rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Mnemic


“Ты не должен записывать альбом, думая о фэнах, потому что это ограничивает твою музыку. Ты должен записывать его для себя”.
Guillaume Bideau

Датчане у нас редкие гости. Из последних припомню только достойнейших Artillery. А эти господа обитали в закоулках воспалённого сознания в режиме stand by с момента посещения жуткого и смешного одновременно концерта Amatory в питерском Главклабе несколько лет назад. Жалею о содеянном за такие деньги, был не в себе. Тинейджерский спрос на вторсырьё жил, жив и будет жить. Содержательность музыки Mnemic снова проявила себя и была оценена во время щедрого виски-пати после одной из студийных сессий команды Computer Crime в финской студии Astia, в промзоне Лаппеенранты. Пара дисков Mnemic оказалась тогда весьма кстати и была с удовольствием прослушана в диком угаре! Было это в декабре 2011 года, ну а потом подведение итогов, подтягивание хвостов, новогодний и затяжной постновогодний стресс, восстановление организма, более актуальные материалы, и вот, снова здравствуйте!

Первый апгрейт

Справедливости ради заметим, что упрёки в многочисленных заимствованиях Mnemic, начиная с Fear Factory, Meshuggah и Strapping Young Lad/Davin Townsend и заканчивая Nine Inch Nails и Front Line Assembly, особенно на первом альбом, имеют под собой крепкую основу. В этом смысле самым правильным было бы сначала опубликовать расширенное эссе о тех же Meshuggah, ведь их влияние на джент-сцену огромно, вряд ли кто будет это отрицать. В своё оправдание скажу только, что очерки Специального Радио о великолепных Fear Factory и Strapping Young Lad всё-таки имеются, и, надеемся, находят своего читателя. В Mnemic Version 1.0, возникшей в 1998 году в датском городке Аальборг, оказались не посторонние люди: бывший гитарист довольно известного в европейских метальных кругах проекта Mercenary Mircea Gabriel Eftemie, бывший сессионный барабанщик почти культовых Invocator Brian Rasmussen, гитарист Rune Stigart, вокалист Mark Bai и бас-гитарист Mikkel Larssen. Вокалист откопал в латинском словаре для группы прикольное название Mnemic, у которого, впрочем, позднее появилась собственная расшифровка – Mainly Neurotic Energy Modifying Instant Creation. Это, в свою очередь, отчасти отражало и музыку, которую новый коллектив стал нести в массы: техничный гибридный футуристик-метал с мощным влиянием math- и industrial-metal, невротичный, хмурый и апокалиптично безысходный. Приставка “футуристик” в данном случае обозначает не что-то запредельно будущее в музыке, а тягу группы к определённому контексту и созданию с помощью электроники и других средств фантастической зловеще-холодной атмосферы, субъективно сходной по ощущениям с холодком в фильме “Сквозь горизонт” или в шутере “Quake-2”.

Майкл

В вышеуказанном составе Mnemic записали первую демо-ленту “Tattoos” из двух треков, после чего Марк по религиозным соображениям покидает коллектив, – парень задумал стать священником, и таки стал им! Наверно до сих пор замаливает грех участия в таком бесовском занятии, как рок-музыка. На его место берут Michael Bøgballe, альтернативного вида товарища с модным ирокезом. Вторую демо-запись в 2002 году продюсировал некто Tue Madsen, ныне весьма известный датский метал-продюсер и владелец Antfarm Studio. В демо под названием “Mnemic” вошло три трека, два из которых, также как и обе песни из первого демо позднее перекочевали в новом виде на дебютный полноформат. Технический потенциал датской команды и перемалывающий мозг, безжалостный саунд вскоре нашли своего издателя. Случилось так, что через пару дней после появления второй демо-записи, группа выложила её на своём сайте. Один фрилансер из Лос Анжелеса, отслушивавший по заданию рекорд-компаний неподписанные коллективы с большим потенциалом, офигел от демо Mnemic и написал им, чтобы они немедленно отправили демо в немецкий офис Nuclear Blast. По словам гитариста Мирчи, на тот момент группе уже стали приходить предложения от европейских лейблов, заинтересовавшихся новой модерн-метал группой, но Nuclear Blast подсуетились шустрее всех и оформили самое выгодное предложение из всех. А датчане долго выбирать не стали.

