rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Opeth. part 2


“Я не вижу смысла играть в группе и идти одним путём, когда можно делать всё, что угодно”
Mikael Åkerfeldt

В усиленном составе

Творческий авантюризм Микаэля Окерфельда достиг апогея в 2002 году. При сочинении нового материала музыкант стал испытывать трудности в комбинировании брутального и лирического содержания: ему хотелось, с одной стороны, записать более жёсткую по звучанию пластинку, а с другой, не лишать слушателей спокойных, созерцательных настроений. И тогда, по легенде, его друг Йонас Ренксе из Katatonia предложил ему не мучить больную печень и записать две разные пластинки – прогрессивно-метальную и мудрено-акустическую. Впрочем, в другом интервью лидер Opeth говорит открытым текстом: “Это была моя идея. Мы не денежная группа, поэтому, когда мне пришла в голову идея записать две пластинки одновременно, рекорд-лейбл отнёсся к этому без особого энтузиазма”. В итоге шефу Opeth пришлось приврать, чтобы запудрить мозг фирмачам, мол, всё готово, и вообще проблем не будет. Обе стороны договорились записать одновременно два альбома по цене одного. Ничего не вышло, однако, из желания Микаэля выпустить диски одновременно. В Music For Nations категорически отказались от этой затеи и согласились выпустить их только с полугодовым интервалом и при соотвествующей рекламной и концертной поддержке. Правильно, зачем лишать себя таких потенциальных доходов!?

Два испытания за одни и те же деньги


Итак, было забукировано две студии Nacksving Studios и Studio Fredman. И там и там должен был ассистировать Фредерик Нордстрём, но парень выкатил пугающий ценник, и в Nacksving Studios обошлось без него. Стивен Уилсон также был приглашён поработать в качестве продюсера и доброго советчика. На всё про всё у команды было полтора месяца – с конца июля до начала сентября. Всё, что было хоть в каком-то виде уже пригодно к записи, группа успела отрепетировать всего один раз. “Песни были не готовы, – рассказывает босс Opeth. – В основе своей, я написал два альбома стоящих песен прямо в студии, и записывал их днём. Т.е. я ночью сочинял, а днём мы записывались. Это был один большой напряг, никому такого не пожелаю”. Иной спросит, ну и нафига так убиваться? Мазохизм какой-то. Микаэль продолжает: “Это было ужасно, я больше никогда не буду на такое соглашаться в своей жизни. Были и проблемы внутри группы, и технические сложности в студии, инженер бывал бухой и не мог нам помочь”. Все косяки и неразберихи в многоканалке потом пришлось исправлять при сведении. Но, скорее всего, Микаэлю запомнилась смертельная усталость, ведь нужно было следить за каждым процессом и держать руку на пульсе, так сказать. А пульс был уже еле-еле.

Личная жизнь присутствует

На “Deliverance”(2002) музыка шведов стала тяготеть к мраку Morbid Angel, совмещённому с изысканными структурами Dream Theater (тогда ещё терпимыми), изменилось и настроение атмосферных пассажей, – в сторону My Dying Bride и готических фантазий. В идущих подряд треках “Wreath” и “Deliverance” прямо таки физически ощущается внутреннее напряжение. Тебя дёргают по натянутому нерву, пока не зазвучат последующие две композиции – “A Fair Judgment” и нежная прог-акустическая интерлюдия “For Absent Friends”, – тогда тревога и тьма уступают место грусти чуть светлее серого. Безотчётный страх снова посещает в финальной “By The Pain I See In Others”, в которой техничные death-metal части со скоростью бетономешалки смешиваются с театрализованными лирическими отступлениями и заканчиваются нойзовой мутью на четыре минуты. Диск вылупился в ноябре 2002 и занял 16 место в чарте Top Heatseekers. Вторая часть всего мероприятия, названная “Damnation”(2003), была издана пять месяцев спустя, и разительно отличалась от “Deliverance”. Собственно, так и задумывалось: “мясо” микшировал Andy Sneap в своей британской студии Backstage Studios, а дарк-прогрессив-рок Opeth сводили сами вместе с Уилсоном, оказавшемся в обоих случаях за продюсерским пультом.

