rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Theater of Tragedy. part 2


Что-то мне подсказывает, что эта история продолжения не получит. Не потому что не найдётся поклонников, которые не будут слёзно заламывать руки, или не будет концертных предложений, или ещё каких вещей, сопровождающих обычно процесс становления точки в карьере относительно известного и даже местами популярного музыкального коллектива. Не покидает ощущение, что карьера Theatre Of Tragedy сама по себе сошла на нет, и что заявление о прекращении деятельности было только вопросом времени. После увольнения/ухода в 2003 году блондинки-вокалистки Лив Кристин, чей голос значительно укрепил готик-дум-метал имидж Theatre Of Tragedy в первые годы существования, что-то где-то надломилось в бодро крутившемся механизме постоянно трасформировавшегося коллектива. И стабильность бюргерской семейной жизни стал чаще перевешивать всё остальное. Впрочем, свободу выбора, особенно в Норвегии никто не отменял.

 

Нэлл времён The Crest

Итак, летом 2003 года вокалистке Лив Кристин было отправлено электронное письмо с уведомлением об увольнении из коллектива, уже не имевшего на тот момент ничего общего с эпическим готик-метал (читай очерк Специального Радио http://www.specialradio.ru/essay/013.shtml). Как известно, это было уже второе увольнение вокалистки из рядов группы. На первое дополнительно пролил свет бывший гитарист ToT Tommy Lindal, уволенный как раз в тот же момент из-за болезни (группе просто некогда было ждать, пока он поправится). “Группа не могла смириться с тем, что Лив стала жить так далеко (в Германии), и кое-кому в группе также не нравилось, что у неё в руках был определённый контроль над нашим лейблом Massacre Records. Поэтому они решили избавиться от неё. Месяц спустя в Норвегии состоялась встреча группы с представителями лейбла, и Massacre Records настояли на том, чтобы Лив продолжала петь ещё на трёх альбомах. Иначе, типа, затаскаем по судам”. Тогда же Томми обрисовал и ближайшее будущее коллектива: “Насколько я знаю, они постараются записать три альбома (неважно, как они будут звучать), чтобы отработать контракт с Massacre Records, затем распадутся, чтобы начать всё заново. Но я думаю, что группа вымрет”. Было это в конце 90-х, и слова Томми с небольшими отклонениями оказались пророческими.

В театральном прикиде

После ухода Лив и мутных разговоров на эту тему, Theatre Of Tragedy поспешили успокоить фэнов. Мол, это далеко не конец, уже ведётся отбор кандидатуры с ангельским голосом, которая переплюнет Лив вокальными и внешними данными. Случилось это не сразу, только в 2004 году. Норвежский коллектив, мемберов которого раздражало, что прежняя вокалистка стала жить на две страны (Норвегия-родина/группа, Германия-муж/всё такое), искали певицу в родных краях. И нашли таки в лице Nell Sigland, действующей вокалистки не столь активной и заметной норвежской группы из Осло The Crest. Небольшими гастролями и разовыми выступлениями в 2004 и 2005 годах (в том числе с Tiamat, Sirenia и т.д.) новую вокалистку-брюнетку стали интегрировать в сознание посетителей концертов и онлайн-ресурсов. Имели хождение также несколько демо-записей, впрочем, пока не говоривших ни о чём. “Некоторые новые песни у нас уже были сочинены ещё в момент выхода “Assembly”, и даже записаны демо, – рассказывает клавишник Лорентс Аспен. – Но были трудности с тем, чтобы совместить наши гражданские карьеры и производство/запись песен. Ну ещё из-за того, что мы расстались с Лив и должны были найти вокалистку. Всё это отняло много времени”.