В 2003 году публика услышала дебютный альбом Mnemic под названием “Mechanical Spin Phenomena”, поддержанный августовским синглом “Liquid”. Гитарист Мирча признаётся, что первым альбомом группа хотела обратиться ко всем слушателям металла: « Не секрет, что нас вдохновляли группы Meshuggah, Fear Factory и Strapping Young Lad. Когда мы сочиняли материал для первого альбома, то сошлись во мнении, что хотели бы, чтобы в нашей метальной музыки было как можно больше вариативности. Нам в равной степени интересно внимание и индустриальной аудитории, и метальной”. Записывали практически месяц с земляком Tue Madsen в его студии Antfarm, что совсем неплохо для дебютного альбома. Наверняка имела место приличная скидка, ну, или у Медсена в те годы был ещё терпимый ценник. Коллектив наваял довольно техничный и умеренно-сложный материал на стыке Meshuggah и Fear Factory коммерческой стадии развития, эффектно и плотно звучащий, очень презентабельный для дебютного альбома. Уж очень явные аналогии со скандинавскими дэт-математиками (“Liquid”, “DB’XX’D”, заглавный трек) и попсеющими заокеанскими станко-металлистами (“The Naked And The Dead”, “Blood Stained”, “Tattoos”) не помешали Mnemic собрать хорошую прессу и убедили Nuclear Blast в продолжении сотрудничества.

Мнемоническая механика

Практически сразу по окончанию студийных работ по созданию “Mechanical Spin Phenomena” из группы был уволен бас-гитарист Миккел и заменён на Tomas “Obeast” Koefoed, бывшего мембера Grope. С ним группа и отправилась на первые серьёзные гастроли. Первым турне Mnemic стал трёхнедельный европейский чёс по клубам с Death Angel, Darkane и Mystic Prophesy. Аудитория собиралась довольно пёстрая, но датский коллектив принимали все положительно. Кроме того, группе выпало в 2004 году немало классных фестивальных возможностей: они стали первой метальной группой, открывшей датский фестиваль Roskilde, выступали на альтернативных немецких фестах Rock im Park и Rock am Ring, рубились перед Fear Factory в Германии и Австрии, втиснули трек “Ghost” в звуковую дорожку фильма “Alone In The Dark”, вобщем, хорошо пошло. Второй альбом мнемиков “The Audio Injected Soul”(2004) появился без особых задержек. Говорит ныне бывший вокалист коллектив Майкл: “Как обычно, у вас есть целая жизнь, чтобы сочинить первый альбом. И когда мы записывали “Mechanical Spin Phenomena”, то, конечно, материала у нас было гораздо больше, чем требовалось для альбома, и много чего осталось. Кроме того, мы сочиняли новые песни даже во время первой записи. Так что, фактически, мы были готовы записывать новый альбом в том же году”.

Угар с пустыми карманами

Странно, но автор большей части музыки Mnemic рассказывает практически прямо противоположное. “После первого альбома мы много ездили по Европе. Это был период, когда мы были в определённом смысле далеки друг от друга. Затем, в марте 2004 года мы собрались снова и стали сочинять новый альбом. Студийный дедлайн на запись барабанов был назначен уже на май; для нас это был довольно суетливый период, поскольку мы все живём в трёх разных городах и можем собираться на репетиции только по уикендам. Думаю, мы лучше всего работаем, когда горят сроки. Например, первая песня на “The Audio Injected Soul” была готова за день до того, как идти в студию, и то же самое произошло с первым альбомом”. Ладно, фиг с ней с нестыковочкой, значит, у вокалиста и гитариста были разные представления о готовности материала.

Главное результат: песни на втором альбоме оказались компактнее и более приспособлен для концертного исполнения. Причиной тому стала вялая реакция публики на более длинные треки первой пластинки на концертах датчан. Гитарист Мирча: “При сочинении “The Audio Injected Soul” мы взяли другой курс, потому что мы были ограничены во времени, хотели побыстрее отправиться в студию и издать следующий альбом, чтобы остаться в медийном пространстве, ведь мы тогда были новой группой. Саунд на втором альбоме стал более простым и мелодичным, потому что “Mechanical Spin Phenomena” был в какой-то мере слишком навороченным и техничным. Но лично мне пофиг, это пусть фэны решают. Если им нравится, то и я счастлив, ведь я просто хочу делать хорошую музыку!”.

