rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Morgoth

Среди массы других команд под вывеской Morgoth, среди которых даже имеются блэкари из Непала, немецкая – несомненно, наиболее значительная. Эта post-death-metal формация оказалась одним из наиболее влиятельных экстремальных немецких коллективов в начале 90-х, развив примитивный флоридский death-metal калибра Obituary до самостоятельного прогрессивного явления, впрочем, недолговечного, увы. Была одна попытка юбилейного эксгумирования коллектива, но инициатива быстро забуксовала. И если честно, желание у самих действующих персонажей тоже было “на троечку”.

 

Из немецкой глубинки

В 1987 году в немецком городишке Мешеде (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) пара пятнадцатилетних пацанов, Rudiger Hennecke(барабаны) и Carsten Otterbach (гитара), выросших на Толкиене, Slayer, Possessed и Kreator, решила последовать примеру своих кумиров. Первый ужас, накрывший горожан этого тихого бюргерского местечка, именовался Cadaverous Smell и выражался в плохо организованном грайндкоровом шуме, издаваемом начинающими музыкантами. Вскоре к парочке присоединился Harry Busse, уже имевший представления о музыкальной грамоте. Сначала он занял пост бас-гитариста, сподвиг переименовать коллектив в Minas Morgul и переехал с остальными в репточку в городской школе. Музыка под воздействием Гарри стала приобретать какие-то удобоваримые формы, и группе понадобился вокалист. Пока шли его поиски, Гарри разонравилось положение бас-гитариста, и он переключился на вторую гитару, а место за микрофоном занял Marc Grewe.

 

Проверка на выносливость

По существующей легенде он так живописно исполнил креаторовскую песню “Flag Of Hate” на квартире у Карстена, что незамедлительно был принят в состав. Он же на первых порах стал совмещать обязанности басиста. Молодые люди решили, что это всерьёз, нашли постоянное репетиционное место на старой бойне, стали обзаводиться аппаратом и, наконец, переименовались в Morgoth. Это имя позаимствовал барабанщик Rüdiger из книги Толкиена “The Silmarillion”. “Мы репетировали каждый день и постоянно работали над первыми песнями, типа “The Beyond” и “Being Boiled”, – вспоминает Марк. – Постепенно мы стали приходить к какому-то своему стилю, весьма экстремальной форме thrash-metal, который мы назвали ultra-thrash (смесь флоридского дэта и немецкого треша). Вместе с нами репетировала ещё одна группа The Short Romance, в которой играл наш приятель Дирк Дрэгер. У него уже имелся кое-какой студийный опыт, и мы попросили его помочь нам в записи первого демо, “Pits Of Utumno”(88)”. На простенький 4-х канальный магнитофон квартет записал шесть своих первых сочинений и отправился на почту в надежде, что какая-нибудь кассета всё же попадёт на нужный стол и, что немаловажно, будет услышана каким-нибудь избалованным рекорд-менеджером. Песенки немцы наворачивали кашеобразные, стремительно-жужжательные, с простыми и угрюмыми текстами, ненавязчивыми мелодическими отступлениями, подростковым максимализмом и в целом бедовым дисбалансом. Что ещё можно ждать от портостудии? Барабаны различимы с трудом, слышно преимущественно дэтовый гитарный нарез, иногда с трудом выигрываемый, шелест железа и лающий вокал. Но зная, на какой уровень Morgoth вышли в ближайшем будущем, можно на многое сделать скидку. Музыканты признались, что ответ был получен один единственный, зато позитивный. Некий перец по имени Роберт Кампф написал им, что заинтересован в сотрудничестве с молодыми экстремалами. Он как раз только что организовал в Дортмунде новый лейбл – Century Media, чтобы выпускать записи собственной трешевой группы Despair. Марк: “Весной 89 года мы отовсюду наскребли денег и записали в гораздо лучших условиях, на 24-канальной студии первое профессиональное демо “Resurrection Absurd”. Я побольше экспериментировал с вокалами на этой записи, ну и стал чуть постарше, голос уже звучал по-мужски, а не как у тинейджера”. По следам этого демо Century Media подписали с группой контракт, и осенью 89 года “Resurrection Absurd” было переиздано на виниле – злобный, депрессивный и скоростной сверлящий death-metal с вокалом, напоминающим Джона Тарди.

