rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Kataklysm


Очередной исторический виток развития экстремальной музыки, однозначно начавшийся при смене тысячелетий, медленно, но верно завершается. Ещё два-три года назад все солидные метал-журналы пестрели старыми именами, а тяжметальные туровые солянки следовали одна за другой и собирали массу народа. Неожиданные камбэки праздновались чуть ли не каждый месяц. Не говоря уже о фестивальной жизни. Год 2010 – на последнем издыхании, и кроме совсем уж элитных перцев вроде Slayer, Metallica, Megadeth или, скажем, Dimmu Borgir соответствующее медиа-пространство снова наполнилось новыми и мало о чём говорящими именами, на фоне которых редкий оголтелый блэк-метал бэнд в “серьёзной” боевой раскраске выглядит уморительно. Модерн-метал, так сказать, обновление крови. Но ничего, всему своё время. Многие вернувшиеся в строй трешеры\дэтстеры из когорты основателей своих жанров и поджанров за это время успели значительно обогатить, расширить и украсить свои каталоги. Будет что послушать и переслушать, пока в коммерческой обойме снова не потребуются бронебойные снаряды. Хоронить никого не собираемся, дай Бог всем здоровья. Просто заведём беседу об одном из таких снарядов. Среди немногочисленных канадских коллективов разных рок-жанров, начиная с Rush и Voivod и заканчивая Strapping Young Lad и Cryptopsy, Kataklysm представляются наиболее продуктивными и стабильными с производственной и кровожадными с идеологической точки зрения.
Организуем по-быстрому катаклизм!
Учиться художественно вырезать бензопилой по мозгам канадские юноши начали осенью 91 года в Квебеке. Основу Kataklysm составили вокалист Sulvain Houde (называл себя не иначе, как Aquarius Sulvain Mars Venus), мозг-гитарист Jean-Francois Dagenais, второй гитарист Stephane Cote, бас-гитарист Maurizio Lacono и барабанщик Ariel Saied. Подростковые влияния были привычны: Iron Maiden, Slayer, Metallica, олдскульный мятал, и на последних порах подоспели Cannibal Corpse и Suffocation. “Это была музыка, которую мы слушали в детстве, и она на нас поначалу значительно влияла, – вспоминает Жан-Франко. – Мы хотели быть самой экстремальной группой в мире”. Что группа и поспешила продемонстрировать на первом демо “The Death Gate Cycle Of Reincarnation”, появившемся в 92 году. Брутальные, на грани хаотичности, пожелания молодёжи были очевидны; влияние Cannibal Corpse, жестокий звуковой напор, повышенная death-metal техничность и оттенок авангардности, – из этого микса возникла идея назвать стиль Kataklysm “Northern hyper-blast metal”. Харкающие, бюлькающие, визжащие и тошнотные крики в духе ранних Napalm Death и Carcass и густой гроул Аквариуса добавляли к организованному хаосу ещё чуточку gore. Такой знатный замес привлёк внимание немецкого лейбла Nuclear Blast, который в 93 переиздал демо с дополнительной песней “The Orb Of Uncreation” – отбойной brutal-metal резнёй с прослушивающимся трешевым рифом посреди. В том же году возникло ещё одно демо “The Vortex Of Resurrection”, в процессе работы над которым группа сократилась до квартета: отчалил второй гитарист Стефан, а барабанщика сменил Max Duhamel. Запись звучала психопатично, но уже повеселее, больше в сторону традиционного дэта, с зачатками мелодий в “Mould In A Breed” и “Whirlwind Of Withered Blossoms”. Так же в 94 году был соструган и двух-трековый ЕР “Vision The Chaos” (глуховатый саунд). Все эти андерграундные ошмётки экстрима вполне доброжелательно принимались в Европе и в итоге привели к появлению там в феврале 95 года полноценного дебютного альбома Kataklysm “Sorcery”.
Союз с Nuclear Blast заключён
C самого начала канадцы стали заявлять о себе нехарактерными фэнтезийными, мистическими и совсем не фаршированными обложками и претензией на концептуальное содержание текстов, разбивая их на главы. В первый лонгплей Kataklysm частично попал старый материал в перезаписанном виде и ряд новых сочинений, из которых выделю за эпическое хэви-настроение “Feeling The Neverworld”, за мелодизм и смесь doom и death/thrash “Garden Of Dreams”. Звук был, конечно, разборчивее первых демо-записей, вполне в русле флоридских дэтстеров, и желание быть самыми брутальными и скоростными читалось в чумовых бластбитах и быстрой смене рифов и ритмов, например в “Elder God”. Заявочкой на death-progressiv стал инструментал “World Of Treason”. Сознанию уже было легче удерживать общий ритм, и музыкальный шквал уже не казался хаосом. Релиз позволил группе вписаться в большой гастрольный пакет с участием Deicide, Fleshcrawl, Brutal Truth, Sinister и Cathedral по Европе. По Канаде, США и Мексике Kataklysm тоже проехались, уже на других правах, пусть и с группами калибром поменьше. Им даже довелось стать первой канадской группой, побывавшей с гастролями в Мексике. Стоит ли говорить, что Старый Свет проявлял к канадцам больше благосклонности, чем большой и капризный сосед США. В 95 году увидела свет третья по счёту компиляция “Death…Is Just The Beginning”, для которой Kataklysm предоставили эксклюзивный трек “Eternal, I Reach Infinity”. В самом конце 95 года в составе группы последовала вынужденная замена. Барабанщик Макс повредил правую ногу, и в записи следующей пластинки “Temple Of Knowledge (Kataklysm Part III”(96) в канадской студии Morin-Heights Studio участвовал американец по происхождению Nick Miller.
