rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Razor. part 2


Стейс уже не с нами

Приход нового драммера в Razor в значительной степени повлиял не только на записи коллектива, но и на концертную динамику. Живьём канадцы зазвучали, как хорошо отлаженный, стабильно работающий часовой механизм. Стоит поискать бутлег Razor, записанный с пульта во время концерта в клубе Silver Dollar в Торонто, в марте 88 года. С новым барабанщиком и новым басистом там переигрывались и старые треки, в которые уже с трудом ритмически влазил вокалист Стейс. Изменилось и музыкальное настроение – от разгульного треш/спида, порой, с неопределёнными эмоциями и со скоростью ради скорости до целеустремлённого, агрессивного, лупящего по мордам гоночного металла.

Всё по справедливости

В 89 году вокалист Стэйс устал от происходящего, ну, по-крайней мере такая версия у него была. “Если бы в группе была демократия, то песни были бы куда более разнообразные, особенно по темпу. Дэйв был твёрдо убеждён в том, что чем быстрее – тем лучше. Быстрый темп – это чертовски хеви и клёво, но иногда изменения необходимы людям, чтобы уважать саму идею скорости. Мне казалось также, что я мог бы попеть и о чём-нибудь другом; могло бы быть поменьше песен с использованием слова “смерть” в названиях. От этого я тотально устал. “March Of Death”, “Deathrace”, “Angel Of Death” и так далее и тому подобное. Мне хотелось петь и о прикольных вещах, про бухло, секс, типа сесть на свой байк, выдуть косяк и поехать куда-нибудь гонять”.

У лидера коллектива Дэйва совсем другой рассказ на эту тему. “Стэйс должен был уйти, потому что перестал вкладывать в музыку усилия, – говорит он. – Стэйс напивался на сцене, забывал тексты и был не в состоянии вести шоу. Он просто перестал воспринимать музыку всерьёз. Когда мы начинали в 84-85 и даже были успешны, Стейс был великолепным фронтменом, ко всему относился серьёзно, отдавался концертам на 100% и сам следил, чтобы всё было сделано на профессиональном уровне. И из этого превратился в парня, который занимается музыкой, потому что нравится тёлкам, а парни думают, что он крут и зарабатывает деньги. Он и меня уговорил продолжать Razor потому что понимал, что если бэнд развалится, то у него этого всего не будет. Он не верил в альбом “Violent Restitution”, который был для него слишком тяжёл. Когда мы отправились в турне с этим альбомом, с Адамом и Робом, и поднимались на сцену, то группа была потрясающа, именно такая, которую мне всегда хотелось. Мы были сыгранными и мощными как никогда, и старый материал с этими парнями звучал гораздо круче. Но появлялся кошмарный фронтмен и превращал всё в бардак, и все это замечали. Некоторые концерты игрались настолько плохо, что после шоу подходили фэны и спрашивали: “Какого хрена он делает?”. Наконец, во время одного такого чудо-выступления в Торонто, Дэйв прямо во время соло поставил Стэйсу ультиматум: “Или ты начинаешь нормально петь, или это твой последний концерт”. Вокалиста это отрезвило, он пообещал исправиться, отыграл два месяца гастролей без выкидонов, и потом свалил, собрав свою группу. Потом, ну как же без этого, поливал бывшего коллегу грязью, мол, записал с Razor последний дерьмовый альбом, и мне даже копию не прислали.