Аудио-инъекция

Хорошая музыка Mnemic в ту пору по-прежнему местами походила на Fear Factory, о чём повествовал первый же трек “The Audio Injection (Dreamstate Emergency)”. Другое дело, датчане добавляли в свой музыкальный котёл более ароматные специи и активнее его помешивали. Тут вам и Soilwork (послушай хотя бы “Door 2.12” и “Illuminate”), и безумный канадец Townsend в мелодичных своих проявлениях (“Jack Vegas”, “Deathbox” с использованием при записи с использованием при записи 3-D технологий), и хаотичная скоростная агрессия в “Sane vs.Normal”. Дополнял альбом не самый характерный для столь брутального коллектива кавер – песня “Wild Boys” группы Duran Duran.

И пришёл француз

То, что было главным для фэнов, а именно новые записи и концерты с мёрчем, и то, что было главным для лейбла (максимальная прибыль при минимальных роялтиз музыкантам), к сожалению, легко миновало самих музыкантов с материальной точки зрения и не могло не иметь последствий. Рассказывает гитарист Мирча: “После нашего турне с Soilwork по США у нас ещё была пара фестивалей в Финляндии и в Германии, и всё было клёво. И вдруг Майкл рассылает всем участникам группы e-mail, где говорит о том, что больше не может продолжать этим заниматься. Он устал сидеть без гроша, его подруга была беременна, и он хотел нормальной жизни. Это было всего за несколько недель до нового североамериканского турне (“Fury Of The Fall Tour-2005” с The Haunted, God Forbid, Meshuggah), а мы очень хотели в этом турне поучаствовать. Мы почти отменили свою поездку. И тут я вспомнил о парне Tony Jelenkovich из Швеции, игравшем раньше в Transport League, хорошем приятеле и классном вокалисте. Он отлично для нас подходил; его даже в своё время приглашали на вокал The Haunted, когда оттуда ушёл Пит; думаю, этот факт его хорошо характеризует. Мы позвонили Тони, он согласился и приехал в нам в Данию. Спустя уикенд он уже был готов к турне”. Были даже серьёзные разговоры о том, что Тони с более низким голосом и более агрессивной манерой будет спевать на следующем альбом Mnemic, но этого не случилось. Тони откатал с датчанами два турне и в апреле 2006 года устранился.

Пассажир

У него оказались совсем другие представления о способах достижения творческих высот и прочих приятных для музыканта вещей, кардинально шедшие вразрез с устремлениями Mnemic. Фанатичное служение искусству и вся жизнь в гастролях и репетициях Тони не устраивала. Остальных – более-менее. Тут снова стоит упомянуть, что контракт с таким относительно крупным лейблом в случае с датчанами не имел практически никаких финансовых бонусов, и группа гастролировала в ноль. На тот момент почти все музыканты Mnemic не работали и жили на пособие государства (благо социальная система в Дании позволяет такое), впрочем, не сильно стремясь найти обычную работу. Зато всё время посвящали репетициям и делам команды. Мирча дополнительно изучал мультимедийный дизайн (его план “Б” на случай, если он так и не сможет в будущем зарабатывать себе музыкой на жизнь), остальные откровенно были банкротами. Вокалист Майкл, например, перед уходом из группы подрабатывал в цветочном магазине, чуть ли не при похоронном бюро, и такое положение вещей уверенности в правильности выбранного пути ему не прибавляло.

Собираются с мыслями

Очередным горлодёром Mnemic стал Guillaume Bideau, бывший участник прогрессивных дэтстеров Scarve. Вложения Nuclear Blast в группу достигли определённой критической точки, после которой начался прессинг, с целью срубить на следующем релизе побольше тугриков. “В конце концов, мы были сыты по горло тем, как стали развиваться события, и уволили свой менеджмент. Вы, возможно, читали в прессе, что случилось с Fear Factory и их старой менеджмент-компанией, а это была и наша менеджмент-компания. Так что давил не лейбл, – Nuclear Blast как раз всегда группу поддерживал”. Этот разговор происходил уже после появления третьего альбома Mnemic “Passenger”(2007). Для его записи музыканты сменили родную дождливую Данию на солнечный Лос Анжелес, а в продюсерских креслах теперь сидел гитарист Christian Olde Wolbers, бывший участник Fear Factory, ныне гитарист Arkaea, а также Warren Riker (Down/The Fugees). Произошло это вскоре после турне с Arch Enemy, в процессе которого мнемики в спешке комплектовали новые песни. Многое в новом производстве гибрид-металлеров шло наперекосяк. Начиная с того, что первоначально запись третьего альбома Mnemic планировалась с Петером Тагдгреном, а сведение – с Энди Снипом в Англии, и, заканчивая тем, что датчане плохо себе представляли творческий процесс на американской земле.

