rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Интервью Александра Хубеева Специальному радио


Александр Хубеев родился 28 декабря 1986 в Перми. В 2011 году закончил композиторский факультет МГК имени П.И.Чайковского, в 2014 году – аспирантуру этой консерватории (класс композиции Юрия Каспарова и класс электроакустической музыки Игоря Кефалиди). В настоящее время художественный руководитель Международной Академии Молодых Композиторов в городе Чайковском, сооснователь и куратор Композиторских Курсов reMusik.org в Санкт-Петербурге. Является лауреатом и дипломантом международных конкурсов в Аргентине, Германии, Голландии,  Италии, Казахстане, России, Украине и США.
Сегодня Александр Хубеев — активный участник современной музыкальной жизни Европы, и Специальное радио задало несколько вопросов Александру по поводу его творчества и развития современной музыкальной действительности. Интервью провела корреспондент Специального радио Наталья Бонди.

Расскажите пожалуйста о своих прошедших и ближайших концертах.

Думаю, наиболее актуально будет рассказать о моем ближайшем концерте: в Московской Филармонии 22 апреля в рамках абонемента «Персона-композитор» пройдет мой авторский концерт. Он состоится в формате концерта-интервью совместно с главным редактором газеты «Музыкальное обозрение» Андреем Устиновым. В нем прозвучат пьесы разных лет: и ансамблевые, и соло, и с электроникой, и с видео — самые разные! В том числе будет и премьера моей новой пьесы.

Скажите, в целом пандемия (ее пик по крайней мере) в России прошел менее болезненно, чем в Европе, или наоборот?

В зависимости от того какую именно проблему, принесенную пандемией, мы имеем в виду. Боюсь, что ущерб для здоровья еще только предстоит оценить в связи с малоизученными последствиями болезни и не достаточно точной системой статистики — не смогу это прокомментировать. А вот для музыкального мира, мне кажется, в России  на данный момент сложилась более благоприятная ситуация, чем во многих других странах. У нас есть возможность проводить концерты, хоть и с ограничениями. Еще до прошлого года многие площадки стали осваивать прямые трансляции концертов, но пандемия только ускорила этот процесс — для музыкального мира, по-моему, это несомненный плюс, поскольку повысился и стандарт качества трансляций, и выросла сама аудитория. Конечно, были сложности с вынужденным процессом онлайн-обучения музыкантов-исполнителей, но, если говорить об образовании композиторов, то по моему опыту организатора и на Композиторских курсах reMusik.org, и на Академии для молодых композиторов в Чайковском онлайн-обучение может быть весьма плодотворным.

Александр Хубеев. фото со страницы Вконтакте https://vk.com/alexanderkhubeev

Скажите пожалуйста, с 2016 года изменилась как-то ситуация с госфинансированием современной музыки?

Мне кажется, основная проблема остается нерешенной. Каждый год из российских консерваторий выпускаются десятки композиторов, но для них не существует никакой системы регулярных заказов.  Многие, окончив обучение, в такой ситуации предпочитают либо уехать туда, где видят перспективу, либо уйти в смежную отрасль (например, написание музыки в театре или кино) или даже профессию (дирижеры, исполнители и т. д.). В прошлом году отличную инициативу проявил Фонд Aksenov Family Foundation: был запущен проект «Русская музыка 2.0», лауреатом этой программы посчастливилось стать и мне. Она предполагает грантовую поддержку российских композиторов, выбранных представительным международным жюри. Хотелось бы, чтобы это прекрасное начинание подхватили и соответствующие государственные институции — регулярная система заказов  необходима для развития современной музыки.

Музыкальные стандарты в современных музыкальных школах в России – они кем утверждаются. Почему в России в музыкальных школах ставится задача воспитания заинтересованного слушателя, а не музыканта.

В целом, воспитание заинтересованного слушателя как основная задача музыкальной школы,мне кажется нормальной — разумеется, не каждый пойдет по музыкальному пути. Но в образовательном процессе в музыкальных школах действительно есть иногда одно важное упущение (по крайней мере, оно было, когда в музыкальной школе учился я). В нашем учебнике по зарубежной музыкальной литературе программа заканчивалась на Шопене (напомню, что он умер больше 170 лет назад). Такая программа формирует ложное ощущение что композитор, пишущий классическую музыку — это человек из учебника. Очень важно именно на этапе музыкальной школы показать хотя бы кратко все течения, которые существовали в музыке от средневековья до наших дней, чтобы потенциальные слушатели знали, что композиторы живут и сейчас, а классическая музыка продолжает развиваться. Допускаю, что на данный момент есть и более достойные учебники, но даже в этом случае, как минимум, у поколения старше 35 лет может быть не совсем верное представление как об истории классической музыки, так и о фигуре композитора в целом.

Какие триггеры популярности современной музыки в будущем вы видите.

