rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

ФИЛЬМ СМЕРТЬ СТАЛИНА – ОБЪЯВЛЕНИЕ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ (рецензия на фильм)


Смеялось население, читая объявление,

А кто смеяться не умел, тот был в недоумении.

Э.Успенский

Смерть Сталина — британско-французский политико-сатирический комедийный художественный фильм британского режиссёра Армандо Ианнуччи, снятый в 2017 году по одноимённому французскому графическому роману-комиксу 2010 года Фабьена Нури и Тьерри Робена.

Фильм был отрекламирован в России Министерством культуры, сначала давшем добро на его прокат, а после его запретив. Позже к рекламе фильма подключили и Госдуму в лице Жириновского и прочих повытчиков, а также в СМИ, где толмачи говорили за восьмерых. Как итог, фильм в России посмотрели все, даже те, кто этого делать не собирался, а месседж фильма дошёл до всех необходимых адресатов, что, видимо и добивалось всеми потугами. Фильмы-месседжи интересны не столько своим содержанием, сколько своими создателями. Фильм значится англо-французским, хотя единственной выпускающей студией указана Гомон.

Любопытна статистика финансовой стороны фильма. Бюджет фильма не раскрывается, но он вряд ли велик, например, бюджет предыдущего фильма Ивануччи «В Петле» составил 600 тыс. дол, что по киношным меркам ноль. Сборы в Штатах «Смерти Сталина» составили лишь треть всех сборов, а две трети – почти 17 млн долларов, собрали в основном Британское содружество и Европа. На первом месте по сборам Англия – 40% от неамериканских сборов (6,7 млн долл.), на втором месте Австралия 1,8 млн. долл., на третьем месте Франция – 1,4 млн долл. Удивительно, что фильм слабо заинтересовал Германию, она по сборам лишь на пятом месте, её опередила существенно менее населённая Швеция с 700 тыс. долларами сборов. При этом, общее число зрителей во всех странах бывшего СССР и соцлагеря вместе оказалось меньше чем в одной только Швеции.

Судя по этой статистике можно предположить, что, если бы не усиленная реклама в России, фильм также бы не имел здесь никакого успеха – показатели были бы на уровне других бывших соцлагерников. Самая крупная из них – Украина с 42-мя миллионами населения, там посмотрели фильм 20 000 человек, то есть примерно 4 сотых процента населения. Это ничто по сравнению с цифрами посмотревших фильм в странах Скандинавии, где фильм увидел каждый сотый житель. В Грузии, несмотря на отсутствие запрета, на фильм почти никто не пришёл, она в прокатной статистике даже не значится, это означает что в Грузии фильм посмотрело меньше людей чем в волшебном Омане, где на фильм пришло примерно 200 человек, видимо, забредших на фильм случайно, прячась от жары.

Если брать в процентном отношении от общего населения, то в лидерах здесь по одному проценту всего населения страны посмотрели фильм в Англии и Финляндии, более полупроцента населения посмотрели в Новой Зеландии и Австралии, Норвегии и Швеции (во всех примерно по 0,7-0,8%% населения). Во всех остальных странах эти показатели ниже чем полпроцента, а в упомянутой Германии, основного критика России сегодняшних дней – менее одной десятой процента населения.

В итоге страны английского содружества – Англия, Австралия, Новая Зеландия составили зрительский костяк – суммарно в этих странах фильм посмотрели почти 10 млн человек, что в деньгах составляет половину всего прокатного дохода, и больше всех остальных европейских и азиатских стран вместе взятых. То есть формально получается, что мессидж был адресован небольшой группе стран английского содружества и русским зрителям. Ну и не забываем, что в Штатах фильм посмотрело 8 млн человек, то есть 2% населения США. Есть подозрение, что это большей части были русские, но не факт.

Сложно сказать провалился ли фильм, поскольку бюджет его скрыт, что само по себе уже странно, но как говорилось выше, видимо, важнее во всем этом то, что фильм представляет собой послание каким-то своим зрителям.

Mandatory Credit: Photo by Chelsea Lauren/Variety/REX/Shutterstock (9450234l) — Armando Iannucci — ‘The Death of Stalin’ film premiere, Arrivals, Los Angeles, USA — 06 Mar 2018

Поговорим о создателе. Армандо Армандович Иануччи – режиссер-комедиант. Фамилия скорее румынская, чем итальянская, хотя утверждается, что его родители итальянские эмигранты из Неаполя, приехали в Шотландию, у отца режиссёра была своя пиццерия, сам режиссёр учился в иезуитской школе, хотел стать католическим священником, но передумал. Католические священники отличаются ото всех иных священников тем, что это лучшие психологи в мире. Доктор Юнг замечал, что за всю его психиаторскую практику ему из психбольных попались лишь три католика, остальные были сплошь протестанты и атеисты, что говорит о том, что уровень психологической помощи у католиков поставлен очень высоко.