Духи могут мечтать

Песни на “Damnation” получились значительно короче, с существенными клавишными включениями, близким пением, совершенно другим содержанием инструментала и другой панорамой. Шикарные мелодии, переливающиеся одна в другую, симфоническая торжественность минимальными средствами. Сложные переплетения ритмов и тем в “Windowpane”, “Death Whispered Lullaby” и “Ending Credits”. Али-Баба разгуливает под свои нанайские мотивы в “Closure”, славная бардовская печаль цветёт в бесконечной “Hope Leaves”. Класс, достойный Queensryche чувствуется в “In My Time Of Need”. Такие вещи могут понравиться не только фэнам-прогрессивщикам; подобную красоту с определённой долей толерантности может оценить многие любители хорошей музыки.

Ой-ё, ой-ё, ой-ёёё!

Обе пластинки Микаэль посвятил своей бабушке, которая попала под машину в период записи альбомов. Помимо активной европейской гастрольной жизни, в 2003-2004 году Opeth по меньшей мере четыре раза гастролировали по США в компании с Paradise Lost, Porcupine Tree, Moonspell, Lacuna Coil и другими. В общей сложности за 2003-2004 годы по всему миру, включая Азию и Австралию, шведы дали более 200 концертов. Обязательно отмечу, что это – не последняя концертная “двухсотка” коллектива. Мужики! Посреди разъездов, правда, у барабанщика Лопеса стали периодически возникать приступы паники и страха, в результате чего группа была вынуждена несколько раз отменять концерты или прибегать к услугам приглашённых музыкантов. Но под конец гастролей чел взял себя в руки. Кстати, в течение 2003 года с именем Opeth было связано ещё много чего: выход самого первого в дискографии винилового сингла “Still Day Beneath The Sun”, приём в состав штатного клавишника Per Wiberg из стоун-рок команды Spiritual Beggars, а также запись в Британии первого DVD “Lamentations”(2004, CD-версия издана в 2006). Эту вещицу стоит приобрести уже только потому, что в неё вошёл часовой документальный фильм о записи последних двух альбомов. Ну, а концертная энергетика – вообще штука необъяснимая, тут пусть для себя каждый сам решает. Красиво, качественно, тёплый саунд, но я лично уснул:

В перерывах между гастролями, в августе 2003 года Микаэль успел жениться на своей давней подруге Анне Сандберг, к сентябрю 2004 года уже имелась первая дочурка, названная именем героини одной из концепций Микаэля – Мелинда. Авантюрная, тотально стрессовая история с записью “Deliverance” и “Damnation” отбила у Окерфельда желание в дальнейшем надеяться на авось. Появился вкус к жизни, что ли… Если бы не высокое качество сочинённого на коленке материала, в частности “Damnation”, принёсшего группе в 2003 году шведскую премию Grammy в категории “Лучшее исполнение в хард-роке”, и даже место в последней десятке Billboard 200 в США, то эта запись могла бы дорого стоить Opeth в коммерческом отношении. Но хвала гению Микаэля, – его самопожертвование, поддержанное всеми музыкантами Opeth, глобализировало само имя группы, во-первых, во-вторых, не смотря на жанровое разделение новых песен, расширило в сознании слушателя музыкальный диапазон квартета и его способность прогрессировать и видоизменяться в очерченных самими же рамках. А в-третьих, дало группе пару лишних козырей при вымучивании новых контрактных бонусов.

