rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Katie Melua


Ох уж эти фемины с гитарами, поющие и нет. Бередят, так сказать, стабильно сердца. Katie Melua – приятная во всех отношениях исполнительница, сумевшая в своём то возрасте, не являясь урождённой англичанкой за считанные годы не только стать самой коммерчески успешной мюзик-дамой Великобритании (да, да, бабок немеряно у ней), но и переплести в своих пронзительных и одновременно кротких песнях в уникальное единство женственность, неотразимую детскую трогательность и далеко небанальную музыкальность на стыке акустики, современной авторской поп-музыки, блюза, джаза и фолка. Королева Великобритании оценила!

Обжигающая брюнетка с бездонными глазами Кати – интересной житейской и завидной творческой судьбы человечек. Амиран и Тамара Мелуа приложили все усилия и родили 16 сентября 1984 года в Кутаиси, в “социалистической” Грузии Кетеван Мелуа. В возрасте трёх лет они перевезли дочуру в Москву, но потом вернулись в Батуми. Когда Кати исполнилось 8 лет, её отец, кардиохирург, воспользовался предложением поработать престижной больнице в Ирландии, чтобы вывезти семью из находившейся в состоянии очередной гражданской войны Грузии. Первым местом проживания на чужбине стал тихий и умиротворённый Белфаст. “Когда я позже рассказала об этом одному из своих учителей в Англии, – вспоминает Кати, – он сказал: “Из огня да в полымя!”. Впрочем, девушка всегда с теплотой вспоминает своё детство, как в Грузии, так и в Северной Ирландии; здесь она выучила язык, завела друзей, и ей больше не приходилось таскать воду в вёдрах на пятый этаж родительской квартиры. До тринадцати лет она училась в Белфасте, где, будучи крещённой ортодоксальной христианкой, посещала католические школы, при этом её младший брат ходил в протестантскую школу. Сначала в планы Кати не входило становиться певицей и тратить жизнь на гастроли и сочинение музыки. Насмотревших нестабильных политических режимов, он хотела стать историком или политиком. Нет, она, конечно, очаровательно мурлыкала песенки в детстве, стоя на табуретке, но о серьёзной карьере никогда не задумывалась. “Я искренне верила в то, что в состоянии принести мир на землю…если бы я ей управляла!” Затем семья Мелуа перебралась в лондонский Sutton, потом в Redhill в Суррэй. Кати определили в женский хайскул Nonsuch. Там она пребывала в своих мечтах по спасению человечества своими мирными инициативами до 15 лет, пока не приняла участие в телевизионном конкурсе “Stars Up Their Noses” на британском канале ITV. На нём Кати исполнила песню Мэрайи Кери “Without You” и отхватила главный приз в размере 350 фунтов стерлингов, который благополучно потратила на постельное бельё и кресло для папы. Политическая карьера уже не казалась ей лучшим выбором. Всего Мелуа побывала в семи различных школах, последней из них была Британская школа исполнительских искусств, где она грызла BTEC и первый музыкальный уровень. Кати: “В этой школе отучился один мой приятель, и по его описанию это было хорошее место…к тому же бесплатное!” Здесь дремлющий музыкальный и композиторский талант девушки стал понемногу раскрываться. “Я начала сочинять песни примерно в 2001 году, и с помощью родителей устроила дома небольшую студию. Меня вдохновляли Queen, Joni Mitchell, Bob Dylan, Eva Cassidy, индийская и ирландская фолк-музыка. Я убеждена, что великие артисты это те, которые талантливы и оригинальны как в своей музыке, так и в её исполнении. Музыку нужно исполнять живьём. Меня всегда наполняет тёплое чувство, когда я вижу кого-нибудь на улице с гитарным или скрипичным кейсом”. Кстати, одну из своих первых адекватных песен – “Faraway Voice” – Кати посвятила Еве Кассиди, узнав, что та, оказывается, умерла.

 