Иануччи выбрал карьеру комедианта. Он — представитель новой комедийной волны, появившейся в Англии в 90е 20го, после интеллигентных Монти Пайтонов и Бени Хилов. Иануччи — английский Гарик Мартиросян, вызванный из небытия разрушением домов и старых политических укладов, а его фильм «Смерь Сталина» — это такие «Ёлки три» или что там ещё наша клоунская мафия снимает на радость скучающих русских. Иануччи снимет на радость английской скучающей публике. В отличие от армянского кино, имеющего налёт имперской позолоты, итальянский клоун снимает в жанре разгосударствлённой псевдодокументалистики. Во всех работах артиста, его герои – это подвешенные в воздухе на фоне узнаваемых силуэтов начала 21 века люди, из психологических ингредиентов в которых осталась лишь рефлекторно-говорительная функция. Людей вечно много, они вечно трутся друг о друга, являясь друг для друга раздражителями, и на все эти раздражения все и реагируют. Больше в поведении героев всех произведений Иануччии ничего примечательного нет. Там нет ни секса, как говорится, ни кекса. Друг о друга все стукаются, как в супермаркете, и каждый производит какой-то свой звук в основном через «фак», вот и весь английский юмор сего дня.

Страница из комикса Смерть Сталина. фото отсюда

Если армянский клоун в России по-восточному богато, победно ездит на трайке по центру Москвы, то итальянский клоун бегает пешком по лондонским предместьям и ругается с ленивыми англичанами-автослесарями, которые не могут починить его развалюху-пежо. Если наши клоуны и шуты соревнуются в области гламурного патриотизма, то есть кто с бОльшим выражением лица, блестя брегетом, скажет «ку» в эфир, то итальянский шут в Англии пошёл по академическому пути зарабатыванию номенклатурных лайков, издал книжку «Британская комедия — мертва или жива?», за что на выхлопе в июне 12 года был награждён орденом Британской империи за заслуги в области трансляции шутейства. Так что, давно пора Гарику — Анну на шею, хотя бы. В июле 2012 же года Иануччи получил почётную докторскую степень (DLitt) из Университета Эксетера.

Формально фильм приурочен к 65-летию смерти Сталина. Фильм снят по французским комиксам, причём на Амазоне, если купить со «Смертью Сталина» ещё и «Смерть царя», то за две смерти получится дешевле. Смерть царя  – комикс тех же авторов Фабьена Нури и Тьерри Робена на сюжет революции 1905 года в России, где под смертью царя подразумевается его (царя) падение в глазах несчастного русского народа после расстрела гапоновкого шествия царскими жандармами.

Страница из комикса Смерть Сталина. фото отсюда

Содержание фильма близко к содержанию комиксов, а комиксы про смерть Сталина в целом выполнены по мотивам исторических фактов, пусть и с искажениями, но в целом даже история про записку Сталину имела место. Это известная история, которая значится в мемуарах Шостаковича про Марию Юдину, русскую пианистку еврейского происхождения, которая, якобы, очень нравилась Сталину. Со слов Шостаковича, случилось что Сталин позвонил на радио и попросил привезти запись прямого эфира только что отзвучавшего концерта, после чего на радио случилась большая суматоха, сменили три дирижёра, к утру записали всё и отправили запись Сталину. В комиксе и фильме показано, что Юдина Сталину пишет письмо с пожеланием смерти, от чего Сталин и помирает, но со слов Шостаковича, было всё не совсем так:

Вскоре после этого Юдина получила конверт с двадцатью тысячами рублей. Ей сказали, что это — по специальному распоряжению Сталина. Тогда она написала ему письмо. Я знаю об этом письме от неё самой и знаю, что история покажется невероятной. Но, хотя у Юдиной было много причуд, одно я могу сказать точно: она никогда не врала. Я уверен, что это правда. Юдина написала в своём письме что-то в таком роде: «Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу поддержку. Я буду молиться за Вас день и ночь и просить Господа простить Ваши огромные грехи перед народом и страной. Господь милостив, Он простит Вас. Деньги я отдала в церковь, прихожанкой которой являюсь».

И Юдина послала это убийственное письмо Сталину. Он прочитал его и не произнёс ни слова, даже бровью не повёл. Естественно, приказ об аресте Юдиной уже был готов, и малейшей гримасы хватило бы, чтобы уничтожить даже её след. Но Сталин смолчал и отложил письмо в тишине. Ожидаемого движения бровей не произошло.

С Юдиной ничего не случилось. Говорят, когда вождя и учителя нашли на даче мёртвыми, на проигрывателе стояла её запись Моцарта. Это — последнее, что он слышал.