 

Новый студийный альбом норвежцев, наконец, увидел свет в марте 2006 года. Его выпуском занимался лейбл Candlelight, в продюссерах замечен Greg Reely. Первым и единственным физическим синглом стала “Storm”, пожалуй, самая “комплексная” песня альбома, совместившая модный пост-гот продакшн, хитовый припев и новую динамику коллектива. Би-сайдом сделали неизданный трек “Beauty Of Deconstruction” (плохо запоминающаяся, ползучая песня с дарковой мелодией и басовой основой) и индустриальный ремикс на “Storm”. Сам же альбом “Storm”, имевшийся также в формате красивого диги-бука с бонусом, не стал продолжением индустриального электро-рока, до которого Theatre Of Tragedy докатились в 2002 на диске “Assembly”. Это и не было полным возвращением к простоте и эпической красоте “Aegis”, всё-таки работа над последними двумя, довольно “синтетическими” альбомами оставила свой след. По стопам головного трека пружинистой поступью, с плотными риффами по бокам шли “Silence”, “Voices” и “Begin And End”. В них много места было оставлено под голос новой певицы Нэлл; если честно, свою работу она выполнила не хуже Лив. С её помощью стратосферное ощущение создают композиции “Ashes And Dreams”, “Fade” и непростая ритмически “Senseless” – высокопарный мелодизм, мистический туман, морбидальная романтика. Вокальные успехи Раймонда Рахони остались на уровне ритмичных монотонных начитываний с жутким акцентом. “Мы очень довольны результатом, – говорит Хансен. – Он звучит именно так, как мы хотели. “Storm” более органичный, хлёсткий и тяжёлый, чем предыдущий альбом. Мы постарались сохранить простоту, чтобы большинство песен основывалось на барабанах, бас-гитаре, ритм-гитарах, пиано и вокале. Но добавили кое-какой программинг, где это было необходимо”.

 

Московский лайв

За выпуском “Storm” последовали европейские гастроли с Gothminister и несколько фестивальных выступлений. Особенно громких фанфар в свой адрес группа не услышала, “Storm” был, скорее, ровным, добротным ок-альбомом, без скрытого потенциала на несколько лет, хотя бы. “Думаю, этим альбомом нам нужно было много чего доказать, – продолжает барабанщик ToT. – Хоть это и не было необходимым, но мы хотели сделать запись, которая как-то комбинирует букет всего, чего мы достигли на этот момент. Без давления со стороны рекорд-компаний, просто быть на нашем собственном уровне и сделать всё самим. Мы наелись всеми этими людьми из Nuclear Blast/EastWest/Massacre, которые говорили нам, как и что нужно делать, вплоть до того, как сочинять песни. Мы уже достаточно давно вместе, и в нашей карьере уже столько странного опыта общения с рекорд-компаниями. Я горжусь этой записью, потому что она сделана вопреки. Все внесли нас уже в списки мёртвых. Мы могли бы сделать альбом задолго до того, как это сделали, ведь Нэлл уже работала в группе всю вторую половину 2003 года. Но мы не могли объявить её официальным участником коллектива, поскольку были вынуждены соблюдать различные контрактные обязательства. “Storm” уже был сочинён в тот период, но мы совершенно не чувствовали необходимости спешить, потому что хотели сделать действительно хороший альбом. Мы не хотели ничего подгонять, чтобы это не выглядело, будто бы пытаемся состязаться с Leave’s Eyes. Не хотели жертвовать собой так, как это сделала Лив, мы и не были никогда такой группой”. Ладно, что было – то было. Может потому и ощущение “Storm” оставляет такое, домохозяйское, слишком комфортное. В октябре 2007 года норвежский коллектив нагрянул с концертом в Москву. Правда, из-за непогоды произошла накладка, и группа серьёзно опоздала на выступление. Половина фэнов ушла из клуба, не дождавшись появления своих любимцев. Вспоминает вокалист Раймонд: “Причиной задержки стал снегопад, сами понимаете, Москва. Из-за него самолёт был вынужден сесть в Нижнем Новгороде, прежде чем вернуться в Москву. К счастью, я был настолько пьян, что не помню ни путешествия, ни концерта…”. Удачный выход из положения!

 

