rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Back to the Future (1985, 1989, 1990)

“Космонавт с Плутона” – фильм удивительный, яркий,
добрый, смешной и вечный. Насыщенность цвета, подборка
музыки и актерского сопровождения, режиссура, сценарий,
декорации и виртуозное использование камеры, – могут
считаться эталоном приключенческого фильма, любимцем
критиков и публики.

Представили себе? Произнесли это чудовищное нагромождение звуков вслух? А ведь могло быть именно так. Глава компании Universal Pictures Сид Шейнберг настаивал на подобном названии. «Космонавт с Плутона» казался ему вышиной стиля и слога. И это не единственное «блестящее» предложение Шейнберга. Он также хотел заменить имя главной героини – Лоррэйн – на Мег, так как его собственную жену звали Лоррэйн, и предоставить доку в качестве спутника не собаку, а шимпанзе. Спас положение Спилберг, послав Шейнбергу письмо, где значилось: «Отличная шутка, Сид! Мы все очень смеялись». Терять лицо Шейнберг не стал.

Отцы и дети.

«Назад в будущее», должно быть, не увидело бы свет, если бы не чудовищное (в хорошем, конечно же, смысле) воображение Боба Гейла. История начиналась так: однажды Боб рассматривал старый школьный альбом отца, где, увидев его молодым, задался мыслью, а что было бы, если бы они с отцом оказались молодыми в одно и то же время. Так родился эскиз сценария, который в будущем напишут Гейл и Земекис.

Сценарий этот, как и большинство хороших фильмов, будет частичным цитированием других фильмов, похожей ли тематики или же нет: сцена висящего на часах человека целиком взята из картины «Наконец в безопасности» с участием Гарольда Ллойда, а колокол на башне здания суда играет ту же мелодию, что и часы в фильме «Машина времени» (это, к тому же, мелодия колокола Биг Бена). Во второй части реплика Марти-младшего, который, выйдя из кафе «Восьмидесятые» и чуть не попав под машину, кричит «Я здесь иду! Я здесь иду!» – цитата из «Полуночного ковбоя». В третьей – движение камеры, поднимающейся над крышей вокзала (Марти только пришел в спагетти-хилл-велли), – это полное повторения хода камеры у Серджио Леоне в «Однажды на диком западе». В фильме также множество ссылок на Иствуда и Майкла Джексона, которым фильм очень нравился.

О людях и судьбах.

Начнем с того, что обозначим участников этого кромешного веселья.

* Человек № 1 в плеяде людей под номером первым – режиссер (произносить с интонацией MTV «Пластический хирург»), Роберт Земекис. Первая студия, которой Боб пытался продать свой фильм – это легендарная Уолт Дисней. Однако она отказалась финансировать подобный проект, сославшись на то, что отношения матери и сына, «пусть и через призму времени», – момент совершенно аморальный и из тех, которые могут подпортить репутацию компании. Работы Земекиса: «Я хочу держать тебя за руку», «Кто подставил Кролика Роджера», «Смерть ей к лицу», «Форрест Гамп», «Контакт».

* Боб Гейл. Который наравне с Земекисом писал тот самый сценарий (заслуженно выигравший Оскара). Дата, в которую Марти отправляется во времени, – пятое ноября. Пятое ноября – день рождения отца Боба Гейла. Работы Гейла: «Я хочу держать тебя за руку», «Трасса 60».

* Стивен Спилберг. Тот, кто сделал все возможным (= продюсер). На боксах обычно написано: «Стивен Спилберг представляет», из-за чего многие находятся в заблуждении, что режиссер «Назад в будущее» – не кто иной, как Стивен. (Работы Спилберга слишком многочисленны, чтобы выделить главное и второстепенное, из-за чего здесь представлены не будут).

* Дин Канди – оператор. Его можно видеть в третьей части: он фотографирует желающих у тех знаменитых часов. Работы Канди: «Смерть ей к лицу», «Чего хотят женщины», «Гарфилд», «Отпуск по обмену».

* Алан Сильвестри – композитор. На тот момент оркестр Сильвестри был самым многочисленным по составу (имеются в виду оркестры, которые набирались для музыки в кино). В фильме также звучали песни Чака Берри, Хьюи Льюиса, Эрика Клэптона и др.