 

Понеслась

Не тёртых ещё гастрольными прелестями пацанов весной 1990 года отправили в европейское турне с Autopsy и Pestilence. Кошмарный транспорт, клубы без душевых, фатальная пища, – но пришлось пройти через это и даже оставить у себя хорошие рок-н-ролльные воспоминания. Morgoth смогли тогда выступить только в Германии, Швейцарии и Австрии, поскольку в этих странах к тому моменту уже была налажена маломальская дистрибуция Century Media. В Голландию и Бельгию вместо бюргеров отправились Bolt Thrower. А наш искомый коллектив, отыграв ещё на нескольких фестивалях, снова оказался в студии. Кстати, Dirk Draeger, который накрутил группе самое первое демо, с тех пор неразлучно связал себя студийной работой с Morgoth. Дело шло бодро, но группа вдруг получает предложение откатать европейское турне с Obituary и Demolition Hammer. И коллектив принимает рискованное для себя решение прекратить запись, ограничившись всего пятью записанными треками, и ехать в турне. Morgoth не прогадали, даже эти пять треков, выпущенных в виде ЕР “Eternal Fall”(90), стали одним из заметнейших образцов европейского death-metal того времени. Материал сводил уже заработавший себе имя во флоридской студии Morrisound продюсер Скотт Барнс; он продвинул звучание коллектива в сторону американской дэтни того времени – Malevolent Creation, Death и т.д. Не сильно массивное, но злобное, техничное и скоростное метал-нарезалово “Burnt Identity”, “Female Infanticide”, “White Gallery” и грув-дэт в “Eternal Sanctity” и в перезаписанной песне “Pits Of Ultumno”. Что называется, пленных не брать! После гастролей с Obituary и Demolition Hammer Марка окончательно достало совмещение роли басиста и вокалиста, и в группу в самом конце 90-го года был принят свободный бас-гитарист Sebastian Swart (ex-Dark Millenium). С ним, и уже полностью готовым материалом в феврале 1991 года Morgoth отправились в немецкую Woodhouse Studio, чтобы записать свой первый, “классический” лонгплей “Cursed”(91). “Мы никогда не старались ничего высчитать, – говорил позднее всё тот же Себастиан. – Осознанно мы никогда не говорили, что хотим звучать шведски или ещё как-то. Мы звучали, как звучали. При сочинении песен мы не оценивали рифф на счёт того, на что он похож. Если все пятеро кивали головой, значит, он был принят, – очень демократично”.