К октябрю 2008 года поклонники ToT ждали какого-нибудь юбилейного издания, – как-никак группе исполнилось 15 лет. Максимум, чего они дождались, – фрагмента новой песни “Frozen” на Майспейс-странице коллектива. Протяжная мелодия с переливами фортепиано поперёк увесистых гитарных риффов и заживляющим спокойным пением Нэлл, живо напомнила успешную формулу диска “Aegis”. “Теперь мы занимается группой только ради удовольствия. Больше не пять раз в неделю каждую неделю, как раньше. Нам доставляет удовольствие собираться вместе, чтобы играть и сочинять песни, но в этом должны быть перерывы один-два месяца. Группа больше не является нашим первейшим приоритетом, потому что у большинства из нас есть дети и семьи. Теперь среди приоритетов – работа и учёба”. Вот и весь юбилей, наслаждайтесь. Новый альбом “Forever Is The World” в собранном виде появился только в сентябре 2009 года при поддержке дигитального сингла “Deadland”, и опять на новом лейбле AFM Records. “Честно говоря, мы не планировали делать такой большой перерыв, – говорит Хейн Фроде Хансен. – Между “Assembly” и “Storm” и так было 4 года перерыва, но тогда мы меняли вокалистку, и потребовалось время, чтобы закончить альбом. А нынешний трёхлетний перерыв….это немного и лень, медленное сочинительство. Знаете, мы не самая быстрая группа в мире. А когда собираемся вместе, то это не значит, что мы полностью согласны с тем, кто и чего хочет. Практически год после выхода альбома “Storm” мы провели, выясняя, чего хотим, и, пробуя найти метод, при котором все нормально смогут друг с другом работать. А потом наш гитарист Франк сказал, мол, если мы хотим сделать новый альбом, то пусть все приходят на репетиции и мучаются наравне со всеми, работая над записью”. Так и произошло, мы собирались на репетициях и вместе сочиняли материал, и это, кажется, было впервые за 10-12 лет”.

 

Из лесу, вестимо

Продюсером финальной студийной работы ТоТ стал вокалист группы Zeromancer Alexander Moklebust, которого группе посоветовал продюсера альбома “Musique” Erik Ljunggren. Рассказывает гитарист Вегард К.Торсен: “Одним словом манеру его работы можно назвать “динамичной”. Он отступал и давал возможность спотыкаться нам самим, когда мы были в разгаре работы и полны энтузиазма, и брал инициативу в свои руки и вёл нас, когда мы застревали”. Вопреки многочисленным обещаниям вокалиста Раймонда никогда больше не петь гроулом, обладатели новой пластинки в первом же треке – мрачноватом “Hide And Seek” услышали думовый гроул Рахони. “Раймонд всегда делал то, что хотел, – признаётся Хансен. – Никто обычно не знает, чего он хочет, поэтому всякий раз забавно наблюдать за тем, что получится в итоге”. В этот раз Раймонд слишком затянул с сочинением вокальных линий, собственно, завтра в студию, а у него норвежская сёмга не валялась. Скорее всего, просто решил пойти по самому простому пути, и там, где были белые пятна – нагроулил по-старинке. Но мемберам коллектива очень даже понравилось, судя по интервью. Новая пластинка получилась на порядок интереснее и эмоционально разнообразнее, чем “Storm”. В ней есть некая жизнь, которую на всех прошлых альбомах лишал тот факт, что участники редко сочиняли музыку вместе, предпочитая обмениваться мп3 по электронной почте. Короче говоря, стало поменьше искусственности. “A Nine Days Wonder”, “Hollow”, бонус виниловой версии “The Breaking” производят очень позитивное впечатление. Альбомная версия “Frozen” действительно оказалась хороша и трагична, так же как и прелестная, по-своему трогательная и печальная “Empty”. Первым дигитальным синглом с эксклюзивной обложкой лейбл выбрал динамичную, но обычную песню “Deadland” с нагружающим дарковым би-сайдом “Hide And Seek”, – ни та ни другая песня не отражают сути альбома, но, как признались сами музыканты, к этому выбору они не имели никакого отношения. В красочной обложке альбома по желанию музыкантов художник Thomas Ewerhard воплотил элементы всех прежних арт-ворков, создав, в свою очередь, совершенно новый и самостоятельный образ. О различиях последних двух альбомов говорит Торсен: “Мы двигались по той же самой колее, электроники стало даже больше по отношению к традиционным инструментам. Самое большое различие в настроении. “Storm” по большей части скоростной и подвижный, а “Forever Is The World” более протяжный и меланхоличный”.

