rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Thyrfing


Викинги-язычник, шкуры и палицы, драккары и гнев богов, громогласные хоры и нескончаемое эпическое повествование, обязательная воинственность (мол, к нам не подходи, чужие здесь не ходят) и следование скандинавской культуре…Идея совмещать хеви-метал с блэк-металлом и изрядной долей фольклорных мелодий, и создавать на этом фоне свой уникальный саунд, приходила в голову многим талантливым коллективам. Кому-то хватало одного имиджа и мифологических текстов, а упор делался на сытный, слегка мелодичный death-metal  – лучший пример, пожалуй, наши будущие герои, Amon Amarth. Кто-то конкретно упирался в фолк – ну разве что сырое мясо не лопали и не жили в экологически чистых дремучих скандинавских лесах. В сегодняшнем виде викинг-метал – явление не столь древнее, как может показаться. Это языческое действо в конце 80-х организовали шведы Bathory. Прототипами жанра можно считать пару песен на их альбоме “Blood Fire Death” в 88 и диск “Hammerheart”(90), уже полностью посвящённый новому направлению. За Bathory потянулись Enslaved, а с середины 90-х и покатила волна металлических коллективов, считавших себя “викинг-метал” и отличавшихся, в первую очередь, использованием несущих музыкальных форм, начиная с самого мрачного блэка и заканчивая угарной хумпой. Тут уже был кто во что горазд. Норвеги и шведы, традиционно не считающие финнов своими “братанами”, предпочитали в массе своей материал по-мрачнее – норвеги с арктической блэковой чернотой, шведы – с ветиеватым фолком, хеви и пост death-trash. Финнов пёрло на пьяное веселье и близость с природой. Опять же, никаких чётких параллелей или жанроописаний здесь не провожу, – такой мне в силу разных причин эта тема видится. C обеих сторон по поводу использования фолка и скандинавской мифологии есть кроссовер-случаи, например, Amorphis, не говоря о сотнях  и сотнях малоизвестных коллективов. Предположу, что viking-metal в массовом сознании чаще ассоциируется именно с пост-блэком. Mythotyn, Otyg, Primordial, Falkenbach, Moonsorrow, Einherjer – наиболее близки по духу к нашим сегодняшним музыкальным друзьям валькирий – Thyrfing. Своим ранним творчеством и композиторской мыслью шведский бэнд оказал определённое влияние на дальнейшее развитие жанра, а принимая во внимание релизы наших дней, создал “вещь в себе”. Thyrfing с самого начала стали подчёркивать свою индивидуальность значительным использованием фанфарных и прочих клавишных, постоянным расширением творческих горизонтов и исключительно посильным отношением к творчеству. Группа существует для души, и, тем не менее, остаётся одним из лидеров довольно популярного жанра.
Pantheon versus Thyrfing
В 1994 году трое музыкантов из местечка Tyresö – барабанщик Thomas Vaananen, гитарист/вокалист Joakim “Jocke” Kristensson и бас-гитарист Patrik Lindgren основали сырой метал-коллектив с зачатками клавишных Pantheon. В таком составе коллектив существовал непродолжительное время, репетировал и записал пару демо в 96 и 97 годах, а также принял участие в паре андерграундных сиди-компиляций. Собственно, идея бокового проекта, ставшего в итоге Thyrfing (имя меча в северной мифологии), появилась после того, как Патрик и Йоке стали задерживаться после репетиций. Они менялись инструментами и наяривали дополнительные сонги. Йоке изображал барабанщика, Патрик – гитариста, а в 95 им понадобилась ещё пара человек – клавишник Peter Löf и бассист Kimmy Sjölund. При этом проект Pantheon продолжал функционировать. В числе наиболее влиятельных коллективов своих первых лет музыканты упоминаю группы вроде Storm, Hades, Satyricon, Metallica и прочие разнородные формации. Первым наследием будущей серьёзной викинг-метал формации стала простейшая демо-запись “Solen Savrtnar” из 4 более-менее оформившихся песен. Йоке пришлось на той записи заодно и петь, но вопрос о фронтмене оставался открытым до 96 года. Именно тогда барабанщик Томас из Pantheon стал вокалистом Thyrfing, что, по сути, означало конец для Pantheon и уже очевидную и окончательную концентрацию сил на “боковом” проекте. Под эти перемены была записана вторая демо-запись “Hednaland”, которая отличалась и приемлемым качеством и относительно широким распространением по фэнзинам и лейблам.