По культовым местам

Впрочем, эта часть программы вдруг стала самой актуальной. Летом 2004 года рекорд-компания Music For Nations неожиданно для многих известных групп прекратила самостоятельное существование. Грубо говоря, её купила Zomba Music Group, и с Opeth там связываться никто не стал. А они тем временем вовсю готовили свежие треки, стремясь воплотить в новые комбинации звуков и стилей весь накопленный творческий багаж. На этот раз пре-продакшену и репетициям было уделено самое пристальное внимание. “Мы планировали уложиться в 5 недель студийного времени, – говорит фронтмен. – На последний альбом мы потратили ужасно много времени. Мы не были в нужной кондиции перед тем, как идти в студию, поэтому у нас была куча проблем. На этот раз я предполагаю, что всё будет проще. Все песни готовы, каждый знает, что записывать”. Для записи была выбрана шведская студия Fascination Street Studios, где, собственно, подготовленный материал и обрёл форму песен. Шведам можно было не волноваться за судьбу “Ghost Reveries”(2005). Коллектив получил тридцать с лишним предложений от всевозможных рекорд-компаний на издание нового альбома, так что харчами можно было ещё и поперебирать.
Всё это, конечно, понятно. Творческий рост, бесконечный кругозор, многослойная прогрессивность, высокая концентрация музыки, техничность и прочее. Вот эта прогрессивная эстетскость в смешении брутальных и лирических излияний из одного источника, доведённая до уровня любования своими собственными музыкальными псевдо-дебрями на “Ghost Reveries” стала напрягать. Да, всё круто, эпические, тёмные прог-дэт-композиции, шедеврально, монументально, масса восторгов, но слишком ориентированно на “тех, кто понимает”.

Движуха

Первый сингл “Grand Conjuration”, безжалостно выдранный из альбома и укороченный наполовину до нужного CD-single формата, никак не может характеризовать то, чем Opeth, по крайней мере, являлись до этого. Слишком много Микаэль к окрепшим ближневосточным мотивам стал примешивать американских прогрессив-рок групп и прочего ретро. Оттого и критики американские немало восхищались, и место в Billboard выросло до 64. И дело даже не в утрате спонтанности или в появлении механики и математики. На прежних альбомах потоки музыкального сознания и концептуальные повествования как-то внутренне складывались в песни. А нынче, даже после многократного прослушивания ощущения сложного паззла не появляется, – просто очень хорошо отрепетированная, заученная и мало вдохновляющая прог-метал последовательность кучи идей. Разумеется, выхватываются изысканные мелодии (прямо некоторые хочется продлить), встречаются шикарные соляки, и мастерство группы, как музыкант, ценю. Но как слушатель лучше возьмусь за ‘Still Life” и “Blackwater Park”. Наиболее цельное произведение – “Ghost Of Perdition” с печатной ритмикой и хорошим концертным потенциалом. Может, дойду когда-нибудь до причудливых прогрессив-метал наворотов в “Beneath The Mire”, “The Baying Of The Hounds” или ближневосточных тем в треке “Atonement”, напоминающее фрагментарно Joe Satriani. Не то, чтобы последнее сочинение безумно сложное для восприятия, – просто субъективно достали эти арабские этно-рисунки. Наверное, считается, что они обязательно должны свидетельствовать о развитии художественного вкуса музыкантов.

Никакой самодеятельности

Конец июнь-июль 2005 года группа прожила в США, окучивая турне “Sounds Of The Underground Tour”, после чего, откатав сентябрь по Старому Свету, снова вернулась в США на “гастрольное проживание” в октябре и ноябре. В декабре – европейское турне, с 2006 очередное американское турне с аншлаговыми концертами, вобщем, чумовое расписание. Весной драммера Мартина Лопеса стало окончательно подводить здоровье, и он распрощался с группой. Заменой ему стал Martin Axenrot, с которым Opeth тут же откатали Gigantour и записали кавер Deep Purple “Soldier Of Fortune”(получилось, скажем так, не вызывающе), вошедший вместе с DVD-материалами в переиздание “Ghost Reveries” в октябре 2006 года. Свидетельством тех концертных будней, обкаткой нового барабанщика и последней работой в составе Opeth гитариста Петера Линдгрена стала запись концерта в лондонском клубе Camden Roundhouse в ноябре 2006 года. Вспоминает Микаэль: “Я не знал об этом клубе, но оказалось, что Roundhouse является классической сценой, где выступали в 60-70-х годах мои любимые группы. Клуб был долгое время закрыт, и с его открытием у нас появился шанс там выступить. Мы были первой метальной бандой, отыгравшей на этой площадке. Это довольно большое заведение, вмещает порядка 3000 зрителей и классно выглядит”. Что касается самого Петера, то, конечно, после 16 лет студийных и гастрольных радостей и невзгод в Opeth ему непросто далось решение уйти из группы. В своём официальном заявлении в мае 2007 года гитарист всё свёл к утрате заинтересованности и вдохновения.