Понеслась!
Альбом начинается с пулемётного трека “The Unholy Signature”. В “Beckoning Of The Xul” выдана такая техничная драм-работа, которой даже Immortal могут похвастать на последних альбомах. Звук стал посуше и не следовал в большей степени бэндам вроде Malevolent Creation. Какие-то новые движения появились в вокале и инструментале. Ник явно стучал точнее, басист Маурицио посильно ревел бэк-вокалы. В “Point Of Evanescence”, “Awakener” вдруг возникал совсем не свойственный брутальщикам минор, который тут же тонул в бласт-битовом месиве, прерываемом скоростными проходами, но приятные воспоминания оставлял. На “Awakener” – один из самых тепло встречаемых на концертах треков, был снят клип. Ещё один показательный номер, совмещающий все текущие брожения в головах музыкантов Kataklysm – “Maelstorm 2010”. Уверен, что “Temple Of Knowledge” гораздо интереснее предшественника в композиторском плане.
Колдовство
На этом этапе пути канадцев и немецкого лейбла расходятся; в причинах указываются некие непреодолимые противоречия. Скорее всего, имеется ввиду либо слабая дистрибьюция дисков Kataklysm, либо беспонтовые условия участия в турах. Так или иначе, вскоре группа уже фигурировала в ростере канадского лейбла Hypnotic Records, выпустившего в 1998 году первую концертную пластинку квебекского квартета  “Northern Hyperblast Live”. Не удивлюсь, если сами музыканты стараются умалчивать в разговорах об этом релизе, потому что он мега-отстойный и звучит на уровне случайного бутлега. Ах, где этот чудо-звукореж, сидевший тогда за пультом? Не в доме ли инвалидов? Ок, качество бывает разное, но зачем такое вписывать в свою дискографию…Вслед за этой записью сама собой сложилась новая эпоха в истории канадских метал-экстремистов. Хотя на календаре значился всё ещё 98 год. Во-первых, в состав вернулся поправившийся барабанщик Макс. Во-вторых, ушёл вокалист Sulvain Houde, вокальные обязанности полностью перешли к ставшему бывшим бассисту Маурицио. Вместо него стал басить Stephane Barbe. В таком виде Kataklysm записали бодрый диск “Victims Of Fallen World”. Подобных хардкоровых экспериментов Kataklysm себе больше не позволяли, а зря. Их живые выступления смотрелись бы и звучали забористей, и не утомляли непробиваемой стеной брони через 20 минут шоу. Послушай, что вытворяет бас в сайко-панк-грувовой “Imminent Downfall” или в модерн-метальной “AView From Inside”! Или, как может подорвать толпу “Portraits Of Anger” или “Extreme To The Core”! Napalm Death бьют челом! “Victims Of The Fallen World” не стал коммерческим прорывом, хотя данные имел. США проигнорировали альбом, а силёнок у Hypnotic Records было маловато, чтобы выставить эту кроссовер-пластинку в соответствующем свете. Кстати, в 2004 году музыканты полностью перезаписали её, она вышла в виде двойного CD вместе с означенным выше лайвом. Но Hypnosis как-то некрасиво поступили с лицензированием, и группа в те годы даже призвала фэнов бойкотировать этот альбом.
Даёшь хардкор!
Зато Kataklysm пережили определённый творческий перезагруз, выполнив в 1999 году все контрактные обязательства перед Hypnotic Records. И когда они снова наладили отношения с Nuclear Blast, то при сочинении нового студийного альбома “The Prophecy (Stigmata Of  The Immaculate)”(2000) выбрали верный путь развития, основанный на грамотном сочетании зубодробительной драм-техники, эффектных риффов, мелодичный гитарных раскладов и убойной агрессии. Новая программа клеилась на студии Victor в Монреале, продюссировал творение по привычке гитарист и главный идеолог Жан-Франко. На записи гостили вокалисты Necronomicon и Cryptopsy. Нещадный забой скота начинается с первого же трека “1999:6661:2000”, где использовано киношное интро (не последний раз). Северный гипер-бласт метал никогда до этого так жирно и отточено не звучал. Канадцы не стали сильно париться насчёт сложности композиций, и в массе своей вписались в 4-минутный формат. Короткий треки вроде “Manifestation”, “Stormland” и “Astral Empire” хорошо передают энергетику, нет-нет, да расцветают мелодиями, интересными гитарными фишками и трешевыми плясками. Трек “Machiavellian” – в этом отношении жемчужина альбома. Мощный концертный альбом, которым даже за 30 минут сета можно как следует отутюжить голову любому мошеру. Рекламировать пластинку группу отправили в масштабное пиар-турне Nuclear Blast в составе Destruction, Hypocrisy, Crematory и Raise Hell. После этого альбома и турне Kataklysm перешли в разряд самого востребованного в Европе экстремального экспорта, и очевидно перетянули значительную часть аудитории Cryptopsy. Но и после “The Prophecy” канадцам ещё много чего оставалось заявить.