Сыновья системы

“Нам нужно было интегрировать в группу нового вокалиста, да ещё наседал менеджмент, требовавший сочинять песни для радио, – делится мыслями лидер коллектива Мирча. – Мы не из таких групп, в первую очередь мы метальная команда. Но большая часть вещей, связанных с “Passenger”, явилась результатом ряда неверных решений и того, что на кухне оказалось слишком много шеф-поваров. Нам сказали: “Ребята, вы должны записать свой “Master Of Puppets”, свой знаковый третий альбом. Мы сказали: “Эээээ…Ок”, но в этом всём потерялись. К тому же я проявлял крайний эгоизм в вопросах композиторства, хотел, чтобы мой материал имел первейший приоритет и обязательно был на альбоме. Мы полетели в Лос Анжелес и записывали всё в той же студии, где Megadeth в 1990 делали “Rust In Peace”. Нас вся эта байда вознесла, и так поступать было действительно ошибочно”.

Не всем по пути

Альбом появился в начале февраля 2007, вызвав смешанные чувства. Сложившаяся ситуация и данные нового вокалиста не могли не отразиться на содержании записанного за океаном альбома. К саунду претензий нет: гладкий, модерной, другой. Материал ещё более усложнился, приобрёл какую-то раздражающую грузность (а ведь должно нереально качать, верно?), что в сочетании с металкоровым вокалом Гильяма и откровенно заимствованными построениями и оформлением припевов рисовало картинку Mnemic другим цветом, не обязательно запоминающимся. Вот, спрашивается, зачем в потенциально угарную “Shape Of The Formless” помещать эти жутко обламывающие эмо-завывания в духе Sonic Syndicate? И это касается не только указанной песни. Конечно, несколько вещиц, типа “Numanaut”, “In The Nothingness Black” и “In Control” привлекают и задерживают внимание. Интересно получилось с участием в записи трека “Psykorgasm” Джеффа Уокера из Carcass и Шэйна из Napalm Death. С бывшим фронтменом Carcass гитарист Мирча случайно познакомился в аэропорту Копенгагена и после пары пива в местном баре надолго закорешился. Когда мнемики записывали в Лос Анжелесе “Passenger”, в то же время в городе выступала Brujeria, где играли Джефф и Шэйн. Мирча созвонился с Джеффом, пригласил в студию и предложил приобщиться, а те и не отказались.

Снова заработало

Пиар-машина Mnemiс, запущенная после выхода “Passenger”, работала как следует; группа даже удостоилась “величайшего счастья” разогревать на некоторых европейских концертах Metallica, якобы состоятельные рокеры прониклись творчеством датчан. В рамках европейских гастролей группа впервые отыграла в России. Имела место также и негативная отдача, особенно в человеческом секторе. Некоторые участники коллектива так и остались недовольными своей актуальной пластинкой. Группа устала от турне, и некоторое время не могла собраться с правильными мыслями, чтобы начать работу над назревшим по срокам опусом. Вспоминает вокалист Гильям: “С “Passenger” мы гастролировали и гастролировали, конца и края было не видно. Некоторые турне были короткие, некоторые, наоборот, слишком продолжительные. Кроме того, мы не всегда правильно поступали – выступали с неподходящими коллективами и из-за этого имели мало общего с аудиторией. Плюс мы сильно устали, и оно того не стоило. Когда ты в турне, то счастлив возможности вернуться домой. Мы хотели хотя бы пару месяцев провести без концертов, более того, в нас совсем не было креатива. Нам не нравился наш новый материал, его большая часть откровенно была барахлом. Идеи были настолько неинтересны, что мы решили подождать, пока не придёт вдохновение”. Думаю, условия контракта с Nuclear Blast ускорили процесс подзарядки группы вдохновением, в 2009 году датчане подготовили большую пачку новых треков. Девизом нового альбома “Sons Of The System”(январь 2010) можно считать поговорку: “Одна голова хорошо, а две лучше”. Памятуя о борьбе с внутренними демонами во время записи “Passenger”, каждому участнику была дана возможность максимального участия в процессе создания песен. Большая часть альбома по семейным обстоятельствам записывалась на репетиционной базе Mnemic. Буквально за несколько дней до похода в студию Antfarm у жены барабанщика умер отец, и он просто по-человечески не мог оставить семью в такой момент и уехать далеко от дома. Сначала он предложил, чтобы кто-то играл на записи вместо него, но остальные музыканты категорически высказались против и вместо этого перевезли необходимое оборудование из студии Медсена на свою репточку, с тем, чтобы Брайан мог проводить достаточно время в утешении супруги и, возможно, тёщи.
По словам музыкантов, они стремились на новом альбоме максимально точно воспроизвести свой живой саунд, используя привычное оборудование. “Мы хотели использовать на записи собственное концертное оборудование и не собирались тратить деньги на прокат кучи усилков, тысяч гитар и экспериментов с ними”. Главной задачей было найти баланс между агрессивностью и мелодичностью. Выложенный на Майспейс-странице “Sons Of The System” набирал по 35 тысяч просмотров ежедневно, – неплохой результат. Диск, получивший довольно унылую обложку, снова отправлял слушателей к наследию Fear Factory, балансируя между техногенным холодом бездушного роботизированного пространства, “массовым” альтер-роком с чёлочкой, риффовыми идеями Pantera, парой новых продюсерских решений и вымирающей металкоровой идеологией. В заглавной композиции, в “Diesel Uterus”, “Hero(in)” и “Within” это совмещается вполне гармонично. Самое приятное отличие “Сыновей системы” от “Пассажира” в том, что он не раздражает, хотя кривит предсказуемостью чистых припевов. Всё равно на живых концертах всё это студийное производство теряется и поётся мимо кассы.