Милости просим в гости

Уф…лидеру бэнда было не привыкать бороться с постоянными переменами. Они не всегда были к лучшему, например новый контракт с маловлиятельным рекорд-лейблом Fringe Rec. Но что касается нового вокалиста Боба, то парень явно пришёлся ко двору и надолго связался с итальянцем Дэйвом. История проста. Параллельно с усилиями Razor, в той же Канаде, но с куда меньшим успехом действовала группа SFH. Коллектив даже несколько раз пересекался во время концертов с Razor. Голосил и наяривал там на гитаре некто Bob J. Reid. И когда Дэйв стал присматривать для Razor нового вокалиста, то вокальные данные Боба показались ему наиболее подходящими для будущего материала. Следующий проект Razor – уже с новым вокалистом – ещё один альбом, ставший негласной классикой “Shotgun Justice”(90). По словам Дэйва свежие треки сочинялись уже специально под более хардкоровый, сипло-пропитый вокал Боба. Барабанщик вдохнул в музло канадцев ещё больше жизни, зарядив 2-3 минутные хлёсткие куски ритмической агрессии победным движением вперёд. “Electric Torture”, “United By Hatred”, “Stabbed In The Back” и “Miami” на мой взгляд, самые яркие треки, хотя фэны “классики” наверняка почувствовали с приходом Боба появление хардкоровых примесей.

“Shotgun Justice” не был выпущен на территории США, как это случилось с “Violent Restitution”. Новый лейбл канадцев Fringe предложил Steamhammer/Roadracer лицензию, но тем не показалось, что альбом будет хорошо продаваться в Америке. Тем дело и закончилось, а концертная деятельность ограничилась канадскими просторами.

Уговорились собраться

В процессе подготовки нового студийного альбома с драммером Робом произошёл неприятный инцидент: его правая нога оказалась зажата между двумя автомобилями. Уж не знаю, что он там делал…Восемь недель в гипсе, четыре недели после снятия гипса не мог ходить и четыре месяца не мог вообще ничего толком делать. Только ручонками и головой шевелил. Факт остаётся фактом, Роб из-за оставшихся в колене серьёзных болей не смог бы осилить новые песни Razor, и мастермайнду пришлось осваивать искусство набивания барабанов на компьютере. Так что, на “Open Hostility”(91) стучит драм-машинка, но стараниями Дэйва оптимизированная под стиль Роба. Лидер группы выступил и в качестве продюсера. Упомянутое выше влияние хардкора в музыке Razor стало ещё заметнее, что в сочетании со злобным панковским угаром и остросоциальной тематикой насилия властей и беспредела судебной системы подтягивало на концерты канадцев представителей другой публики. Песни-динамит “Cheers” и “Free Lunch” думаю, лучше всего характеризуют эту отточенную грань Razor.

Децибелы

Сильнейший трешовый смерч и долгоиграющие риффы в “In Protest”, “Bad Vibrations” или “Iron Legions” сносят быстро и далеко. И нет никакого дискомфорта от использования драм-машинки. Какие-то новые гитарные интонации наклюнулись в финальной песне, адской треш-польке “End Of The War”, а сирена в конце песни звучит так натурально, прямо как на Земле обетованной во время обстрелов “касамами”. Кстати босс Razor пообещал в будущем гораздо больше материала с таким инструментальным развитием. А тогда влиятельный американский сосед не подержал появление “Open Hostility”. Диск никто в США выпускать не захотел (или плохо искали), концерты, соответственно, привязывать было не к чему, все отснятые малобюджетные клипы ротировались ничтожно мало, на канадские концерты ходили только верные фанаты. Тем не менее, Razor нашли возможность представить “Open Hostility” в турне по Канаде; в нём участвовал басист группы SFH Jon Armstrong. В октябре 1992 года Razor отыграли последний концерт и сказали “бай-бай”. На тот момент у лидера группы уже были записаны 9 инструментальных демо-треков будущего альбома, но дело до них дошло не скоро.

Гитарист Дэйв Карло на некоторое время вообще выпал из музыки, а вокалист Боб вплотную занялся своим прежним проектом SFH. В 94 году была издана обширная двухдисковая компиляция Razor под названием “Exhumed”, увы, не имевшая в своём цифровом чреве никаких редкостей или демо-записей. Дэйв по просьбе шефа Fringe Prod. Бэна Хоффмана выбрал понемногу со всех выпущенных ранее записей; пара ауттейков с последних двух пластинок, например, была бы здесь очень кстати. Ан нет, только студийный голяк.

