копий дебютника. Он даже был переиздан в Японии с одним бонус-треком – ремиксом на первую песню “Frozen Image”.

Всем к парикмахеру
Всем к парикмахеру!

А дальше смена состава. В составе португальцев появился новый барабанщик Dave Jr., а также новый гитарист Miguel Vaquero (ex-WEB). Проглотив первую горечь «серьёзных гастролей» в роли разогревающего коллектива, Heavenwood взялись за сочинение материала для второго альбома, чтобы в октябре 97 года успеть загрузиться в немецкую студию Communication Studios, под присмотр продюсера Герхарда Магина. Не удивительно, что группа пошла по более мэйнстримовому пути развития. Рок-саунд, цепляющие мотивчики, навязчивые, многократно повторяющиеся риффы и ключевые фразы на толпу…Хотелось ещё большего прорыва и тешились надежды на вдохновляющие гонорары. Португальцы примерили на себя набиравший в то время популярность глэм-готик-метал/рок-прикид. Пожалуй, больше всего он напоминает чуть облегчённый вариант альбома Paradise Lost “One Second”. То есть, ровнёхонький, куплетно-припевный, максимально понятный и простой, меланхоличный, с налётом готик-мачо стайла. В этом смысле бэнд всё сделал правильно: песни “Heartquake”, “Rain Of July”, “Soulsister”, “Suicidal Letters” и “Shadowflower” – как на подбор. Это еще более образцовый материал для финских глэм-гот коллективов. Позволю себе снова упомянуть The 69 Eyes и их альбома “Blessed Be” и “Paris Kills”. Отлично получилось и с гостями на альбоме – шеф/гитарист/вокалист Gamma Ray Кай Хансен подал свой примечательный высокий голос в двух песнях “Luna” и “Downcast”, в последней также задействована белокурая Лив Кристин, певшая тогда в Theatre Of Tragedy. “Downcast” вообще многоуровневый метал-эпик с нарастанием драматизма, звонкой роялиной и прозрачной воздушностью. Ну, и Лив Кристин, конечно, прелесть. Ещё один маленький дружеский штришок – мастерингом “Swallow” занимался босс Atrocity Алекс Крулл, с которым португальцы закорешились во время своих первых гастролей. Летом 1998 года Heavenwood стали первой португальской группой, выступившей на немецком мега-фестивале Wacken Open Air. Не на главной сцене, конечно, но, по крайней мере, разовый охват держащейся на ногах аудитории был значительным. После этого случилось ещё одно турне с Solitude Aeternus, Saviour Machine и Atrocity. По уровню продаж “Swallow” не уступал предшественнику, более 20 тысяч дисков, так что волну парни поймали.

Глоток
Глоток

http://www.youtube.com/watch?v=sofkhbJ3VMs

 

Тут бы, как говориться, собрать попу в кулачок и, цепляясь зубами за каждую пядь перепаханной рок-целины, ползти вперёд, даже влезая в долги и кредиты. Но энтузиазм португальцев стал иссякать, и виной тому, в первую очередь, политика лейбла Massacre, доившего молодой и перспективный коллектив. Вспоминает вокалист Эрнесто Гуэрра: “Мы были серьёзно разочарованы несколькими вещами. После последнего турне группа решила остановиться и подумать о будущем, поскольку это стало слишком сильно касаться лично нас. Португалия вообще-то не лучшая страна для того, чтобы зарабатывать на музыке. Я помню, когда мы ездили в турне с In Flames, парни рассказывали нам, что они получают поддержку от шведского правительства. Да, мы ожидали большего продвижения альбома “Swallow” и устали наблюдать за тем, как все вокруг зарабатывают деньги во время гастролей. Все, кроме самих музыкантов. Наша группа не получала ничего, и мы подумали: “Собственно, а какого х…?” Люди приходят посмотреть на группу, которая выкладывается и даёт классное шоу, или на техников, которые монтируют сцену и оборудование? Думаю, каждый должен получать деньги за свою работу. В тот момент, после трёх турне мы были по горло сыты таким образом жизни. Продажи дисков были очень хорошими, а отдача нулевая”. “Да, соглашается гитарист Рикардо. – Тогда мы реально нажали на тормоза. И потому, что были разочарованы в бизнесе, и потому что достигли в нашей жизни важного этапа, когда нужно что-то наладить в пользу будущего. Конечно, нам нелегко далось то решение, но мы не жалеем об этом”. Их можно понять.