Пока печатались эти строки, Mnemic усердно трудились в студии Antfarm всё с тем же Туэ Медсеном над созданием нового студийного творения. Nuclear Blast обещают релиз в июне этого года. Подготовка нового материала проходила в непростых условиях смены сразу трёх участников коллектива. В случае с барабанщиком это можно было предвидеть. В июле 2011 года драммер Brian Rasmussen получил серьёзную травму в аэропорту Таллинна, из-за чего группе пришлось играть на Кипре концерт под барабанную фанеру. Может, его напрягла по состоянию здоровья подготовка нового материала. А вместе с Брайаном ушёл и ещё один со-организатор Mnemic, гитарист Rune Stigart. Говорят о каких то неразрешимых персональных и музыкальных разногласиях… Ещё раньше группу покинул бас-гитарист Thomas Koefoed, решивший после 10 лет служению гибрид-метал искусству сменить окружение. В марте 2011 года он отыграл с Mnemic последнее шоу в Испании. Уволившийся музыкант уже собрал новый проект, надыбал контракт и собирается вскоре снова заявить о себе, подрабатывая сессионным музыкантом. Кстати, Томас, пока играл в Mnemic, тоже не избежал травм, по неосторожности раздробив себе указательный палец гидравлической помпой в 2010 году. Из-за этого, а также из того, что гитарист Rune перенёс ранее хирургическую операцию на сухожилии, и ряда других причин Mnemic в 2010 году играли лишь отдельные концерты и были вынуждены отказаться от европейского турне в ноябре-декабре 2010 года. На украинском Open Air играли вообще без бас-гитариста: ().
Итак, из основателей у руля остался один единственный гитарист Мирча, впрочем, и раньше успешно выполнявший функцию двигателя Mnemic. Сидеть у разбитого корыта в его планы не входило, поэтому гитарист подобрал себе новых коллег. Томаса заменил итальянский бас-гитарист Simone Bertozzi. Новым барабанщиком Mnemic стал Brian Larsen и датской тек-метал команды Vira, а пост второго гитариста занял Victor-Ray Salomonsen, уже игравший пару лет с группой на правах временного музыканта. Что все они наваяют, и появится ли магия с приходом новых участников – узнаем летом. Мирча обмолвился как-то в одном интервью, что Mnemic сохранят в любом случае метальные корни, но очень уж ему хочется поработать с более роковым контентом вроде Muse и Tool, смешать это всё с очень низким гитарным строем, побольше поэкспериментировать с сэмплами. “Меня также вдохновляет драм-энд-басовая сцена и Nine Inch Nails, так что я хочу попробовать что-то другое, а не быть постоянно “метальным”. Хотя сложно избавиться от металла, ведь это то, на чём мы выросли, и чем занимались на последних четырёх альбомах”. Пока есть рабочие названия некоторых треков и запущен видео-блог из убежища Туэ Медсена. Следим за новостями.

Ян Федяев


Сайт: www.mnemic.com

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.