* Нил Кэнтон («Убрать Картера», «Трасса 60», «Земля мертвых»), супруги Кэтлин Кеннеди и Фрэнк Маршалл («Список Шиндлера», «Шестое чувство», «Искусственный разум», «Мюнхен: возмездие»), а также сам Боб Гейл, – продюсеры.

Главные герои

MARTY MACFLY
В 1995 году Оскар получил фильм, под названием «Марти», однако создатели отрицали, что именно это стало причиной выбора имени их главного героя. «Оно нам просто понравилось», – хором сказали тезки Земекис и Гейл.
Первоначально роль Марти досталась Эрику Штольцу, и некоторые кадры сохранили именно его работу: в сцене в кафе 1955 года, когда Марти сбивает Биффа с ног, показан его кулак. Также критики спорят насчет сцены, когда Марти ныряет в ДеЛориан, спасаясь от ливийцев.

Штольц был выбран создателями не из-за того, что Штольц больше подходил на роль и нравился самим сценаристам, а просто потому, что Майкл Джей Фокс в это время был связан контрактом с сериалом «Семейный узы». Конечно, любой другой на его месте ушел бы из мыла в интересное (тогда еще, кстати, не так уж и многообещающее) кино, но Фокс, к тому же, снимался на площадке «Семейных уз» с будущей женой, Трейси Поллан, и, видимо, совсем не хотел терять такое знакомство.
Когда же через несколько недель Штольц был уволен и Земекис снова обратился в Фоксу, тот после недолгих раздумий согласился работать на два фронта: днем – в «Семейных узах», а ночью – в «Назад в будущее». В то сложное время Фокс спал по 1-2 часа в сутки.
Любопытно, что из-за своего невысокого роста актер всегда выглядел моложе, поэтому то, что Майкл Джей Фокс, на самом деле, на три года старше Криспина Гловера (героя отца Марти), осталось незамеченным. Опять-таки из-за его роста «девушку» Штольца вынуждены были уволить и взять вместо нее Клаудию Уэллс, которая Фоксу была под стать.

DR EMMETT BRAUN
Что же касается персонажа Ллойда – безумного доктора Эммета Брауна – то на эту роль также пробовался актер Джон Литгоу, который снимался с Кристофером Ллойдом в фильме «Приключения Баккару Банзая в восьмом измерении», где, к слову, играл сумасшедшего ученого. Кристофер Ллойд же, по собственному признанию, сыграл дока как смесь из Альберта Эйнштейна и композитора Леопольда Стоковски.
Кстати, имени Эммет в английском языке не существует. Эммет – от английского «time» (время), только написанное наоборот и с удвоенным «т».

Прошлое и настоящее

Фильм «Назад в будущее» вовсе не был меркантильным проектом, рассчитанным на множество серий, поэтому и конец первой части был сделан в форме шутки, иначе сценаристы не стали бы сажать Дженнифер в машину времени. (Из-за такого казуса ее пришлось усыпить, а потом и оставить на крыльце ее дома, если помните). Но фильм стал так любим публикой, что этим нельзя было пренебречь. Поэтому через четыре года, когда Майкл Джей Фокс уже успел жениться и разучиться кататься на скейте, стали снимать продолжение, не забыв вставить в конец первой части to be continued. И нельзя сказать, которая из частей лучше: все отличные, – но больше всего любят обычно первую. (Во время съемок второй части у Фокса родился сын, во время третей же – умер отец, да и он сам чуть не умер (сцена с повешением). Говорят, именно это во многом повлияло на развитие у Фокса болезни Паркинсона.)

To sum up

Я не спроста не стала озвучивать очевидные преимущества нашего фильма на фоне голливудской жвачки: на этот счет все уже успели высказаться и прийти к совершенно однозначному выводу: фильм – картинка (грубо говоря). Но о тех мелочах (и мелочах интересных), которые были упомянуты выше, знают не все, а те, кто знают, знают не всё.

И да, конечно, нужно закончить тем, что «Назад в будущее» – фильм, пускай и о времени и его значении, под категорию «стареющее» кино совсем не попадает, оставаясь и сейчас фильмом будто вчера снятым (при том, что, к примеру, в первой части было использовано только 23 спецэффекта), подводя итог – «фильмом без времени». И да, в самом деле, удивительным, ярким, добрым, смешным и вечным.

 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.