rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Lars von Trier «Dancer in the Dark» (2000)

Согласитесь, сюжет уже давно перестал удивлять, ведь любой фильм может быть ассоциирован. Но когда речь идет о фильмах Триера, сюжет заслуживает памятника, не меньше. Истории, которые нам рассказаны, слишком проницательны и проникновенны, чтобы быть неправдой, но и слишком талантливы и красивы, чтобы быть жизнью. Жизнь, она, конечно, на выдумки… Но те выдумки, о которых пойдет речь далее, не из такой категории.

Dancer in the Dark (2000)

КОНТЕКСТ

Lars von Trier

Когда жизнь положили на тарелку, казалось бы – ничего особенного. Но когда ее потом вилкой с ножом с размеренностью шванкмайерских героев – это уже трагично. Все было трудно и потно, но люди держались на плаву и старались почаще улыбаться. А вот прошло совсем немного времени – и Фланнери О’Коннор уже не кажется единственной.

Эмигранты – это отдельная и потерянная раса людей. Им приходится ерзать, карабкаться и выживать из всех только возможных сил. Вот и Сельма с Жене – against all odds. Наверное, они бы и дальше так – мало, но друг для друга, а вышло-то, что нужно ускоренно и безвыходно. В чем же такая уж большая беда? – спросите вы; а я отвечу, что глаза и руки – это то, чем определенно надо дорожить.

Дело в том, что Сельма слепнет. Очень медленно, но очень больно и безвыходно. Жене – еще совсем мальчишка. И тоже ослепнет, потому как заболевание наследственное и без операции – можете идти обратно. Что делать женщине, которая получает копейки, для того чтобы быть уверенной в том, что она когда-то возьмет в руки целую гору денег? Естественно, копить и всю жизнь. Что мудрая чешская женщина в лице нашей любимой инопланетной Бьорк и делала. Казалось бы – сама ослепну, ну да не страшно, главное-то – в том, чтобы все лучшее – детям. Но и в этом, кхм, замечательно радужном решении без бреши не обошлось, ведь бывает же, что и другим нужны ваши деньги, пускай, этими другими и будут люди, как вы думали, – близкие.

«Сельма, мне действительно нужны эти деньги, а если они нужны тебе больше, то вот там, за шкафом, стоит ружье – можешь застрелить меня». Великолепная альтернатива, но мы же не сверхчеловеки, чтобы стрелять своих собственных друзей. Дилемма стоит и нервно курит, потому что решение-то мало что срочное, так еще и больно сложное. Впрочем, выхода-то опять нет, и стрельнем в него раз пять, чтобы уж наверняка. Зато мальчик будет видеть. Что тоже верно.

Но тут на горизонте начинает маячить еще одна маленькая и досадная неприятность: тюрьма. Потому что нефиг всяким чешским эмигрантам стрелять честных американских граждан, еще и пять раз подряд. Давайте повесим ее? – радостно спрашивает американский судья с блеском, что у древних германцев на тинге, в глазах.

Единогласно и бесповоротно.

Хотя, подождите.

Вот если вы заплатите нам энную сумму денег, – говорит судья Катрин Денев, лучшей и милейшей подруге Сельмы, – мы сможем сделать ей пожизненное.
Ну, вы можете догадаться, чем это обернулось, не так ли?..

ОФОРМЛЕНИЕ
Что может быть лучше, чем дуэт великой француженки и совершенно необыкновенной исландки? Бьорк и Денев- сочетание не просто удачное, а, наверное, и самое предпочтительное из всех же возможных. Игра у актеров совершенна. И людей, которые закричали о том, что Триер упал и больше не поднимется, слушать не стоит. Причем здесь садизм? – вот что мне сильно интересно. Глупые комментарии убрали, слушаем дальше. Что Бьорк, которая снялась у Триера дважды, а теперь предпочитает это делать со своим новым Меттью Барни, что Денев, к чьей игре мы все равно не можем привыкнуть, ведь она лучшая, сделали не просто все, что могли, а еще и зажили чужими жизнями и, смею заверить, слепли и пели напополам. Но вот что. Не ждите от Бьорк ее привычной уже для глаз ошеломляющей красоты. Потому что камера делает все возможное, чтобы этого не допустить. И не забывайте, что здесь это уместно и нужно. Сельма нелепа и очень эмигрант.

А еще она поет. Вы же знаете, что с голосом и чувством ритма у нас все в порядке. Но. Лично для меня было довольно странно видеть в остросоциальной драме вставки бродвейских мюзиклов. Хотя ход интересный и очень новаторский, и, конечно, направлен на контрастность и неплохо показывает душевное состояние Сельмы, ведь она была очень счастливым человеком и никакие трудности ей были нипочем. В груди у нее сердце выстукивало такты, а все окружающие (большей частью – индустриальные) звуки – становились мелодией. Забавно. Это я про самовосприятие. Нет, неплохо, конечно, неплохо. Мир вертят оптимисты, а вот нытиков просим на выход.

Если же характеризовать саму музыку и говорить о тональностях, то не слушали Бьорк – не поймете. Это сама природа и гармония, вот что я вам скажу. Можно слушать и отдельным диском, без визуального сопровождения, – большого вреда не будет, а удовольствие получите.

Единственное, что меня за весь просмотр этого шедеврального (честное слово) творения смутило, так это неброский образ сына. Мне ясна политика Триера, ведь фильм – лишь о Сельме, материнстве и трудностях жизни женщины, которая одна (не говоря уже об эмигрантстве), но мальчик иногда кажется деревом и постучать по нему хочется. Но что поделать? Главные и второстепенные герои – это все-таки принципиально разные вещи и фанатизма Нила Геймана, у кого все герои – главные, ждать не стоило. Хотя иногда напрашивалось. Правда.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Жизнь – это бой, а люди должны – ужами. И если скользкая, как ил, судьба захочет выкинуть фортели, то можете не жаловаться: она будет их кидать, сколько ей вздумается. А еще не сильно верьте в дружбу, если у вас пропадает зрение, потому что все люди жадные. Хотя, с другой стороны, не забывайте о тех, кто всегда рядом, потому что близких можно считать по головам (но только не ходить по ним, не забывайте). Конечно, руки тоже опускать не нужно, ибо чревато и дети – цветы жизни. И старайтесь не попадать в заграничные суды, ведь никто не любят «немцев». Вот, наверное, и вся мораль.

Плакать под этот фильм – нужно и даже иначе и не выйдет. Если сравнивать с другим Триером, то «Танцующая» мне понравилась более всего прочего, но вообще выбора лучше не делать, потому что все его фильмы – первые. Если говорить о покупке фильма, то тогда – сразу несколько экземпляров: для тех, у кого «Танцующей» еще нет, и вообще это фильм редкого качества и замечательно выстраданный. Канны справедливо отдали фильму Золотую Пальмовую Ветвь и Серебряную премию – Бьорк лично.
Смотрите кино.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.