Это всё, конечно, музыкантские легенды. К тому же случаев подобного рода, когда что-то надо было быстро музыкантам сделать по просьбе вождей в истории довольно много, и подобные авралы ничем особенным не были, они случались регулярно. Но тут важно не историческая правда, а то, что великий вождь умирает от проклятья пианистки. Кстати, никто на нашем культурном Синедрионе особо не осуждал нашу бондиадочку Куриленко за участие в этом фильме, что странно.

Сцена из фильма с Юдиной — Куриленко

Сама по себе эта художественная находка также не является самоценной, ибо акцентов в фильме нет вообще. Сюжет развивается по принципу падающего домино – одно событие цепляет другое, приводя его в действие, рассыпаясь на другие события, уже не связанные с первым, подобно китайским «Речным заводям». Этот приём – фирменный стиль Иануччи, который он использует во всех своих фильмах. Его предыдущий фильм «В Петле» (2009 года), рассказывающий про сегодняшнюю английскую и американскую власть, и как они там функционируют, выполнен в этой же самой стилистике.  Хаос, бардак – вот какие складываются впечатления от того, как в фильмах Иануччи управляются ядерные державы — и Англия и США и Россия. Именно это так обидело отцов нашего городка, и именно за это Иануччи получил орден от Королевы и докторат вдогонку. Современным политтехнологам Альбиона понравилось в квивир-фильмах итальянского англосакса сам подход к интерпретации власти – это то, о чём горевал в своём скучнейшем «Мифе 20 века» Розенберг – полной десакрализации персонажей управления людьми и всего, что с этим связано.

Действительно, это самый главный вопрос, причём, как это ни смешно, он абсолютно большевистский. Думается, что Сталин бы дал фильму Смерть Сталина Сталинскую премию второй степени (почему не первой – это вопрос знатокам). Следующей стадией развития бюрократического управления – это полное размытие власти на местах – то, о чём мечтали все эти Ленины, Троцкие, Бухарины, Сталины. Да они в целом так страной и управляли – как тараканы в банке – кто выберется тот и первый. Так что сегодняшние эсдэки Её Величества идут в полном фарватере с идеями выкормышей своих предшественников. Вся власт нэроду!

Концерт окончен. Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Можно было бы, конечно, провести параллели с телепатами-отравителями, с тем, что кто-то кому-то шлёт какие-то чёрные метки, что кто-то кого-то собирается сливать, но это не так. Сливают власть везде. В целом, уровень управляемости в той же России несмотря на бодрые реляции о том, как телевизиёнщики у нас борются с пьяными футболистами, проклятыми взяточниками, нечистой силой и управляющими компаниями, уровень управляемости очень низкий. Если раньше на местах хоть что-то делали, прежде чем отписки написать на жалобы населения, то теперь даже сами отписки шлют в ответ на жалобы не всегда. По ящику же видимость того что все работает и власть целыми днями только и делает, что что-то делает. На земле же все замерло. Примерно так и по всему миру. Ракеты падают с неба не потому, что у нас что-то в консерватории опять стряслось, а потому что везде, по всему миру, наступил эффект усталости системы. Не из-за чего, а из-за простой записки от любимой пианистки. Всё, что было основано на каких-бы то ни было идеологиях, химерах, типа любви к царю, к светлому завтра – всё исчезло и больше работать на власть не будет. И не только у нас – везде.

Воспринимать этот фильм в антисоветских рамках могут только провинциалы. Они словно Парвусы, который говорил, что он Мидас наоборот – то богатство, к которому он прикасается, превращается в глину. Месидж фильма не в том, что кто-то пытается наконец «слить» большевиков. Их слили в 50е годы прошлого века. В том то всё и дело, что до Сталина, Молотова, и всех остальных никому в этом мире дела нет, даже у нас на самом деле, и это все знают. Мессидж Иануччи направлен не на то, чтобы рассказать, что ничего не было на самом деле, а на то, чего больше не будет. Вся властная парадигма в момент Смерти Кукол оказывается растворенной в воздухе и предлагает тем, кто не хочет отправится за Берией, обратить внимание на то, что ранее казалось ничтожным, но на чем все и держится в этом мире.

Есть примечательное видео, мало известное, как после смерти Сталина Маленков летал в Лондон на смотрины, а следом за ним город Лондон посетили Хрущёв с Булганиным.

Кстати, Маленков прилетел на самолете — торопился.


Тут Маленков оправдывается — говорит, что они с Хрущевым не родня.


Хрущов с Булганиным ака B&K (бикей) — на военном судне Орджоникидзе приплыли. Обратите внимание на то, как выглядит Булганин – ну прям член Временного правительства, типичный представитель проклятых буржуев с советских карикатур. С судна Булганин также сходит первым.

 


Ахен Кентербьерийский

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.