“Cursed” являл собой уже цельное, законченное творение, совместив качественно распиливающий дэт с компромиссными решениями в области размера и атмосферы и добавлением мелодических фрагментов. Подготавливающее к резне интро “Cursed”, коллекция хороших дэтовых рифов в “Body Count”, “Soul Baptism” и других треках, маленький хит “Isolated”, на который был снят клип, и почти инструментальный мрачняк “Darkness” (с парой начитанных строк в конце) с акустическим началом, безнадёжной волочащейся гармонией и простейшими синтезаторами для создания кладбищенской готики. Довольно качественный и читабельный на тот момент альбом, и сегодня слушающийся для своего жанра фундаментально. “”Cursed” оказался гораздо атмосфернее наших предыдущих записей, – продолжает басист. – Группы вроде Fields Of The Nephilim определённо оказали влияние на “Cursed”. Мы не старались их копировать, но обращали внимание на то, как они подают свой материал. Некоторое время мы даже планировали записать что-нибудь с вокалистом Fields Of The Nephilim Карлом МакКоем, но в результате, ни один план так и не осуществился”. Обкатка свежего опуса немцев началась сразу же. Первые американские гастроли коллектива с Kreator и Biohazard были, несомненно, одной из вершин в карьере коллектива. Почти за три месяца перемещений по Штатам группа дала более 60 концертов. Затем последовал двухмесячный круг гастролей по Европе с Massacre и Immolation. Мало кто мог представить, но в итоге было продано более 100 тысяч пластинок “Cursed”. Рассказывает Себастиан: ” Впервые в нашей карьере у нас было достаточно денег на приличный свет, заднюю линию и всё такое…Death-metal был тогда на пике популярности, все клубы ломились от посетителей, а концерты почти всегда проходили с аншлагом”. Ходит так же история о том, что как-то раз в ходе этих американских гастролей, во время переезда из клуба в клуб музыканты чуть было не угодили в каталажку. Остановивший их мини-вэн для проверки полицейский обнаружил в нём более 100 пустых банок из-под пива, что запрещено строжайше. Только узнав, что эта ароматная немытая шобла приехала из Германии, полицейский понимающе сжалился и отпустил группу. “Ещё я вспоминаю такой эпизод из 91 года, когда мы играли в Катовице в Польше, – рассказывает Марк. – Мы остановились в отеле, и перед ним была толпа в 2000 фэнов, так что мы не могли даже оттуда выйти. Во время ланча охрана впустила несколько фэнов в ресторан, и когда они подошли к нам, одна девушка подарила мне розу и заплакала. Это был очень трогательный момент. Я знаю, у Робби Уильямса таких ситуаций бывает по 30 на дню, а в моей жизни такое было только один раз”. Да, неплохо для дэтовой команды волосачей…
Мош!!!
Участники коллектива взяли полугодовой тайм-аут, чтобы заняться учёбой и путешествиями, а так же перебраться в серый индустриальный Дортмунд и обзавестись новой репетиционной базой. Возможно, его мрачная, неживописная аура и конвейерность жизни повлияли на содержание следующего студийного альбома “Odium” (93). Он так же записывался в придворной студии Century Media – Woodhouse, с участием Дирка Дрэгера и Зигги Бемма. Смена гитарного звука с остро заточенного на грубый и массивный энгри-треш и структура первого же трека “Resistance” не были самым привычным явлением для дэтовой аудитории. Вокальная подача Марка стала меняться от монотонного скриминга в сторону хардкора. Последующие треки кроссоверовый “The Art Of Sinking” и медлительный вязкий “Submission” конкретики также не внесли. Безжизненный индастриэл-треш “Under The Surface” с минимальной гармонией, экспериментальная “Drowning Sun” и так далее, – во всём этом был класс, статус, раздражение, но не ярость или драйв. Коммерческий успех “Odium” хоть и не достиг показателей “Cursed”, но, тем не менее, позволил коллективу катать хэдлайн-кампании. В 1993 Morgoth отыграл два относительно крупных турне в Европе, сначала с Tankard и A.O.K , затем с Tiamat и Unleashed. А позднее участники формации стали говорить о том, что мол “невинность” первых лет ушла, пыла прежнего нет, и гастрольные поездки уже стали работой. А чего плохого то? Ну, только если по кайфу сидеть в бюро с утра до вечера, как и многие “Normalo”. Марк: “Мы уже не были удовлетворены ситуацией. “Odium” отнюдь не был плохим альбом, но было очевидно, что он не будет принят фэнами так, как ранние альбомы. На “Cursed” мы уже пытались расширить рамки death-metal, но людям это не понравилось вообще. Мы надеялись, что поклонники будут достаточно открыты и способны расти музыкально вместе с нами, но большая часть аудитории определённо не была готова к альбому “Odium”.

 

Тесными рядами

Покончив с гастрольной обязаловкой, разочарованные узколобостью своих поклонников музыканты Morgoth резко сократили музыкальную активность. Всплеск энтузиазма наблюдался только в конце 94 года, когда группу пригласили выступить в Мексике. Отличный приём публики сподвиг “морготов” после возвращения на родину панцерфаустов заняться сочинением новых песен. Было очевидно, что с death-metal они будут иметь ещё меньше общего, чем на “Odium”. Записывался новый диск “Feel Sorry For Fanatic”(96) в той же студии Woodhouse в городе Хаген. “Этот альбом был самым бескомпромиссным из всех, – признаётся басист Себастиан. – На тот момент нас тотально достали дэт-метал, гастроли и постоянный прессинг ради удовлетворения аудитории и рекорд-компаний. Мы просто сделали что хотели, никого не спрашивая ни о чём. И у нас получился личный, эмоциональный альбом, в котором мы отразили множество вещей, которые происходили в нашей жизни. Сейчас нам много задают вопросов, но если уж говорить о написании песен, то я считаю “Feel Sorry…” нашим лучшим альбомом. Остальное – дело вкуса”. Дэт-рок (или Новая волна немецкого металла, если кому угодно) с индустриальным настроением и мэйнстримовой формой, которую пару лет спустя довели до рафинированного абсолюта Rammstein. Уверен, осознанно “морготы” ничего подобного не изобретали, они и были зарождением этой волны, взявшей многое от Killing Joke, Sisters Of Mercy и пост-готической культуры. “Cash”, “Graceland”, жирный грув-рок “Curiosity”, “Watch The Fortune Wheel”: есть и интересные мелодии, и упругая гитарная альтернативность, и фактор развлекательности присутствует. Необходимость присутствия на альбоме совершенно идиотской двухминутной электронной техно-стукатушки “And It’s Amazing Consequences” сами музыканты, может, и объяснят. Только зачем вообще такое нужно было творить под именем Morgoth? “Думаю, “Feel Sorry…” вышел лет на пять раньше своего времени, – говорит Себастиан. – Пресса хорошо приняла альбом, но большинство фэнов не въехало”. Марк добавляет: “Feel Sorry…” не менее агрессивен, чем другие альбомы. Но это не так очевидно, как в ранних записях. Мы старались сделать музыку более интеллектуальной. Агрессия для нас не означает играть как можно быстрее”. Но самое главное было в том, что музыканты утратили интерес не только к death-metal, но и к самому Morgoth, быстро распрощавшись с этим именем. Летом 97 года группа в последний раз вместе выступила на фестивале в Германии, после чего распродала своё оборудование.