Начнём, пожалуй
Год спустя, копия с демо “Hednaland” попала в офис голландской рекорд-компании Hammerheart Records. Потенциал у такой музыки, по мнению издателей, был, и они предложили выпустить демо в качестве мини-CD. Однако на тот момент музыкантам эта запись не казалась отражением их творчества, и они выступили с ответным предложением – записать целый альбом с новыми песнями. Так был заключён контракт на выпуск дебютного одноимённого альбома Thyrfing. Первую половину 97 года бэнд занимался сочинением песен, изредка выступал в шведских окрестностях и в итоге загрузился в июле в стокгольмскую студию Sunlight. Музыканты рассказывают, что рекорд-сессия под руководством звукорежа Томаса Скогсберга и лидера Dismember Фреда Эстби была довольно нервным занятием. Но чего не сделаешь ради искусства, – ещё один фрагмент викинг-метал истории был написан (частично на английском, частично на шведском языках), и после утомительного ожидания был опубликован в марте 1998 года. Нельзя сказать, что песни на “Thyrfing” по отдельности являлись образчиками непревзойдённого метал-искусства, но идейность определённо содержали и в виде альбома характеризовались целостностью. Работа мелко-жужжащих гитар довольно скромна и редко заходит дальше классической простоты хеви-метальных риффов и простейших витиеватостей. Куда сложнее звучат поверх однотипных воинственные ритмов пачки клавишных треков с сэмплами мужских хоров и вагнеровских духовых. Смена ритмов не всегда оправдана, разве что тематически, хотя тут автору никто не указ. Среднестатистический показатель альбома – треки “Set Sail To Plunder” и “Raven Eyes”. Но есть вещи, которые действительно намекали на мелодический и идейный потенциал команды. Порадовали прогрессивные моменты в “A Burning Arrow” и последующем треке “En Doende Mans Forbannesle”, которые тесно связанны между собой переливающимися мелодичными клавишными темами. Синтетическая свирель так, на пару с другими фольклорными элементами мило украшает героические “Hednaland” и “Going Berserk”, а вот образец сырой недоделки – монотонная композиция “Wotan’s Fire”, которую не спасает добротное начало. Средний балл – выше среднего и наилучшие пожелания. Для концертной реализации материала бэнд пригласил в состав второго гитариста Vintras (ex-Funeral Mist), но он не продержался в составе и года. В конце 97 и в первую половину 98 годов Thyrfing изредка давали разовые концерты в Швеции и уже вовсю вели работы по комплектации второго лонгплея. Вот как раз перед началом новой записи, где-то в сентябре Vintras и отчалил, а на его место приняли Henrik Svegsjö.
Сборник демо-сочинений
По имеющейся информации, Hammerheart Records никогда не жалели бюджет для записей Thyrfing, и за исключением скромной промоции дебютного диска, старались своих подопечных пиарить. Для создания второго альбома зарядили знаменитую Abyss Studio. Ок, ок, всего-навсего Студию Б, и рулил не Петер Тагдгрен, а его брат Томми. Но очищающая и созерцательная атмосфера спрятавшейся в лесу крохотной шведской деревушки Людвика (там располагается Abyss Studio) в итоге плодотворно сказалась на студийной работе музыкантов. На свет появился альбом “Valdr Galga”(99), названный одним из многочисленных имён важнейшего бога северной мифологии – Одина. Стартующий со звуков сечи, альбом демонстрировал значительно расширившуюся панораму и прямо таки самостоятельное оркестровое использование клавишных. “Are You Ready For A War?” Будет вам войнушка. Обилие наигрышей, может, для формировавшегося фактически в те годы жанра и не лишнее имущество, но на “Valdr Galga” их многовато, иногда они непрерывным полотном накрывают по пол-песни. В целом, композиции обрели более гладкие причёски, комфортное сочетание ранее рваных фрагментов и качественный микс, а мелодии приобрели ещё больше высокопарности. В заглавной вещи, в “Arising”, “The Deceitful”, “Mimer’s Well” и “A Great Man’s Return” встречаются красочные фольклорные мелодии, достойные визуализации музыкальные находки, хотя синтетическое звучание электроники и редко меняющиеся от песни к песне ритмы “вперёд, на врага” добавляют не самого желанного единообразия. Очень вкатил интенсивный, неудержимый композишен “Firever” – ух!