Майк всё решает, а Катя поёт

Вскоре после того, как Кати осознанно взяла в руки гитару, в 2002 году в школу нагрянул продюсер Mike Batt, чтобы набрать ребят для новой джазовой группы своего крохотного лейбла Dramatico. Мелуа без особого энтузиазма приняла участие в прослушивании, где исполнила ту самую песню “Faraway Voice”. Майк Батт вспоминает: “Кати стала для меня фантастическим открытием. На самом деле, я искал вокалиста, который бы отличался особенным исполнением блюзовых и джазовых песен, но не ожидал найти нечто настолько уникальное, и со столь очевидным блестящим будущим. Она одна из самых интеллигентных певиц, с которыми мне довелось уже за многие годы работать. В её голосе есть лёгкие намёки на разных певиц, вроде Eartha Kitt и Edith Piaff, о которых она никогда не слышала. Она абсолютно уверена в себе и не по годам зрелая, к тому же является харизматичной исполнительницей с красивыми, гипнотическими глазами”. Батт уже в сентябре 2002 года предложил девушке контракт сразу на пять пластинок, однако Мелуа согласилась принять его только по завершению обучения. Опытный 50-летний продюсер согласился, поскольку первые же репетиции убедили его в правильности выбора. Батт уже давно планировал записать ретро-ориентированный, базирующийся на оркестровках альбом, что было полностью созвучно с чаяниями самой Кати. В начале 2003 года на студии Батта в Farnham началась работа по созданию дебютной пластинки Katie Melua “Call Off The Search”, в которой принял участие ирландский филармонический оркестр, и даже был использован материал, который Майк Батт записал ещё 20 лет назад и приглянулся Кати (в частности, медленный пиано-струнный трек и первый сингл “The Closest Thing To Crazy”). Рассказывает Кати: “Наша философия на первом альбоме заключалась в том, чтобы просто попробовать разные вещи, посмотреть, что функционирует, а что нет”. Батт оказался рисковым мужиком, и ещё до выхода альбома арендовал в Лондоне зал Sheperds Bush Empire на 2000 мест и зарядил оркестр из 14 человек поддержки, чтобы презентовать никому не известного исполнителя. Случился аншлаг.

 

По кусочкам

“Это было сумасшествие, – признавалась позднее Кати. – Думаю, что Майк хотел доказать, что для него это серьёзно, что мы хотим играть по крупному, хоть мы и маленький лейбл. Я цепенела от страха и дрожала, когда шла на сцену; фактически это был мой первый серьёзный концерт”. Певица блестяще справилась с задачей и сорвала благосклонную прессу. Девушку пригласили в Royal Variety; там она встретилась с Королевой, сказавшей: “Слышала Вашу запись по радио, – очень мило!”. В ноябре 2003 диск “Call Off The Search” вышел в Европе и попал в Топ 40, но к Рождеству откатился на 80 место. Неожиданная поддержка пришла со стороны BBC Radio 2 и продюсера Пола Уолтерса, который активно промотировал не самую радиоформатную песню “The Closest Thing To Crazy” в ноябре-декабре в качестве дополнения к рождественской индейке. В результате диск не только отвоевал позиции обратно, но и возглавил британский хит-парад, пробыл на первом месте 6 недель и стал самым продаваемым английским диском 2004 года. За первые пять месяцев существования пластинки с прилавков в мире разлетелось 1,8 миллиона экземпляров. В том же году “Call Off The Search” был переиздан в расширенном виде с DVD-приложением, а так же выпущен двойной, преимущественно концертный DVD “On The Road Again”(2004). Кстати, этот самостоятельный DVD весьма привлекателен тем, что не весь материал, исполняемый восходящей звездой на концерте, можно найти на студийном альбоме. Ну и голос, само собой, редкая точность в интонировании. Песни Кати и её милая детскость, за которой скрывалась гордость и неуёмность всего кавказского народа, пользовались большим спросом. “Мне было 19, я до сих пор жила в доме родителей в Редхилл и посещала на неполный день курсы музыкального бизнеса, на случай, если альбом провалится, – вспоминает юная певица. – Это был конец той моей жизни, которую я знала до сих пор”.

 

Кетеван художественная

“Call Off The Search” – на самом деле очаровательная пластинка, с умным музыкальным и лирическим наполнением: песни “Crawling Up A Hill”, “Blame It On The Moon” или “Learning The Blues” можно рекомендовать от чистого сердца. Второй песней на дебютном диске, авторства самой Кати, стала “Belfast (Penguins And Cats”), посвящённая её тамошней жизни. Несколько других её сочинений – мягкие акустики “Downstairs To The Sun”, “Shirt Of A Ghost” и эстрадная “Jack’s Room” распределились вместе с кавер-версиями по первым трём синглам, достойным, на мой взгляд, отдельного места в коллекции. Летом Кати отыграла 11 первых концертов в США, затем прокатилась по Европе и вернулась в Англию для второго британского турне. Начиная “Band Aid 20” в ноябре 2004 года, она также стала регулярно участвовать в благотворительных акциях. Параллельно вёлся сбор материала для второго альбома; участие девушки в создании следующей записи было уже более активным.