Явление Heartbeast народу
На головы фэнов в 2001 году свалился новый студийный молот “Epic: The Poetry Of War”, тематически имевший дело с Римской империей и ставший весьма заметным релизом на современной экстремальной сцене. Музыкально он продолжал поиск нужного баланса, начатый на “The Prophecy” и были с одинаковым восторгом принят прессой и слушателями. Смесь ранних Brutal Truth, Napalm Death конца 90-х (Маурицио периодически даёт Барни, однозначно), Gorefgest, Cannibal Corpse, редкого британского/скандинавского мелодизма и почётного трудолюбия и упорства работали в пользу Kataklysm. Nuclear Blast мог бы подкинуть денег на слабоватые обложки, но в остальном продажи альбомов росли с каждым новым изданием. Квартет хорошо знали на всех крупных европейских фестивалях. С нового альбома могу порекомендовать плотные, насыщенные увесистыми риффами и сменой тем “Il Diavolo In Me”, “Shivers Of A New World”, “Manipulator Of Souls” и финальный эпик “When Time Stands Still”. Не успели высохнуть постиранные носки и футболки после нескольких витков турне по Европе и США, как у канадцев уже был готов новый набор душещипательных страшилок. К этому моменту группе было чем похвастать – Римская тема серьёзно зацепила Жана-Франко, и первый трек свежеиспечённого альбома 2002 года “Shadow And Dust” открывал сэмпл из кинофильма “Гладиатор”. Kataklysm поддали ещё газу, сбивая с ног музыкальным насилием и отточенной ритм-секцией в “In Shadow And Dust”, “Beyond Salvation” и “Illuminati”. Стартовый рифф в “Where The Enemy Sleeps” обладает качёвым концертным эффектом, а грустная и торжественная мелодия в соседнем треке “Centuries (Beneath The Dark Waters)” напоминает обречённые проводы на войну. Гитарист Kataklysm уже так поднаторел в продюссировании своей команды, что был приглашён работать над новой пластинкой Malevolent Creation.
Метал-работяги
2002-2003 года канадцы провели в активных разъёздах, по нескольку раз проехав по Америке и Европе с кучей именитых команд. В начале 2003 года барабанщик Макс снова ушёл из коллектива, и новой штатной единицей экстремалов стал помешанный на драмминге Martin Maurais. Его опробовали в очередных летних американских гастролях с The Haunted, затем поюзали на фестивалях и снова отправились в монреальскую студию Victor для записи нового студийника.
Музыка навеяла
Альбом “Serenity In Fire”(2004) удался, в первую очередь, в том, что касается динамики. Новый барабанщик Мартин разогнал корыто до максимальной скорости и смахнул определённую статичность прошлого альбома, вызванную исторической концепцией и необходимостью эпического повествования. Достаточно послушать, как товарища не по-детски прёт в треках “Blood On The Swans”, ‘Resurrected” и “10 Seconds From The End”. Знатное молотилово! Коммерческая сторона тоже не подкачала, – продажи альбомов Kataklysm выросли на 30-40%, не в последнюю очередь благодаря активным гастролям по Америке и прорыву на тамошний рынок предыдущей пластинки. “Мы хотели сделать между альбомами больший перерыв, – говорит вокалист Маурицио. – Но Nuclear Blast сказали, что нам нужно делать новую запись. Песни у нас готовые были, хотя мы немного беспокоились, ведь “Shadow And Dust” и так был для нас значительной записью. Это мой любимый альбом, в нём, на мой взгляд, много души. “Serenity In Fire” гораздо более агрессивный и прямолинейный, и в этом его основное отличие”. Да, альбом проносится на большой скорости, подгоняемый дополнительно такими мелодик-дэт-боевиками, как “The Night They Return”, “Under The Bleeding Sun” или “For All Our Sins”, для которого свой голос предоставил Петер Тагдгрен из Hypocrisy. “Наша основная задача в том, чтобы ни за что не выпустить альбом, если мы на 100% не уверены, что он по качеству побьет предшественника, – продолжает вокалист. – Если ты не уверен, то лучше подождать, пока не появятся хорошие песни”. Квартет дожил до собственного хэдлайн-турне в марте 2004 года. И хотя разогревающие составы большим калибром не блистали, можно отметить, что Kataklysm всю дорогу шли в верном направлении.