На подъёме
Издание “Valdr Galga” стало в карьере Thyrfing отправной точкой в международной карьере – сначала выступление на голландском фесте Dynamo, затем европейское турне “Summer Clash II” в компании с мясниками Cryptopsy, Vader, Six Feet Under и Nile. В том же 99 году две разные конторы параллельно переиздали ранние демо-записи шведов. Демо “Solen Svartan” появилось на 7-дюймовом виниле (Grim Run Prod, 300 экз.) и “Solen Svartan”/”Hednaland” на CD (Unveiling The Wicked, 2000 экз.). А дело шло уже к третьей пластинке, закрепившей за шведами прочное место среди лидеров жанра – “Urkraft”(2000). Графическая вязь на кавере пластинки и кузнечные молоты, выковывающие мечи в начале первого трека “Mjolner”, не дарили никаких иллюзий: далее будет не сонный прокуренный блюз-джаз, а пропитанный сагами викинг-метал. Народные гармонии/подпевки в припеве там же  (славянщина прямо, послушай внимательно мелодию – это же тема из совдеповской “Абвгдейки”! Ну, где “…азбуку детям знать пора…”) и без прибавления гитарной массы и плотности звучания уже свидетельствовали о необратимых качественных переменах в содержании песен Thyrfing. Пара гостевых музыкантов (а именно сам продюсер Бергстранд и его подружка) отвечала за хоралы и некоторые струнные аранжировки. Сама по себе идея викинг-металла не претерпела существенных изменений, она стала определённо интереснее выражаться и богаче звучать. Всё-таки легендарные рассказы и батальная тема подразумевают эпический бомбаст, который злобными комариными блэк-метал гитарами передаётся не очень солидно. Призывные “Dryckeskvade”, “Jord”, “Ways Of Parasite”, медленно раскачивающаяся, печатая шаг героев, “Sweoland Conqueror” – всё в пределах “новой” нормы, приблизившейся к музыке Finntroll. Стоит обратить внимание на разноплановую “Home Again”: cладкая грусть в одинокой акустике во вступлении, шум волн под плывущими после похода драккарами, поминание оставшихся на поле брани друзей…Акустический барокко-инструментал “Eldfard” (варган в конце – отпад), такое же вступление и разухабистое развитие в  “The Slumber Of Yesteryears”, чистое пение в “Urkraft”, а так же кавер Гарри Мура “Over The Hills And Far Away” – весьма непривычные артефакты, глядя на всё творчество Thyrfing. “Все наши альбомы – это лучшее, что мы могли получить из наших систем”, – рассказывает гитарист Патрик. – Лучше не сравнивать их между собой, а рассматривать как документ: кем мы, как группа, были на момент записи. Я горжусь тем, что мы смогли достичь на ранних альбомах и до сих пор с удовольствием их слушаю, особенно с алкоголем в крови. Конечно, есть тонна вещей, которые мы бы изменили, если бы записывали их позднее, но так это делается, – ты прогрессируешь как музыкант с каждой записью, с каждой прошедшей репетицией”. Ещё до появления в августе 2000 года “Urkraft” в продаже, шведы откатали с коллегами Primordial и Shadowbreed небольшое турне по Германии, Голландии и Бельгии.