 

В привычной обстановке

Весомым в жизни и в творчестве грузинской переселенки и любительницы экстремальных видов спорта оказался 2005 год. Груз успеха первого альбом не сказался на создании новой программы; тем более, что для старта у певицы и продюсера уже имелась пара песен, не попавших в итоге в первый альбом – “Spider’s Web”, которую Кати сочинила в 18 лет, насмотревшись увлекательных сюжетов про войну в Ираке, и “Thank You Stars”. “В любом случае нам было ясно, что фэны будут от них в восторге, – рассказывает певица. – Первая оказалась слишком рОковая для “Call Off The Search”, а другую сочинил Майк, и решил, что его песен и так слишком много на альбоме”. Что, однако, не помешало поместить первую версию “Thank You Stars” на самый первый сингл Кати “The Closest Thing To Crazy”. Итак, для новой пластинки Кати сочинила 4 песни, ещё 4 предоставил Батт, одну скроили вместе, остальное составили кавера, включая премиленькую версию “Just Like Heaven” The Cure и блюзовую “On The Road Again” Canned Head. Вобщем, довольно разношёрстный материал креативная парочка смогла в течение года сплавить в слиток – альбом “Piece By Piece”(2005), потянувший уже куда солиднее, чем дебют.

Первое место в хит-парадах 5 европейских стран, 2 место в европейской сотне альбомов и 3 место в американском джазовом чарте – круть, не говоря уже о миллионных продажах и “платинах”. “На этот раз, первое место я оценила более осознанно. Во время работы над “Call Off The Search” я была так занята, и так мало знала о музыкальной индустрии, что не совсем понимала, какое это, всё-таки, достижение”. Материала было записано немало, весь он, вместе с акустическими каверами битлов “Lucy In The Sky With Diamonds”/”Cry Baby, Cry”, перепевкой “Sturdust” и несколькими собственными песнями Мелуа и Батта, а так же двумя испаноязычными версиями увидели свет на позднем переиздании “Piece By Piece” с бонус-DVD в 2006, на испанской и американской версиях. А пока на повестке дня было расставание Кати с давним бойфрендом Люком Причардом, с которым встречалась ещё со школьной скамьи в BRIT School. Он был тогда вокалистом начинающей брит-рок группы The Kooks, их занятость и успехи Мелуа были, конечно, несопоставимы. В марте 2005 года влюблённые разбежались, чему Кати посвятила тоскливую женскую песню “Piece By Piece”. Отмечу ещё одну прелестную песню, с лучиком надежды “I Cried For You”. Неоспоримый хит альбома “Nine Million Bycicles”, который Майк сделал по следам поездки в Китай. “Я считаю, что это одна из самых необычных песен, которые я когда-либо слышала, – признаётся Кати. – Мне она нравится из-за простого совмещения рядом тривиальной идеи (“Девять миллионов велосипедов”) и важной идеи (“Я буду любить тебя до конца своих дней”).

 

Гастрольная жизнь Кати, в принципе, не прекращаясь надолго, снова закрутилась в перелётах между континентами. Пожалуй, самыми заметными событиями того периода явилось вручение Кати и её брату с родителями в августе 2005 года британских паспортов, и участие певицы в 10-летнем юбилее нефтегазодобывающей компании Statoil. Грамотные маркетологи сделали из этого стильное мероприятие, попавшее на страницы Книги рекордов Гиннеса, как самый глубокий подводный концерт. Показавшаяся сначала безумной идея дать концерт на глубине 303 метра прямо на дне океана внутри крупнейшей в мире газодобывающей платформы, оказалась вполне осуществимой, и после небольшой подготовки Кати и её группы “Concert Under The Sea” был дан 2 октября 2006 в Северном море у побережья Норвегии, записан и выпущен в виде 66-минутного документального фильма с DVD-дополнениями (интервью, клипы, рабочие съёмки). “Фактически, это здание, которое опускается до самого дня, так что здесь ничего такого, что связано с глубоководным погружением, не было, и никакого перепада давления”. В Британии бокс вышел в 2007, но скандинавы увидели этот фильм ещё в конце 2006.

 

На дне океана

Для сочинения следующего диска Мелуа решила взять паузу. Певица озвучила ранее мысль попробовать на новом диске прикоснуться к своим грузинским корням. “Вероятно, уже не на третьем альбоме. Мы обыгрывали с Баттом много разных идей для него, и сошлись больше на концепции кино. Так что, мы не попробовали ничего грузинского, но я исполняю некоторые песни на грузинском языке на концертах”. Впрочем, позже Кати призналась, что навеянную фильмами Тарантино концепцию они не потянули. Уже в процессе подготовки свежего материала общественности стало известно о том, что этот релиз на обозримое будущее станет последним творческим тандемом Мелуа и Майка Батта. “Мы оба решили, что Майк не будет продюсировать следующий альбом и не будет сочинять для него песен. Это редкость для исполнителя и продюсера так долго успешно работать вместе, и мы почувствовали, что для обоих наступило время попробовать что-то другое. Я буду больше сочинять для себя самой, или с другими авторами, а Майку нужно уделять больше внимания другим артистам, подписанным на Dramatico. Но он по-прежнему останется моим менеджером и главой рекорд-компании”.