«Популярности» — наверное, слишком громкое слово. Скорее, я вижу, что потенциально у нее может быть несколько более широкая аудитория, чем есть сейчас. На это может повлиять много самых разных вещей: развитие образовательной системы (в том числе материально-технический базы!), взаимодействие с другими видами искусств, увеличение финансирования (как от государства, так и от частных фондов), да и вообще улучшение общего благосостояния — если Вам приходится работать на 2-3 работах, чтобы выжить, то на походы в музеи и на концерты у Вас просто не останется времени.

Какие мероприятия на Ваш взгляд необходимо провести, чтобы современная музыка в России получила подобающее её уровню государственную поддержку.

Мне кажется, основные проблемы в финансировании современной музыки соответствующим государственным институциям давно известны и понятны. Поскольку они не решаются, то это вопрос, скорее, к политическому руководству.

В прошлом году Композиторские курсы org прошли в формате онлайн. Расскажите, насколько удачным оказался этот формат. Возможно ли расширение этого формата в будущем после снятия всех карантинов.

Насколько мне известно, это были первые онлайн-курсы для композиторов не только в России, но и в мире. Мне кажется, что это был эффективный формат — педагоги могли посмотреть партитуры заранее, каждый вольнослушатель мог следить по партитуре за деталями работы на своем экране (а мы дали возможность наблюдать и за уроками других участников), современные приложения и скорость интернета позволяют избежать практически любых потерь, кроме личного присутствия и энергии. Но для многих они очень важны. Я с этим отчасти солидарен, но и вижу эффективность онлайн-занятий (особенно, когда студент живет в Токио или Лос-Анджелесе, а педагог, например, в Берлине). Мне кажется, у гибридного формата, позволяющего выбирать формат участия в курсах, есть хорошие перспективы, потому что он позволяет большему количеству людей получить необходимые знания, отбросив географические и финансовые (ведь путешествия могут дорого стоить) условности.

О восприятии. Современная музыка так или иначе очень кинематографична. На смену кино приходит так или иначе все большая интерактивность, и завтра зритель сам будет себе создавать кино любого сценария и актёрского состава. Вы чувствуете смену образных шаблонов восприятия у зрителя сегодня? Как Вы думаете, увеличение интерактивности в искусстве, когда центр креаторства сместится почти полностью к зрителю, превратит прикладное композиторство в набор ПО или работу по его созданию?

Мне кажется, зритель уже давно сам себе создает кино любого сценария. Разве не этим занимаются тысячи, а, может, и миллионы людей в youtube и tiktok? И, по-моему, это прекрасно. Развитие этих платформ невероятно ускоряет смену любых шаблонов воспрития и сподвигает «вчерашних» зрителей к собственным поискам. Мне интересно наблюдать за этим процессом, и я вижу в нем пока, скорее, движение в сторону расширения возможностей, нежели стремление к шаблонности.

Вы много времени уделяете Композиторским курсам reMusik.org. Расскажите пожалуйста по поводу того, какими они будут в этом году, какие там будут особенности.

Фактически, в этом году Композиторские курсы reMusik.org пройдут в гибридном формате, о котором я говорил ранее: часть занятий пройдет онлайн, а часть в Санкт-Петербурге. В этом году мы решили пригласить в качестве преподавателей восемь педагогов из семи разных стран: Пьерлуиджи Биллоне (Италия), Оскар Бьянки (Швейцария), Клаус Ланг (Австрия), Сергей Невский (Россия), Сара Немцов (Германия), Стефан Принс (Бельгия), Александр Радвилович (Россия) и Рафаэль Сендо (Франция). Для нас было неожиданно получить порядка 150 заявок на участие, несмотря на пандемию. Около 50 композиторов из более чем 20 стран примут активное участие, при этом я особенно рад, что благодаря поддержке Французского Института в Санкт-Петербурге, 5 композиторов из России получили стипендии для участия в Лаборатории, проходящей в рамках курсов и пишут пьесы специально для ансамбля C Barre (Марсель, Франция).

Расскажите пожалуйста о своей работе в международной академии молодых композиторов.

Я работаю на академии с 2012 года (это была II Академия), но с января моя роль несколько изменилась — в сентябре я буду в Чайковском в качестве художественного руководителя. В этом году в роли педагогов приглашены композиторы Надир Вассена (Швейцария), Изабель Мундри (Германия) и Филипп Юрель (Франция). Очень надеюсь, что пандемия к этому времени отступит и мы сможем провести Академию в традиционном формате.

Расскажите пожалуйста про композиторские читки, которые пройдут в ближайшее время в Красноярске.