Поиграли – и хватит
Поиграли – и хватит

Пока группа “думала”, прошло практически три года, и от состава осталось три человека: вокалист, Эрнесто, гитарист Рикардо и бас-гитарист Бруно, решивший переключиться на гитару. О том периоде безвременья мало что известно. Вроде музыканты Heavenwood мелькали в некоторых местных проектах, но ничего серьёзного. Вроде даже записали демо, но Massacre Records отвергли его из-за слишком мелодик-роковой направленности. Бруно организовал студию, где продюсировал португальские экстремальные коллективы. Рикардо открыл в Порто магазин музыкальных инструментов. Так и перебивались. В 2003 году остатки Heavenwood решили возродить коллектив в формате трио с сессионными музыкантами, и дали несколько концертов в Португалии и Испании. Фидбэк вроде имелся положительный, но никаких серьёзных действий для поддержки предпринято не было – накладное это дело, когда семье жрать хочется. Затем снова провал, пока в 2007 году трио не решило снова испытать, каково это – начать всё заново. На студии Studio 213, принадлежащей гитаристу Бруно, Heavenwood записали новую демо-программу. Уцелевшим музыкантам помогал барабанщик Luiz Ferreira. Всего было записано девять песен; группа напечатала небольшой тираж промо-дисков и принялась восстанавливать утраченные за годы связи с лейблами и журналами. Говорит Рикардо: “Это демо, конечно, сравнительно плохого качества, потому что мы решили пойти таким же путём, как и в самом начале. То есть это был простой процесс по старинке, безо всякого цифрового драмминга, программ CuBase, Reason и прочих, то есть, “настоящее» демо”. Художественно трио погрузнело, сконцентрировалось больше на прямолинейности гитар и мужицком вокале. Эта малоатмосферная форма дарк-музыки, без навороченных оркестровок и эмбиента нашла своё отражение и на новом альбоме “Redemption”(2008). Более того, после кропотливой подготовки и критического отбора новых песен, из демо 2007 года в трек-лист новой студийной пластинки просочилось лишь две песни “Take My Hand” и “Slumber”. Если альбом “Swallow” был сочинен практически одним гитаристом Рикардо, то новые песни сочинялись уже на пару с Бруно.

А может всё ещё будет?
А может всё ещё будет?

Да, всё-таки у музыкантов нашлись силы на новый рывок вперёд. Начинать действительно пришлось заново. Контракт Heavenwood нарыли довольно скромный, с португальским лейблом Recital Records, слабовато ориентирующимся на широкие международные отношения. Записывались, опять же, в пределах страны, в студии Ultrasound в городе Брага. Её хозяином был Daniel Cordoso, который со-продюссировал альбом, сыграл на записи на барабанах и оказывал группе концертную поддержку наряду с бас-гитаристом Hugo Pires (позднее его заменил Pedro Mendes). Качество на сведении и мастеринге выправил небезызвестный швед Йенс Борген в Fascination Street Studios. До европейского уровня португальцы дотянули. Вспоминает вокалист Эрнесто: “Альбом ”Redemption” был для нас рискованным предприятием, потому что мы не следовали правилам рынка. Мы просто хотели мочить рок, хотели записать альбом, отражающий нашу рок-натуру. Да, именно так мы себя и ощущали – рок без компромиссов. Мы решили, что не будем использовать клавишные и атмосферные элементы, а сосредоточимся на гитарной энергетике и вокальных структурах”. Отсутствие электроники безусловно придало новому альбому мощи и драйва, не стало его распылять на лирические отступления. Приятных женских подпевок оказалось вполне достаточно! Я бы даже сказал о DIY-воодушевлении. Дополнительное внимание к пластинке привлекло и сессионное участие двух нехилых гитаристов Jeff Waters из Annihilator и Gus.G (Ozzy Osbourne/ Firewind), запиливших виртуозные соляки, а также вокалиста Tijs Vanneste из бельгийской команды Oceans Of Sadness.

