rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Jean-Pierre Dardenne, Luc Dardenne «L’ Enfant» (2005)

«Картина обладает тремя главными качествами, даже одно из которых порой способно загнать на Олимп: она безупречна с художественной точки зрения, социально правдива и эмоционально шокирующа». (Екатерина Барабаш «Независимая газета»)

Я приобрела этот фильм в подарок. Но, естественно, оставила его у себя. Потому что «Дитя» Жана-Пьера и Люка Дарденн – это одна из самых лучших кинокартин, когда-либо встречавшихся мне на жизненном пути.

Дарденны – минималисты. Их камера статична, и действие – скорее смена пауз. Но по сравнению с их первым фильмом «Сын», «Дитя» гораздо более быстротечно.

Соня и Бруно родили ребенка, с чудным именем Джимми. Но они так беспечны и молоды, так не привязаны к обязательствам и тем, что называется «семейная жизнь»… Соня выписывается из роддома, а Бруно, оказывается, сдает их квартиру. Им не на что есть, а Бруно покупает Соне дорогую куртку. Джимми несколько мешает их свободному времяпровождению, и Бруно продает его бездетной паре, замечая, что «и другого родим». Но это фильм не о предательстве и непроглядном эгоизме, не о «торговле детьми». Фильм, по словам братьев, — «о парне и девушке, у которых родился ребенок: это история любви».

«Дитя» не может оставить равнодушным, настолько повествование изящно, трогательно и нежно. Братья Дарденн с хирургической точностью угадывают баланс между киноискусством и реальностью, и «их фильмы запоминаются, как прожитая жизнь».

При просмотре мне и в голову не пришло оценивать актерские способности Жереми Ренье и Деборы Франсуа, что говорит о том, что я им верила, верила в их историю, соучаствовала им и сопереживала. И история-то, несмотря на любовь и примирение, грустная и с плохоньким концом. Потому что такие люди, как Бруно, не меняются. Это Соня – мать, забота о ребенке станет религией, а Бруно, несмотря на постоянную и непреодолимую потребность быть любимым и нужным, — «живет, как дышит» и остается вечным ребенком…

Бруно – герой любого времени. Его шкала ценностей резко отличается от общепринятых. Но не в независимом характере, а в крайне потерянной манере: Бруно утверждает, что работа – это для дураков, а сам просит деньги на улицах, если не хватает на бытовые мелочи. Такие люди с нетерпением и бездействием ждут пресловутой манны небесной, а спустя несколько лет с удивлением и негодованием жалуются на судьбу, искренне веря в то, что им просто не повезло. Таким людям жить больно. Больно жить и их близким. Но и переделать человека нельзя, правда ведь?

Дарденны не вытаскивали эти темы на поверхность. Но контекст истории так знаком, что невольно начинаешь рассуждать именно подобным образом.

Дарденны – дважды обладатели Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля за одно лишь десятилетие. И это не случайность, стоит думать. Дарденны известны тем, что набирают актеров-непрофессионалов. Быть может, благодаря этому их творения и являются такими свежими и натуралистичными. Они пульсируют, несмотря на то, что большая часть истории – это молчание. Но cum tacent clamant. Жизнь – это скорее молчание, нежели чем диалог. А ведь нет ничего более многозначительного…

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.