На композиторские читки в Красноярске меня пригласили в качестве педагога. Это прекрасный образовательный проект Союза композторов России и Московского Ансамбля Современной Музыки — молодые авторы получают возможность поработать с профессиональными исполнителями, композиторами разных поколений, да и познакомиться и пообщаться со своими коллегами из других городов. Это может показаться странным, но, мне кажется, последний пункт по важности не уступает первым двум. В этом смысле особенно здорово, что проект проходит каждый раз в новом городе.

Александр Хубеев. фото со страницы Вконтакте https://vk.com/alexanderkhubeev

У Вас большой послужной список конкурсов, в которых Вы прекрасно выступали. Расскажите пожалуйста, какие из зарубежных конкурсов и фестивалей Вы можете выделить как наиболее комфортными с точки зрения организации и проведения.

Неожиданно сложный вопрос: не могу вспомнить ни одного фестиваля, который бы показался мне некомфортным или неитнересным — у каждого есть свои особенности, свой колорит, на каждом было что-то запоминающееся в программе. Поэтому не стану приводить список интересных фестивалей — их будет точно не меньше 15.

Вы общаетесь с большим количеством современных композиторов. Расскажите пожалуйста, что в основном приводит сегодня людей на эту стезю? Есть ли общие стилистические подходы у большинства композиторов современной музыки?

Кажется, я ни разу не спрашивал ни одного коллегу почему он стал композитором. Уверен, что причина всегда не одна, но я плохо представляю, чтобы композитор не любил музыку — наверное, в большинстве случаев это и есть одна из основных причин. А вот стилистических подходов сейчас очень много — мне кажется, больше, чем когда-либо. Во всяком случае, я не вижу какого-то одного главенствующего направления. Думаю, ценность кроется именно в уникальности композиторского метода.

Оригинальность в создании современного музыкального произведения – насколько эта задача является сегодня главной в музыке?

Музыка сегодня — это гораздо более широкое понятие, чем 100 лет назад. Она звучит и на выставке, и в кино, и в рекламе, и в телефоне, и даже у музыкального терапевта. И везде она выполняет разные задачи. Если мы говорим о классической музыке — то самобытность была и остается, на мой взгляд, важнейшим критерием художественной ценности.

Каким на Ваш взгляд должно быть произведение без темы и без названия?

Думаю, у каждого композитора есть хотя бы одна пьеса (в отдельных случаях — все), у которой название появилось позже момента окончания пьесы. Да, названия могут иметь большую роль — это некая настройка слушателя, первый акт коммуникации между автором и слушателем. Но я не считаю, что эта настройка обязательна. Музыкальные шедевры останутся шедеврами, даже если мы вычеркнем у них все названия и подзаголовки.

Если бы Вам предложили написать музыку в виде сериала – на несколько сезонов, какую бы Вы выбрали тему для этого сериала?

Начал бы с соло и добавлял бы каждую серию по инструменту.

Что главное в сотрудничестве с музыкантами и исполнительскими коллективами для композитора? Каких ошибок надо избегать?

Однажды я прочитал на эту тему интересную статью кларнетистки Heather Roche — «Advice for young composers» (совет молодым композиторам). Я во многом с ней согласен, но было бы слишком долго его пересказывать. Если нужно выбрать что-то самое важное, то пускай это будет уважение ко времени других людей. Потому что это проявляется в нескольких аспектах: своевременности появления (нот перед дедлайном и автора на репетиции), четкости объяснений в партитуре и райдере, понятной нотации и многом другом. А полный текст Хизер можно прочитать тут: Advice for young composers.

Вы специалист по различным видам коммуникаций между современными композиторами. Скажите, какой из форматов общения из тех, что Вам довелось участвовать, Вы считаете наиболее удачным и почему.

Каждый формат наделен функционалом, решающим характерную для него задачу. В этом смысле все форматы удачны для каких-то одних коммуникационных задач и неудачны для других (например, круглый стол удачен в плане возможности  осветить панораму различных точек зрения и провести на эту тему дискуссию, но не удачен для понимания каждого индивидуально; а лекция позволит, напротив, понять глубже подход одного человека, но вряд ли поможет хорошо понять общий контекст). Поэтому удачным мне кажется некий комплексный подход, при котором у людей есть возможность проявить себя в максимально разных форматах.

Расскажите, какие советы молодым композиторам, которые только встают на свой путь, Вы могли бы дать – на что обращать больше внимания и каких ошибок избегать.

Если что-то помогло лично мне, это не значит, что это обязательно поможет остальным. Важно постараться быть максимально честным с собой и понять чего хотите именно Вы от музыки (не педагог/родители/друзья/исполнители/режиссер/консерватория), и точно ли Вы хотите что-то от музыки. Еще важно постараться понять чем Вы и Ваш подход к музыке отличается от остальных и его реализовать. Как сказал писатель Дмитрий Быков: «Всё уже было, Вас ещё не было».

Апрель 2021

Для Специального радио


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

АЛЕКСАНДР ХУБЕЕВ


Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.