Искупление
Искупление

Саунд “Redemption“ никак не назовёшь полированным, но и его бюджетная шероховатость держится в рамках, что добавляет компактным, четко продуманным трекам ещё больше плюсов. Сочный дарк-гроул, массивные гитары, пощипывающие сердце мелодии, вполне исчерпывающая эстетика. Мышечная масса превышает норму меланхоличного дарк-металла лишь местами, в олдскульной раздражительной “Bridge To Neverland”, в “Her Scent In The Spiral” с ближневосточным колоритом и в неповоротливой “Foreclosure”. Но если честно, Heavenwood даже без атмосферных и электронных дополнений записали разноплановую пластинку, с гармонично сменяющейся динамикой, весьма далёкой от выглядывающих из прошлого первых двух альбомов. Из контракта с Recital Records группа выжала всё возможное. “Redemption” экспортировался в некоторые европейские страны, был переиздан в России и СНГ усилиями лейбла Irond, и выпущен по лицензии в Америке через Lance King’s Nightmare Records. “С моей точки зрения, Recital хорошо поработали, конечно, лимитировано, но честно, – рассказывает Рикардо. – Большего они не могли достичь с этим альбомом, поскольку финансовый фактор при этом играл важную роль. Вне всякого сомнения “Redemption” оказался более амбициозным проектом, боле дорогим и с лучшими национальными продажами. Но мы реально почувствовали предел контрактных возможностей Recital . Лейбл абсолютно подходит для национального рынка. Но группам не стоит забывать, что позитивный выхлоп и так называемый “success of things” во многом ещё зависит и от работы самой группы, и от людей, вовлечённых в раскрутку группы. А это то, чего сегодня многим португальским группам не хватает, у них у всех проблемы с менеджментом своей собственной карьеры в пределах рамок”.

На троих
На троих

Короче говоря, группа решила искать лейбл покрупнее. И нашла в лице французского лейбла Listenable Records, несомненно, способного предложить южно-европейским братьям более комфортабельные условия. В 2009 году на базе 213 Studios Heavenwood начали работу над музыкальной и текстовой концепцией новой пластинки “Abyss Masterpiece”(2011). Но окончательную болванку альбом группа записывала в студии USS Records с тем же барабанщиком Даниэлем Кордозой и бассистом Педро Мендесом, являвшимися продюсерами USS. Тут штатные музыканты хапнули как приятного, так и горьковатого студийного опыта. “Знаете, португальский рынок метал-музыки очень медлительный во многих аспектах, – сетует гитарист Рикардо. – Поэтому группы и студии обычно работают, не думая о том, что альбом будут слушать или покупать тысячи поклонников той или иной португальской группы в разных странах. Нас очень сильно напрягло, что парни из USS Records отнеслись к самому процессу нашей записи неуважительно, с пренебрежением. Нас просто недооценивали. Но раз уж мы начали запись, то решили довести её до конца. Но никогда больше не будем работать с USS. В этот альбом нами было очень много всего вложено, не считая сотен часов сочинения и пре-продакшена, к тому же новый лейбл Listenable был очень заинтересован в хорошем результате. А тут вдруг парни из студии начали вести себя так, будто записывали демо-альбом для своих друзей. Так не пойдёт, для нас это неприемлемо. Такое отношение к работе – не лучший способ экспортировать португальскую музыку или создать здесь такую же качественную сцену, как в Скандинавии, Америке, Германии или с недавних пор во Франции”. Отметим, что над оркестровыми и симфоническими аранжировками четвёртого студийника Heavenwood трудился российский композитор музыки для фильмов и компьютерных игр Доминик Йоутсен (уличён в сотрудничестве с группой Powerwolf), а также вокалистка Miriam E Renwag из Ram-Zet.