 

Биография коллектива продолжала бурлить событиями. Откатав положенные концерты на двух континентах, группа занялась сочинением новых треков и в процессе рассталась с барабанщиком Мартином, “из-за профессиональных и личных разногласий”. И снова в составе оказался испытанный драммер Макс. Символичное совпадение – в том же месяце канадцы победили  в категории “Лучшая метал-группа” национальной премии Canadian Indie Music Awards.
Блестящий “In The Arms Of Devastation”(2006) оказался самым дэт/трешевым альбомом, совместив лучшие стороны Kreator, Arch Enemy, Nightrage, Dew-Scented, тех же Malevolent Creation и прочих скоростных дэт/трешеров разных стран. Даже обложка попала в формат, продемонстрировав жуткую инфернальную краказябру-мутанта по имени The Heartbeast. Под запись новой программы квартет сменил студию, но остался верен своей стране. Все идеи канадцев воплощены идеально, в точном соответствии с очередной корректировкой стиля. Единственный эпический трек на диске  – “The Road To Devastation” его и закрывает. Лимитированная версия  “In The Arms of Devastation” содержит бонус DVD “Live In Strasbourg” с двумя дополнительными клипами на песни “Crippled And Broken” и “To Reign Again”. Я бы не советовал начинать знакомство с Kataklysm с этого альбома, потому что поклонники такого спринтерского креаторовского треша могут обломаться, слушая ранние бетономешальные пластинки. Треков уровня “Let Them Burn”, “Open Scars” или “In Words Of Desperation” на них не найти.
Крепко стоим
Рано или поздно, Kataklysm обязательно продемонстрировали бы свое внестудийное мастерство и концертную подачу в достойном качестве. Такой демонстрацией, вслед за январским европейским турне 2007 года “Road To Devastation” стал в 2007 году качественный концертный альбом и DVD “Live In Deutschland – The Devastation Begins”. Не считая того обстоятельства, что группа и без того с небольшими перерывами колесила по Штатам и Европе, один за другим возглавляя метал-фесты и высадку канадского десанта на территории США. Для живой записи музыканты подобрали отличный сет с обязательным участием мелодичных треков, что в Германии очень хорошо прокатывает. Да и сам факт появления такой пластинки свидетельствует об определённых взаимных привязанностях группы и публики. Появление нового студийника “Prevail”(2008) сразу на 38-м месте в чартах Германии и на 44-м месте в Австрии вполне прогнозируемо. Вокалист так описывает новый диск: “Он нахрен сносит голову! Мы снова сами себе задрали планку. Это первый альбом Kataklysm, который все четверо участников коллектива любят на 100%. Давно мы не испытывали таких ощущений…”. Старательная брутальная накачка, сотрясающий дабл-бас, битва добра со злом, и всем в конце ивол по самые помидоры, короче говоря. “The Chains Of Power” и “Breathe To Dominate” – для тотального моша. Немного не хватает целостности в песнях. Уж если рубище, – то давай до конца. Так нет же, смена тем тебя постоянно отвлекает от посетившей эмоции и ритмического настроя. Диски Kataklysm уже практически не выпускаются в виде банального jewel case, не солидно. Nuclear Blast обязательно выпускает расширенную версию. В случае с “Prevail” речь идёт о бонус диске с записью полноценного концерта в Лас-Вегасе и клипом на “Taken The World By Storm”.