 

Уже не девочка

Успех диска “Pictures”(2007) и добротных синглов не был столь оглушительным, думаю, имя Кати просто затёрли за такой короткий промежуток времени. Настолько, что высокое качество блюз-бэндовых треков и “It’s All In My Head”, “Scary Films”, “Perfect Circle”, нежных оркестровых и беззащитно-акустических “What It Says On The Tin”, “If You Were A Sailboat”, “What I Miss About You”, или карибской “Ghost Town” стало терять свою остроту: и в Британии только второе место, и полный пролёт в джазовых чартах США, где пластинка вышла только полтора года спустя европейского релиза, в мае 2009 с 4 дополнительными концертными треками и альтернативным кавером. Кати: “Одну вещь после записи трёх альбомов я выучила хорошо. Никогда не знаешь, что произойдёт, когда начинаешь запись. Тот факт, что я стала немного старше, у меня появились другие интересы, опыт, и то, что я выросла и развиваюсь, как артист означает, что этот альбом в том или ином виде отличается от первых двух. Я не хотела просто пытаться повторить прежний успех, но я и не чувствую необходимости менять что-то ради перемен, или чтобы понравиться кому-либо, кроме меня. Наш творческий союз с Майком остался верен тому, на что мы всегда обращали внимание – на стихи, мелодию и эмоции, уходящие корнями в процесс сочинения песен”. Хорошо ли, плохо ли, но “Pictures” стал 49-й пластинкой по продаваемости в 2007 году и принёс любителям статистики 1.5 миллиона проданных пластинок.

Итак, Кати теперь должна была решить сама, в какую сторону двигаться. Ситуация для молодой исполнительницы, не смотря на её продажи и популярность, – довольно отрезвляющая и, в лучшем случае, стимулирующая. Она даже сыграла в 2007 году небольшую роль в маньячном триллере “Grindhouse”, исключительно из-за любопытства. Кати сама признавала, что сочиняет очень медленно, поэтому ожидать от неё на следующий год даже после такой пластинки, как “Pictures” полноценного альбома своих собственных песен было бы смелой фантазией. Поэтому, подводя итог совместному творчеству певицы с собственным менеджером и бывшим продюсером, лейбл Dramatico выпускает в 2008 году сборник “The Katie Melua Collection”(плюс полуторачасовой DVD “The Arena Tour 2008, Live From Rotterdam”, оригинально – упасть не встать). Не очень стильно, всего после трёх студийников; уверен на 100 процентов, что гораздо интереснее была бы отдельная компиляция би-сайдов с многочисленных синглов и саундтреков госпожи Кетеван Мелуа, даже без визуальных подарков. Чего стоит песня “Market Day In Guernica”! Несколько причин купить эту коллекцию, всё-таки имелось: песня “When You Taught Me How To Dance” со звуковой дорожки к фильму “Миcc Поттер”, шедевр “What A Wonderful World”, который Мелуа исполнила дуэтом с “консервой” трепетного голоса Евы Кассиди, и три новых сочинения – блюзовая “Somewhere In The Same Hotel”, салонно-дворовый бит “Two Bare Feet” и грустная меланхолия прощания с беззаботным детством в “Toy Collection”.

 

Первый контракт с Dramatico исчерпала первая официальная концертная пластинка Кати “Live At The O2 Arena”(2009), записанная с небольшим бэндом в ноябре 2008 года в Германии во время мирового турне, посвящённого альбому “Pictures”. Виниловая версия и без того обширного концерта включает в себя дополнительные три трека, а диск, который лицензировала Португалия, включает в себя бонус-EP с 5 концертными треками, записанными специально для коммерческой португальской радиостанции Rádio Comercial. В творческом отношении это логичное завершение важного отрезка карьеры Мелуа и прекрасная демонстрация вокальных прелестей хрупкой Кати, а для понимающего слушателя вообще – облегчение, что она не стала историком. На концерте певица исполнила под фортепианный аккомпанемент одну песню на родном языке, и втиснула последний дигитальный сингл “Toy Collection”. Это шоу, кстати, чуть было не сорвалось: Кати призналась позже, что из-за стероидов, которыми лечила простуду во время турне, утром перед концертом она практически не могла встать и уже собиралась отменить выступление. К счастью, в течение дня оклемалась.

 

Сама, сама

Новых песен от Кати и её новых соавторов, среди которых Газ Чамберс (продюсер Уиллиям Орбит), дождёмся в мае 2010 года, после чего у красавицы стартует расписанное уже до конца года европейское турне. “Я не умаляю достоинств того, что уже сделала, но если говорить о музыке, то я ещё даже не приблизилась к тому месту, где хочу быть. Кроме того, будет трудно превзойти коммерческий успех, да и он потому, что мы были вместе с Майком. Теперь я чувствую, что снова должна доказать себе всё сначала, и сделать это в одиночку. Но работа с Майком многому меня научила, так что я надеюсь, со мной будет всё ОК!”

Ян Федяев

Сайт: www.katiemelua.com

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.