Первозданно хаотичный шедевр
Первозданно хаотичный шедевр

В общем, пацаны обиделись, прекратили сотрудничество с Кордозой и Мендесом и заменили их на Marcelo Aires и Paulo Chanoca, соответственно. Хотя, через пару лет Кордоза снова мелькал на концертах группы. А записанный материал в декабре 2010 года был отправлен в Германию на студию Kohlekeller Studios, в руки Кристиана Кольманнсленера (работал ранее с Crematory, Agathodaimon и другими). В марте 2011 года Listenable выбросил “Abyss Masterpiece” на рынок и представил публике более монументальную и масштабную версию Heavenwood. Концепция альбома связана с тёмными сторонами любви; в двух треках – оккультно-динамичном “Goddess Presiding Over Solitude” и таким же сжиганием ведьм и отличным мелодическим бриджем в “Leonor” – использованы романтические сонеты прогрессивной португальской поэтессы, маркизы де Алорны. Трек “Poem For Matilde” гитарист Рикардо посвятил своей дочери Матильде. Другая сторона любви, безусловно… Первый трек “The Arcadia Order” прямо всё заполняет своим пафосом и симфо-блэк-пассажами. Следующий “Morning Glory Clouds (In Manus Tuas Domine)” стартует с церковного хорала и оборачивается меланхоличной готик-метал темой мирового уровня. Размеренный поэтичный номер “Once A Burden” с втыкающим драматизмом, классный фьюжн приблекованного дарка, симфонизмов и вкусной гитарной мелодии “Winter Slave” и другие темы – “Abyss Masterpiece” требует к себе очень внимательного отношения и отблагодарит за это грандиозной метал-музыкой. Да услышит слушающий! Аминь.

Юбилей подкрался незаметно
Юбилей подкрался незаметно

Что ж, в 2012 году португальцы дотянули до 20-летнего юбилея. И хотя особыми дискографическими достижениями полысевший и округлившийся костяк группы похвастать не мог, юбилей было решено отметить праздничным концертом 28 декабря 2012 года в клубе Hard Club в городе Порто. С участием бывших и сессионных музыкантов, с редко исполняемыми песнями и новым бас-гитаристом Ricardo Oliveira. В какой-то момент группа бодро заявила о подготовке новых песен и даже выложила в своём профиле на Myspace новый демо-трек “Strength”, но затем его удалила и вообще прикрыла тему с новым альбомом. А в 2013 году пути Heavenwood почти без шуму и без пыли разошлись с гитаристом Бруно Сильвой. На его место взяли Vítor Carvalho, бывшего гитариста-вирутоза группы Demon Dagger. О других изменениях в составе пока ничего не слышно. Но слышно про другое.

Гадают по картам таро
Гадают по картам таро

Группа действительно записывает свою пятую пластинку под названием “The Tarot Of The Bohemians – Part I”. Только вот процесс уж очень затянулся, долго возились с пре-продакшеном. Видимо, спешить особо некуда. Работа ведётся на некоей студии Uncle Rock Studios с инженером Ivo Magalhães, и уже записан первый сингл “The Juggler”. По словам Рикардо, новый альбом ещё более структурированный, местами более агрессивный и техничный, чем предшественник. “Но мы не забываем наши мелодические истоки. Так что есть оркестровые мелодии, только на этот раз они не настолько явно звучат на протяжении всех песен, как это было на ”Abyss Masterpiece”. Я чувствую, что на новом альбоме мы больше всего “оркестровали” именно слова. Тексты очень сильные, глубокие и интроспективные. Потребуется некоторый оккультный и духовный бэкграунд, чтобы понять их истинное значение”. Что вы говорите! 23 мая этого года Heavenwood выступают на метал фестивале Dubai Rock Fest вместе с другими приглашёнными метал-коллективами (из Франции, Индии и ОАЕ). Там же, кстати, состоится концертная премьера новой песни “The Juggler”.  Пока суть да дело – в лучшем случае осенью что-то реализуется посущественнее.

Федяев Ян

Сайт https://www.facebook.com/HeavenwoodOfficial

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.