 

Летом 2008 года Katakysm в очередной раз переподписали контракт с Nuclear Blast. Музыканты были вполне довольны сотрудничеством с долголетним партнёром по бизнесу. После мощного турне осенью того же года по США с Eluveitie, Keep Of Kalessin и другими, канадцы взяли небольшой перерыв – посидеть и подумать. Кое-кто додумался. В 2009 году вокалист Маурицио инициировал новый проект Ex-Deo (www.myspace.com/exdeo), в котором были задействованы все участники Kataklysm и пара приглашённых музыкантов. Название первенца “Romulus” говорит само за себя – Маурицио до сих пор спит с древнеримскими доспехами, мечами и боевыми штандартами под кроватью. Были разговоры о соответствующей концертной раскрутке и появлению продолжения в случае, если будет необходимый фидбэк. Между делом группа откатала европейское турне “Summer Madness” с коллегами по лейблу Death Angel и Keep Of Kalessin. Стабильность и плодовитость канадского квартета, а также столь длительное проживание в жёстких рамках альбом-турне-альбом-турне, конечно, вызывает уважение, но в какой-то момент просто сбивает фокус количеством турне и  непрерывной чередой релизов. Может просто домой никто из музыкантов возвращаться не хочет ?
Прикол
И вот, шаг за шагом, биография Kataklysm достигла 20-летней отметки. Лучший мой подарочек – это новый диск, иначе, что мы тут все делаем? “Мы бы хотели, чтобы нас запомнили группой, которая никогда не сдаётся и с достоинством встречает трудности, – запальчиво сказал гитарист Dagenais. – Эта взрывная метал-пластинка станет путеводной для будущих завоевателей сцены и никогда не будет забыта. Музыка, вокалы, продакшн – всё на высоте”. Появление новой студийной работы Kataklysm “Heaven’s Venom”(2010) предварял сингл “Determined (Vows Of Vengeance)”. Активно, бронебойно, в среднем темпе, по большей части, не без заимствований у Six Feet Under. По сравнению с “Revail”, свежачок слушается не намного живее. Кроме забойных трешевых песен “A Soulless God” и “As The Wall Collapses”, оба диска мало различимы. Явные гётеборгские проявления не исключаются, есть, например, мелодичные бодряки “At The Edge Of The World” и “Suicide River”. Пару новых сочинений можно продегустировать на Майспейс-странице – www.myspace.com/kataklysm. Как никак Жан-Франко крепко держит продюсерские бразды правления в своих руках, меняя только места микширования и мастеринга. “Здесь вы найдёте всё, что хотите услышать от пластинки Kataklysm. Всё – и некоторые неожиданные музыкальные авантюры. Каждый отдал себя при создании “Heaven’s Venom” на 150%!”. Как-то неравнодушен Маурицио к процентам… Может поэтому актуальный клип на песню “Push The Venom” снимали в Белграде? В Сербии пока дешевле.

Первую половину 2011 года канадцам будет не продохнуть от гастролей: январь-февраль – Европа, февраль-март – США, апрель – Южная Америка, и, наконец, три сразу концерта в ЮАР в мае. Впечатляющий ход ноги.

Ян Федяев

Сайт: www.kataklysm.swizcorp.com

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.