 

Марк Греве

“Причин было несколько, на самом деле. Мы чувствовали, что 1997 год это не 1991, когда мы были на самом пике. И это не совсем связано с уменьшившимся числом старых фэнов. Мы наелись всего этого музыкального бизнеса и гастрольной рутины, сочинения песен, походов в студию и снова и снова. Последнее турне с The Krupps и Richthofen показало нам, что в тот момент это больше не было нашим стилем жизни. Для нас остаётся загадкой, как группы могут заниматься этим по 20 лет и более. Мы всегда думали о жизни после группы” “. Ненадолго же тебя хватило, господин Греве. Маленький желудочек-то оказался. После этого вокалист Марк и Себастиан Сварт перебрались в Берлин, чтобы, как заявил Сварт “бросить музыке новый вызов”. Раскачивались до конца тысячелетия; в 99 приобщили ещё двух разношёрстных музыкантов Thilo Mellies (бас) и Harry Ernst (барабаны), а в 2000 году увидело свет первое демо новой альтернативно-постхардкоровой группы Action Jackson. К 2005 квартет нарубил ещё одно полноценное демо (кое-что можно послушать здесь www.myspace.com/ripactionjackson), на этом всё и закончилось. В 2006 Греве и Тило собрали новый groove-angry-metal коллектив Suicide By Cop (www.myspace.com/sbcofficial), который пока ещё подаёт признаки жизни.

Дэт-метал в прошлом

Практически 8 лет с самим Morgoth ничего не происходило, пока в 2005 Century Media Records не вспомнили об одном из своих первых клиентов и не выпустили двухдисковую антологию “1987-1997: The Best Of Morgoth”. Номерные альбомы немцев уже давным-давно стали раритетами в первоначальном виде, так что для знакомства и воспоминаний вещь пользительная. “Идея исходила от Century Media, – рассказывает Себастиан. – Они попросили Марка и меня помочь им в этом: мы пересмотрели старые фотоальбомы и решили, какие песни должны войти в пластинку. Марк написал сопроводительный текст, и так альбом был готов”. Стоит отметить, что во второй диск компиляции полностью вошло ремастированное демо “Pits Of Utumno”, пара дополнительных демо, трек “Indifferent”, вошедший в японское издание финального студийника “Feel Sorry For The Fanatic” и кое какой архивный видеоматериал (www.myspace.com/morgothgermany). Новой эрой в истории Morgoth этот релиз не стал. Идея о воссоединении даже для фестивальных выступлений у самих музыкантов так и не вызвала до сих пор нужного энтузиазма. “Да, мы говорили уже на эту тему с участниками. И даже собирались (без Карстена) на репетицию, выяснили, что мы в такой же хорошей форме, как много лет назад. Но, если честно, я не думаю, что реюнион что-либо изменит. Это вопрос времени; сейчас все втянуты в свои ежедневные дела, и не представляется возможным уделить достаточно времени, чтобы всё вернуть на тот уровень, которого мы достигли. А все промежуточные решения ради денег только повредят имиджу группы и тому статусу, который у нас сохранился за столько лет”.

 

Занавес

На этом всё и закончилось. В 2006 году Century Media переиздали с видео-дополнениями первые два полноформатника Morgoth. А 31 июля 2009 года на немецком фесте Wacken дебютировала довольно кровожадная команда Insidious Disease, в состав которой входят участники Napalm Death, Dimmu Borgir, Nile, Old Man’s Child. Нам она интересна тем, что её голосом является никто иной, как Marc “Groo” Grewe, бывший вокалист Morgoth. Группа сейчас активно продвигает свой дебютный альбом “Shadowcast”, который сводил Russ Russell (Napalm Death, Dimmu Borgir). Помимо собственных песен (диск с 12 песнями выйдет ориентировочно в начале 2010), группа записала кавер-версию Death “Leprosy”. Ностальгировать и слушать пробники здесь – www.myspace.com/insidiousdisease

Ян Федяев


Сайт: www.morgoth.eastpool.com

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.