Водораздел

Окерфельд быстро нашёл ему замену – гастрольная и звукозаписывающая индустрия требовала принятия быстрых решений. Так в составе Opeth появился Fredrik Akesson, до этого пару лет игравший с Arch Enemy. “Микаэль видел меня лет пять назад во время концерта, – рассказывает Фредрик. – Подошёл потом после шоу и сказал, что ему нравится моя гитарная игра, и что он хотел бы поработать со мной. Так мы с ним годами периодически обсуждали возможность поджемовать, но этого всякий раз не случалось. Когда я начал играть с Arch Enemy, мы гастролировали вместе с Opeth по Америке. Я думаю, что Микаэль увидел тогда, что я спокойно переношу длительные гастроли. Наконец, в феврале прошлого года мы впервые собрались у Микаэля дома поджемовать. Мне кажется, что он уже тогда в тайне устроил мне аудишн. Он показывал риффы Opeth и, думаю, проверял, смогу ли я их сыграть”. Смог. И принял участие в декабре 2007 года в создании новой студийной пластинки шведских прогрессив-металлистов “Watershed”(2008). Осенью 2007 года фронтмен Opeth ещё взял тайм-аут, чтобы побыть с семьёй и отметить пополнение – появление второй дочери Mirjam Ebba Maria Åkerfeldt.

Красиво

Двойной концертный альбом “The Roundhouse Tapes”(2007) отмечен, в первую очередь, массивным саундом, знатным мощным гроулом Микаэля и исполнением старинной песни “Under The Weeping Moon”. Я, возможно, буду не прав, но концертные записи таких групп, как Opeth заранее скучны попыткой воссоздать альбомную версию. Вот где нужно использовать оркестры или неожиданные аранжировки, живые фолк-инструменты, в конце концов. С видеокартинкой – ещё куда ни шло, не говоря уже про кайф живого присутствия на концерте. 2008 год ударил по карманам коллекционеров и порядочных потребителей музыки серией релизов, включая переиздание первых альбомов в одном пакете “The Candlelight Years”, DVD-версию “The Roundhouse Tapes”, а также синглы, связанные с новым альбомом “Watershed”, и, разумеется, сам альбом в нескольких версиях. Для “Watershed” группа записала песен с примечательным для Opeth запасом. Помимо бонус-трека “Derelict Herds” авторства Окерфельда и впервые клавишника Виберга, было записано три кавер-версии – “Would?” (Alice In Chains), “Den ständiga resan” (Marie Fredricsson) и “Bridge Of Sighs” (Robin Trower).

Альбом неожиданно открывается с приятной фолковой акустической баллады “Coil”. Следы шведских дэт-корней чувствуются в “Heir Apparent”, где сокрушительная динамика увязана с запильными соло и возвышенными мелодиями. Очень сочный и гармонично разноплановый трек. Back to roots? Не совсем, вернее, совсем нет. В ряде случаев давнее сотрудничество с Уилсоном из Porcupine Tree оказывает влияние на треки Opeth, например, в “Lotus Eater” (ну, вот что это за порно-наигрыши на ретро-синтезаторе?) или в треке”Porcelain Heart” (и его клавишном реворке “Mellotron Heart”, вошедшем в EP “Burden”). На мой, опять же, субъективный взгляд, использование электроники под старину и увлечение пост-пинкфлойдовской психоделикой и стоун-роком лишило музыку Opeth той самой дремучей, сырой кельтской атмосферы депрессивной меланхолии, которая с самого начала привлекала слушателей. Возьмите хотя бы треки Hessian Peel или Hex Omega. Какая тут кельтика, увы… Разумеется, три года и немереные гастрольные впечатления не могут не трансформировать музыку мастера, особенно, если речь идёт не о традиционных узкожанровых коллективах. Но у любого эксперимента могут быть ограничители в виде чувства меры. Про чувство мелодии говорить не буду, – Микаэль очень крутой сочинитель, в той же задумчивой, интроспективной рок-балладе “Burden” с Мугом и прочими архаичными делами из хард-рок и прог-рок загашников, Opeth раскрыли себя с впечатляющей эпической стороны.