Поиграем для души

Время шло. Дэйв жил в своё удовольствие, сочинял в стол и разъезжал по роду своей новой деятельности по Северной Америке, а также активно общался с вокалистом Бобом и участниками его группы SFH, записавшей как раз в эти годы два своих основных альбома. Совсем не рвался выпускать альбом ради альбома, особенно в такой не самый дружелюбный для металла период. И самое главное, он зарабатывал теперь неплохие деньги делом далёким от музыки – стал инженером-автомехаником. В 1996 году инициатором новой студийной записи Razor выступил именно Боб. Он и группу Дэйву привёл (участников SFH – басиста Jon Armstrong и барабанщика Rich Oosterbosh), и вызвался найти для будущей пластинки подходящего издателя. “На самом деле, я не планировал ничего записывать, – вспоминает Дэйв. – Просто были такие мысли, мол, когда-нибудь что-то выпустить. Но я не чувствовал, что это срочно. Боб пришёл и спросил: “Слушай, если я найду заинтересованную рекорд-компанию, ты захочешь издать новый альбом?” Я ответил, что это должно быть что-то существенное. Никто стучаться в дверь к Fringe и записывать для них новый альбом не будет, потому что они ничего для Razor не сделали. Я бы лучше записал хорошее демо, слушал его для своего личного удовольствия и сделал бы несколько копий для друзей.

Обратно в строй?

У меня уже была другая карьера, вопрос о деньгах не стоял, и не хотелось выпускать что-то под дешёвой обложкой, что будет лежать в одном из 75 магазинов с дисками”. Боб, однако, закусил удила и организовал для своего коллеги по Razor блюдечко с голубой каёмочкой, а именно вышел на главу лейбла Hypnotic Records Tom Tremeuth (тот когда-то дал шанс группе Helix и ещё нескольким канадским рок-формациям). Компания не предлагала решить все финансовые проблемы, но предлагала хорошую сеть дистрибьютеров и выпуск альбома в Европе и Японии. Дэйв согласился и поднял свои архивы. По словам единственного и неповторимого гитариста Razor, материал для “Decibels” вызревал в течение трёх-четырёх последних лет. Записывался комплект новых песен в студии The Tube, в городе Гамильтон в Онтарио. Работа шла неспешно: часть материала была записана в феврале 97, остальная часть добивалась в мае. Подписывая контракт, Дэйв предупредил издающую компанию, что во всех студийных и концертных инициативах будет принимать участие только в том случае, если они будут хорошо организованы и уложатся в месяц-полтора. Времена рокнрольного безрассудства для него ушли безвозвратно в прошлое, и на первом месте теперь стоит карьера. Продюссировали альбом на пару Дэйв и Боб, при участии Tom Tremeuth, по совместительству владельца студии, с большим энтузиазмом воспринявшим согласие господина Карло выпустить в свет ещё несколько новых творений канадской треш/спид-метал легенды.

Live 2005

“Decibels”(97) не отличался предельными скоростями, грешил искусственностью вокалов (слегка придушенный Лемми), излишним ритмическим минимализмом и идентичностью большинства треков. Зато как мясисто зазвучали знаменитые риффы Дэйва в песняках “Jimi The Fly” или “Liar”! Гитарной массы прибавилось значительно, всё-таки звукозаписывающая индустрия за шесть лет, минувших с момента выпуска последнего студийного опуса, сделала определённые шаги вперёд. Среди уханья непрерывно работающей стальной помпы изредка возникали мелодические моменты, придающие в “Life Sentence”, “Liar”, “Open Hostility” или “The Game” упрямому монотонному дроблению пространства фатальности. Гитарист предупреждал. Для фэнов большую ценность, положа руку на сердце, представляли песни “Instant Death” и “Rebel Onslaught”. Эти старые номера коллектив переиграл для европейского и японского переиздания; можно представить себе, как бы зазвучал материал Razor при должном финансировании. Не то, чтобы тут инвестирован “Чёрный альбом”, но такой гитарный жирок пошёл бы гитарам на “Violent Restitution” на пользу. Ещё до выхода “Decibels” было очевидно, что Дэйв не рвался снова упираться в музыкальную деятельность. Он собирался посмотреть, как идут продажи и распространение новой пластинки, сбрасывал с остальными накапливавшийся негатив на редких концертах в 98-99 годах. Видимо, продажи “Decibels” тоже оказались не ахти какие ободряющие.