 

Продолжим по-тихой

 

В июле 2009 года лейбл Metal Mind Records, специализирующийся на ремастированных переизданиях (лицензированных у Nuclear Blast, например), переиздал ограниченными тиражами по 2000 штук альбомы ToT “Musique” и “Assembly”, проведя 24-битный ремастеринг и добавив по несколько бонус-треков. “Не скажу, что все бонус-треки на переизданиях, ну, вы понимаете, являются самыми блестящими песнями, которые у нас получались, – говорит барабанщик Хайн. – Всегда был повод, чтобы они остались неизданными. Так обычно бывает с бонус-треками, особенно когда пластинка переиздаётся через 5-10 лет. Но, в конце концов, мы решили, какие песни будут интересны людям в качестве бонус-треков”. В результате в каждое переиздание было добавлено по три трека – по одной неизданной песне – “Quirk” и “You Keep Me Hangin’ On”, и по два ремикса соответственно. Не самый плохой вариант, можно было бы и побогаче. В пачке с новым альбомом даже неплохое дополнение. Но и здесь есть одно “но”, которое давно разочаровывает настоящих фэнов, преданно покупающих выходящие альбомы, порой обеспечивающих той или иной группе какие-то места в хит-парадах и прочие кайфы. Тот хорошо знакомый нам случай, когда индустрия звукозаписи пожирает сама себя, заставляя слушателей и тех же самых поклонников болезненно пересматривать свои взгляды и принимать сторону важной реалии жизни, а именно наличие (вернее, отсутствие) кэша. Обладателям первой версии и винила “Forever Is The World” было наверняка не очень приятно узнать, что в марте 2010 года появилось расширенное издание этого альбома, так называемое Tour Edition, в поддержку гастрольной деятельности норвежского коллектива. К регулярной версии был добавлен бонус-СД “Addenda” с десятью би-сайдами, всеми последними бонус-треками и ремиксами, разве что не оказалось сингл-ремикса на песню “Storm”. Разумеется, в такой версии “Forever Is The World” куда более привлекательней. Дилемма “качать-не качать” в таком случае разрешается легко. Среди самых интересных треков на “Addenda” – ремейк песни “Deadland”, сделанный прежним гитаристом группы Томми Олссоном (фрагмент можно заценить на www.myspace.com/pagesoftragedy), пробирающая до мурашек, меланхоличная “Empty” – бонус на лимитированной версии прошлогоднего диска, ремикс на этот же трек, с пиано-драйвом и более космической атмосферой, индустриальный ремикс на “Revolution”. Кому-то обязательно покажется оригинальной камерная версия песни “Forever Is The World”.
Из последних сил

Итак, Theatre Of Tragedy пообещали концертом в родном городе Ставангер, 2 октября 2010 года зажать последнюю квинту своей музыкальной карьеры. А потом всё, слишком много сил и жизненной энергии забирает рок-н-ролльная тема, хочется и другими вещами наполнить свои быстролетящие годы. Единицы таких, что не боролся с такими мыслями и не оставался перед выбором. До этого момента менеджмент группы и промоутеры постараются охватить как можно больше стран и концертных площадок, чтобы продемонстрировать финальный состав коллектива и последний комплект новых песен. В марте “Театр Трагедии” уже сделал небольшой круг по Европе, в июне норвежцы отправляются в Южную Америку. Для пышного финала напрашивается двухдисковый концертный и архивный DVD, тем более, что официальных DVD за всю 17-летнюю историю группы так и не случилось. Опять же, как же не запечатлеть последний концерт в родном городе? Участники ToT как раз сейчас собирают фото и видео-материал для такого издания, оно увидит свет предположительно в будущем году.

 

Финальный опус

 

Трудно поверить, что все музыканты коллектива разбегутся по рыбалкам, креслам перед теликом с пивом, и прочим приятным времяпровождениям жизни в благополучной Норвегии. Наверняка кто-то продолжит музыкальную деятельность.

Поиграли – и хватит

Всё-равно будет нужна отдушина от семей-соплей. Предполагаю появление других переизданий или бокс-сетов, с дополнительными бонус-треками. Клавишник Аспен как-то обмолвился, что для “Storm”, например, было записано больше песен, чем попало в финальный трек-лист. Кое-что было использовано в переработанном виде на последнем диске, но не всё. “Они не были использованы из-за другого звучания. Это эмоциональные песни-баллады, очень симпатичные. Но просто не подошли общему саунду альбома”. Наверняка подойдут в другой раз, время удивительным образом меняет сознание людей…

Ян Федяев

 


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

Официальный сайт: www.theatreoftragedy.com

 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.