rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Павел Филонов – репортаж с выставки в Зарядье

Выставка произведений русского художника Павла Филонова (1883-1941) проходит в Москве в выставочном зале парка “Зарядье” до 17 марта 2024 года. Место проведения выставки нельзя назвать ни удачным ни неудачным, поскольку хотя территориально до него добираться не трудно, и цена билетов не завышена, само оформление выставки и качество учреждения, где она проходит оставляет желать лучшего. Трудно понять, для чего режиссеры выставки погрузили ее в мавзолейную тьму, превратив для посетителей ее посещение в офтальмологическую пытку. Возможно, тьмой хотели подчеркнуть трагическую судьбу Филонова, но для этого вполне достаточно было бы самих его полотен. Антураж оформления выставки и замысловатость ее лабиринтов больше подходят для шоу веселых покойников, чем для картин интеллектуального художника. Стоит однако отметить удачное  расположение картин с точки зрения возможности детального их изучения, и если бы не упомянутая вселенская тьма, выставка, возможно, удалась бы на славу.

Творчество Филонова нельзя назвать краеугольным или определяющим в русской живописи первой половины 20 века, но, благодаря своей масштабности и цельности, его значение носит экстралюминарный характер. Имеется в виду, что, несмотря на то, что Филонову не удалось по разным причинам создать свое направление в живописи, и последователей у него было мало, степень проработки придуманного им стиля была такой детальной, что само по себе существенно повиляло на большинство русских художественных стилей 20 века, включая авангард и соцреализм, привнеся в них палитру надинформационных слоев. Поэтому не зная Филонова, нельзя понять то, чем являлась русская живопись 20 века и что сегодня можно и нельзя считать русской живописью.

Анатомичность трепанации Филоновым  русской души формализует то, во что превратилась белая цивилизация в России под натиском ее дегуманизации. Разбирая каждую волну спектра на отдельные фракталы и соединяя их в итоге обратно во единый портрет мира, Филонов дает динамику этих глубинных изменений в пяти измерениях, что редко кому из художников удавалось. Сам по себе уровень художественного дискурса Филонова, его всеохватность, дает исчерпывающую картину русского мира первой половины 20 века.

На выставке также представлена поэтическая книга Филонова 1915 года “Пропевень о проросли мировой”, название которой трудно произносится, а сам текст годится не для чтения, а скорее для упражнений для развития дикции вместо скороговорок (смотри файл книги ниже). Но это документ стиля эпохи, по которому можно понять, сколько самонадеянности и смелости было тогда в головах русской художественной элиты.

Ниже представлены фото картин Павла Филонова с выставки (кликабельно).


Женщина в восточной одежде, 1915

 

Пейзаж (ветер), 1907
Живописец (автопортрет), 1925
Победитель города, 1915
Пир королей, 1915
Перерождение интеллигента, 1915
Мать, 1916
Крестьянская семья, 1914
Волхвы(набросок), 1914

 

Коровницы, 1912

 

Германская война, 1915
За столом, 1915
Трое за столом, 1915
Портрет певицы Е.Н.Глебовой, 1915
Рыбачья шхуна, 1914
Цветы мирового расцвета, 1914
Две девочки, 1915

 

Пейзаж, 1922
Без названия, 1919
Формула весны, 1923
Формула весны – фрагмент
Без названия, 1923
Без названия, 1923. фрагмент
Без названия, 1923. фрагмент
Формула петроградского пролетариата, 1924
Формула петроградского пролетариата, 1924 – фрагмент
Конец гражданской войны, 1920

 

Конец гражданской войны, 1920 – фрагмент
Формула космоса, 1919

 

Формула космоса, 1919 – фрагмент
Победа над вечностью, 1921

 

Без названия, 1925

 

Без названия, 1925
Понятие “смотреть и видеть”, 1923
Формула революции, 1920
Без названия, 1925
Пейзаж (Формула весны), 1929
Пейзаж (Формула весны), 1929 – фрагмент
Пейзаж (Формула весны), 1929 – фрагмент
Формула вселенной, 1928
Без названия, 1928
Головы, 1924
Головы, 1924
Без названия, 1919
Пейзаж, 1926
Пейзаж, 1924
Разрез земли и явления над землей и под землей, 1924
Формула вселенной (Земля в пространстве), 1928
Две головы(матросы с Азовского моря), 1925
Две головы(матросы с Азовского моря), 1925 – фрагмент
Голова, 1925
Живая голова, 1926
Живая голова, 1926 – фрагмент
Живая голова, 1923
Головы (человек в мире), 1926
Голова-1, 1930е
Голова-1, 1930е – фрагмент
Голова-3, 1930е
Голова-13 1930е – фрагмент
Зверь (животные), 1925
Животные, 1930
Композиция, 1938
Композиция, 1938 – фрагмент

 

Композиция, 1938 – фрагмент
Нарвские ворота, 1932
Нарвские ворота, 1932 – фрагмент
Нарвские ворота, 1932 – фрагмент
Нарвские ворота, 1932 – фрагмент
Композиция, 1930
Композиция (яблоки), 1930
Формула весны, 1929
Формула весны, 1929 – фрагмент
Формула весны, 1929 – фрагмент
Формула весны, 1929 – фрагмент
Тракторная мастерская Путиловского завода, 1929
Тракторная мастерская Путиловского завода, 1929 – фрагмент
Тракторная мастерская Путиловского завода, 1929 – фрагмент
Тракторная мастерская Путиловского завода, 1929 – фрагмент
Ударницы на фабрике “Красная зоря”, 1931
Ударницы на фабрике “Красная зоря”, 1931 – фрагмент
Ударники (мастера аналитического искусства), 1935
Ударники (мастера аналитического искусства), 1935 – фрагмент

 

Ударники (мастера аналитического искусства), 1935 – фрагмент
ГОЭЛРО, 1931
ГОЭЛРО, 1931 – фрагмент
ГОЭЛРО, 1931 – фрагмент
ГОЭЛРО, 1931 – фрагмент
ГОЭЛРО, 1931 – фрагмент
ГОЭЛРО, 1931 – фрагмент
ГОЭЛРО, 1931
ГОЭЛРО, 1931 – фрагмент
ГОЭЛРО, 1931 – фрагмент
Портрет Н.Н.Глебова-Путиловского, 1936
Портрет Н.Н.Глебова-Путиловского, 1936 – фрагмент
Лики, 1940
Люди, 1930е
Люди, 1930е – фрагмент

Филонов Павел – “Пропевень о проросли мировой”
Издательство Журавль, год издания: 1915

Филонов Пропевень_о_проросли_мировой
Оформление потолка фойе Выставочного центра “Зарядье” – паучья нора