Кое-что послушать и скачать можно здесь: http://come.to/the.razor.pages

Не заржавели

К сожалению, после выхода “Decibels” до сих пор не последовало студийного продолжения. Пока Razor был в замороженном состоянии, на свет появился новый фан-бир-байк-рок-проект Bobnoxious, новое детище Боба. Одно время в него полностью входил состав, записавший альбом Razor “Shotgun Justice”. По крайней мере, так утверждал сам Боб в одном из своих интервью. Сейчас картинка состава совсем другая, последние альбомы Bobnoxious записывали уже другие люди, и из наших знакомых там сейчас околачивается только шеф Боб.

Для музыкантов Razor это был даже необходимый творческий, секс-драгз-эндрокнролл-разгруз, хотя после этого “Бритва” ржавела аж до 2005 года. Именно тогда коллектив снова дал о себе знать и принял участие в канадских фестах Montreal Metal Fest и The Gates of Hell. Предполагаю, что всплеск активности вызван прямо-таки революционным переизданием (без бонусов) в ноябре 2004 года альбома “Decibels” в США, – постарался лейбл Candlelight Records. До наших дней дошла инфа о готовности нового материала, переиздании бэк-каталога, комплектации DVD и других приятных моментах, сопровождающих классический реюнион. Пощупать, однако, пока мало чего есть. В 2006 году тиражом всего в 350 пронумерованных вручную винилов Voodoo Evil Rec выпустил пре-продакшен-сессию самого первого полноформатного студийника Razor “Executioner’s Song”, известную ранее как демо-запись “Escape The Fire”.

Боб в расцвете сил

Неизвестное заведение Oxidized переиздало на компакт-диске концертный бутлег 85 года “The Evil Invaders Alive”, дополнив его тремя треками из демо 84 года. Возможно, есть ещё какие-то неизданные записи и локальные пиратские сиди. В 2009 году канадский лейбл War On Music переиздал на виниле альбомы “Violent Restitution”, “Open Hostility” и “Shotgun Justice”. Кстати, стоимость оригинальных версий дисков Razor на ebay доходит до 200-300 долларов. Razor тем временем продолжают без фанатизма выступать, как у себя дома, так и на выезде. В 2009 году квартет с большим успехом отыграл на фестивале Headbangers в Германии, – растирать публику в труху Дэйв, лишившийся волос Боб и К нисколько не разучились.

Официальный DVD готовится. В интернете уже можно найти фрагменты ещё не изданного, мощно звучащего материала. В бутлегах то недостатка нет, достаточно заглянуть сюда www.ourhost.ca/amateur/dvd_2.htm

и найти сразу несколько ностальгических DVD-бутлегов Razor, со съёмками клубных концертов в Торонто и разными закулисными бонус-киношками 89-90 годов, а также первый за семь лет перерыва концерт канадской команды, сыгранный в 99 году в клубе “Lee’s Place”..

Честно говоря, искренне любопытно послушать новый материал Razor в контексте современной метальной движухи. Рецессии в ней пока не наблюдается, а потому у таких некогда пылавших рок-страстью и не вкусивших утоляющей жажды славы коллективов есть немало медийных возможностей добавить в своё наследие пару-тройку разномастных релизов в актуальном, довольно таки претенциозном виде. И, что самое главное, есть ещё люди, которые до сих пор благодарны им за творчество и бунтарскую искру своей молодости.

<<< ЧАСТЬ 1

Ян Федяев


Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.