Был у Thyrfing вокалист
Потом наступил небольшой перерыв; Thyrfing никогда не отличались активными гастролями и занимались делами группы только в свободное от гражданской и семейно жизни время. Однако новый материал сочинялся практически постоянно, только медленно и осмысленно. Летом 2002 года восхищение понимающей публики вызывает новая пластинка воинственных шведов “Vansinnesvisor”, спетая преимущественно на шведском языке. Создавался продукт в другой студии, на момент студийных сессий Abyss Studio оказалась занята, и Thyrfing отправились в другую шведскую студию Dug Out Productions к продюсеру Daniel Bergstrand (In Flames, Meshuggah, Soilwork). “Лирическая концепция на этот раз мрачнее и злее, чем раньше, – говорит Патрик. – Нет никакого света в конце грёбаного тоннеля, до тех пор, пока ты сам не решишь разрушить стены и создать свет. Все тексты связаны с тёмными аспектами существования человечества, человеческими психозами или жизнью в целом”. К эмоциональному содержанию можно привязать весь альбом, начиная с кавера с новым логотипом, и заканчивая злющим вокалом и общим, слегка театрализованным мраком. Особое удовольствие и по сей день вызывают плотные переплетения аранжировок, среди которых вдруг выплывают шикарные мелодии, взять хотя бы песни “Ångestens Högborg” и “The Voyager”. Клавишных поубавилось, они выровнялись по балансу с гитарами. Классно прокачены треки “Draugs Harg”, “Digersdoden” и “Kaos Aterkomst” с меланхоличными фольклорными акустическими наигрышами; в целом музыка шведов стала более размеренной, не бегущей вперёд, размахивая колюще-режущими предметами, а нацеленной внутрь себя. Есть чуток сумасшедший/прогрессивный пост-блэк в “Vansinnesvisan” с атмосферой дремучих лесов, а в треке “The Giant Laughter” бэнд вообще не похож на себя, – нечто симфо-блэковое и прог-роковое в одном флаконе. В альбом так и не попала записанная песня “Blodorn – The Forth Outrage”, о которой шла речь в студийном онлайн-дневнике. “Мы её просто убрали из альбома, поскольку не были удовлетворены конечным результатом, – признался Патрик. – Не знаю, будем ли мы когда-нибудь вообще её использовать. Посмотрим”. Достойная, очень эффектная метал-пластинка. Кстати, её выход в 2002 году задержался на три месяца из-за того, что группа была недовольна первым сведением (в первом миксе клавшиные были ещё больше в бэкграунде), и не успела подготовить обложку.
Редко, но метко
Следующая студийная пауза оказалась длиннее. За это время Thyrfing успели с успехом выступить на нескольких фестах в 2003, включая Wacken в Германии и откатать два небольших турне по Бенилюксу и Финляндии, соответственно, вместе с Сruachan/Shadowbreed и Barathrum/Skyforger. Негусто. “Thyrfing – это не работа на полную ставку, поэтому позволить себе роскошь отдыхать мы можем периодически. Так что когда вокруг нас тихо, то это нормальная ситуация для группы. Можно сказать, что мы почти всегда работаем над новым материалом, даже если это какое-то обдумывание, или проба звука на демо-записях. Думаем, три года можно расценить, как длительный перерыв между двумя пластинками, но, вероятно, нам потребовалось три года, чтобы создать альбом, который сравним с нашими предыдущими творениями”. Часть 2004 года группа посвятила сочинению нового альбома и выяснению контрактных отношений с Hammerheart Records, ставшим к тому моменту Karmageddon Media. Нет, это была не ссора. Просто текущий контракт со шведами закончился, а новый был предложен на фоне и с учётом возникших у лейбла финансовых затруднений. Предлагаемые условия Thyrfing никак не устроили, поэтому в начале 2005 группа перешла под крыло Regain Records и на двух стокгольмских студиях весной-летом записала новый студийный, полностью шведскоязычный альбом “Farsotstider”. По словам музыкантов в использовании двух столичных студий ключевым фактором была география: “Нам хотелось самим стать большей частью производства на этот раз. Даниэль Бергстранд сделал превосходную работу на “Vansinnesvisor”, но это были во многом только его идеи. Сейчас мы чувствовали, что готовы  проявить большую ответственность по отношению к собственному альбому”. В первую очередь, на альбоме “Farsotstider” не наблюдалось привычного буйства клавишных, и в большей степени царила нагружающая агрессивно-апокалиптичная атмосфера, присущая записям, например, Dimmu Borgir.  Не целиком, а так, как в композициях “Baldersbalet” и “Tiden Laker Intet”. Фолковость также использовалась дозировано. Ярче всего, наверное, она проявилась в треке “Host”. Легла душа к взывающей к богам и не сильно адской “Elddagjamning”. Японская версия содержит бонус-трек, средней эпичности, походный “Järnvidjors Dan”. Так, на всякий нелишний случай. Выход диска сопровождался стремительными набегами потомков викингов на Германию, Голландию и Ирландию, а так же первым визитом в США в 2006 году. Там шведы при поддержке европейцев Moonsorrow и Primordial выступили на фестивале Heathen Crusade в Миннеаполисе. Летом шведов можно было увидеть на нескольких фестах в Старом Свете. Одно из выступлений – на Party.San Open Air – снималось на хороший аппарат и позднее вошло в двухдисковое переиздание “Farsotstider”.