Фактически весь 2009 год квинтет провёл в гастролях в поддержку диска “Watershed”, нужно было отрабатывать 23 место в Billboard и высокое доверие слушателей в других странах. Группа побывала в Индии, прокатилась по Южной Америке, Мексике, Японии, Австралии. Про США и Европу можно даже не упоминать, – там Opeth неизменно являются частыми гостями. В феврале 2009 года шведов, наконец, увидела российская публика на двух концертах в Москве (20 февраля в клубе “1ROCK”) и Питере (21 февраля в клубе “Порт”). В 2010 году Opeth давали не так много концертов, а большинство тех, что было, явились юбилейным мировым турне под названием “Evolution XX: An Opeth Anthology”, устроенным в честь 20-летия коллектива. По этому же поводу вышло, во-первых, специальное переиздание пластинки “Blackwater Park”, “старая” новинка обзавелась новой обложкой, форматом дигибук, бонус-треком “The Leper Affinity” (Live) и DVD-диском с миксом 5.0 и документальными съёмками. А во-вторых, шоу в лондонском зале Royal Albert Hall было снято для DVD и вошло в состав бокса “In Live Concert At The Royal Albert Hall”(2010). Достойное внимание на этом шоу было уделено старому материалу: “Dirge For November”, “Advent”, “April Ethereal”, “Forest Of October”…

Кто их сюда пустил?

Заложенная в них суровая скандинавская меланхолия так контрастирует с прогрессивными разработками последних двух студийных релизов. Вот это классно послушать в концертном варианте! Ну, и не забудем, что первая часть программы представляет собой полностью исполненный альбом “Blackwater Park”. Мало какая рекорд-компания, издающая типа “мяталл”, может позволить себе столь эксклюзивно детализированный набор носителей, посвящённый одному-единственному релизу. Ну, самые мега-пафосные черти могут. Три варианта издания – один состоит из 4 винилов и 2 DVD, второй из 2 DVD и 3 CD, ну, и 2 DVD, по мелочи. Я уже молчу про переиздание годичной давности “The Wooden Box”: винилы первых трёх альбомов в деревянном боксе. Как заявил когда-то ныне бывший гитарист P.Lindgren: “Мы не чувствуем, что альбом готов, пока он не появится на виниле”.

Накрепко спелись с Уилсоном

Всё-таки Opeth молодцы, постоянно поддерживают в своих фэнах напружиненное состояние. Что касается нового студийного опуса, то пора бы уже. И Микаэль сотоварищи тут как тут, – с февраля 2011 года на стокгольмской студии Atlantis (инженер Jens Bogren) начались работы по созданию юбилейной десятой пластинки коллектива, пока ещё для Roadrunner Records. Сводить материал будет всё тот же Стивен Уилсон, судя по информации, в эти дни уже должно быть готово. Более того, у сторонников как Opeth, так и Porcupine Tree в этом году, возможно, появится ещё один объект внимания и инвестиций. Окерфельд и Уилсон уже давно бередят умы фэнов инфой о совместном творчестве, и к отдельному проекту даже приобщили бывшего барабанщика Dream Theater Майка Портного. Нынче уже имеется и название проекта – Storm Corrosion, хотя создание материала на студии Уилсона протекает слишком уж неспешно; в лучшем случае до формата лонгплея дотянут к концу года. Музыканты грозятся, что это будет нечто неожиданное, мол, не стоит связывать ожидания с музыкой, которую делают Opeth или Porcupine Tree. На этот год у группы уже помечен в календаре десяток метальных фестивалей, от Торонто до Стамбула. Коллекционеры пока могут приобщиться к американской акции Record Store Day, в рамках которой в крайне малом количестве будет напечатан 7-дюймовый винил с не сильно метальной песней “The Throat Of Winter”, доступной только в составе цифрового ЕР “God Of War: Blood & Metal”, опубликованного Roadrunner Records по поводу выхода третьей части компьютерной игры “God Of War” в 2010 году. Красиво жить не запретишь! Ждём новых откровений.

<<< ЧАСТЬ 1

Ян Федяев


 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.