Стильная оптика
С приходом 2007 года пришли и серьёзные перемены в состав Thyrfing. О своём уходе объявил вокалист Томас и гитарист Хенрик. Патрик: “Согласно их заявлению, они больше не испытывали достаточной мотивации, чтобы заниматься новым альбомом. Возможно, это звучит “первой попавшейся причиной”, но это та причина, которую нам сообщили, и мы не видим повода думать, что это неправда. Мы уважаем их решение”. Что касается “потерь в личном составе”, то по словам того же Линдгрена, у оставшихся оригинальных участников было достаточно желания продолжать поддерживать группу.
Новый автор кричалок
Вокалистом коллектива стал давний приятель Jens Ryden (ex-Naglfar), а второго гитариста и вовсе решили не искать. Таким составом в Tyroon Studios был записан пока ещё актуальный лонгплей шведов “Hels Vite”(2008). “Новый альбом более эпичный и массивный, чем предыдущие записи. В нём всего семь песен, но они растянуты на 50 минут звучания. Я бы сказал, что это – “старший брат” всех альбомов Thyrfing. C ретроспективной точки зрения он включает в себя все лучшие стороны группы,” – заявил лидер коллектива Патрик. По его словам новый вокалист принял самое активное участие в записи альбома, в первую очередь в аранжировках песен.
Содержание “Hels Vite” действительно не имеет смысла сравнивать с предыдущим творчеством шведского коллектива. Бочком-бочком, – и мы уже оказываемся в очередном суб-жанре, потому что олдскульный викинг-металл присутствует здесь только намёками, растворённый в крутом бульоне из скандинавских жанров и поджанров: фолк-метал, паган, блэк, дарк, симфо-блэк, – некий пост-викинг-метал с интеллектуальной составляющей, присущей, например коллективам вроде Borknagar и Arcturus. Вокал Йенса добавляет блэковой остроты в общую окантовку песен, прошлое Naglfar даёт о себе знать. В треках  “Från Stormens Öga” и “Griftefrid” с вселенскими амбициями чувствуется атмосфера Samael.
Последнее достижение на виниле
В том же направлении движется и развитие повторяющихся риффов, создающих монотонное шаманство, и использование синтезаторов и многоголосья, придающих этому шаманству дополнительный мистический (“фолк”) оттенок. Прежний драйв, присущий ныне Turisas, сменился попыткой создать универсальный дарк-альбом от каждого по-немногу, не сильно динамичный, но интересный с композиторской точки зрения. Думаю, если бы Thyrfing чаще выступали и давали относительно продолжительные турне, то это бы влияло на энергетику и экспрессию записей. Но тот, кто готов спокойно принять положение вещей, а именно факт, что Thyrfing теперь другие, и достроить в голове пока несуществующие связи, получит удовольствие и от выше названных сочинений, и от песен  “Isolation” и “Hels Vite”.
За новым релизом потянулось несколько выступлений в европейских странах (неизменно Германия, Швейцария и тд). В 2008 году первые четыре альбома Thyrfing были переизданы в Бразилии посредством Paranoid Records, без каких-либо привлекательных дополнений. Весной 2009 немецкая контора War Anthems Records переиздала “Hels Vite” на виниле. В течение 2009 и 2010 группа появлялась на ряде европейских фестивалей (Германия, Финляндия, Швеция, Голландия) разной величины, с сессионным гитаристом Фредриком Янссеном. Судя по всему, он уже является штатным участником викинг-бэнда. В мае этого года гитарист-основатель Thyrfing Патрик принял участие в концертном проекте “Twilight Of The Gods”  – серии европейских фестивалей, посвящённых Bathory. Вместе с ним выступали неслабые коллеги Alan Nemtheanga (Primordial), Blasphemer (Aura Noir/Ava Inferi), Frode Glesnes (Einherjer) и Nick Barker (Lock Up). Всем составом Thyrfing должны были в конце июня отыграть на хорватском фесте Jotunheim Festival, но организаторы вообще прикрыли фестиваль…Времена сейчас непростые, для мелких европейских стран особенно. Посмотрим, как (и когда) это в итоге отразится на будущем альбоме шведов.
Ян Федяев

Сайт: www.thyrfing.com

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.