rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

8 октября 2010 в зале им. Гнесиных концерт "53-е Симфоническое Собрание"

Вот Каспаров Юрий с партитурой своего симфонического «Мира, каков он есть» (1997), наводящей страх на дирижёров не только своей изощрённостью, но одними лишь габаритами: «То, что премьера осуществляется через 13 лет после написания, обусловлено крайней сложностью партитуры. Даже её внешний вид, размер листов которой выходит за формат А2, пугает многих дирижёров и становится одной из причин отказа в исполнении. Другая причина заключается в том, что далеко не любой оркестр может справиться с музыкальным текстом … для исполнения этой симфонической картины музыканты оркестра должны, кроме оркестрового, иметь также навыки камерного и сольного музицирования» (Каспаров).
Вот Павленко Сергей с 4-й частью своего грандиозного замысла-цикла под общим названием «Большая инструментальная места», задуманного десятилетие назад –  Concerto grosso № 4 для виолончели с оркестром (2009): «Какого-то догматического содержания искать здесь не стоит, равно как и в  других частях Мессы. Однако в этом Concerto grosso я попытался не то, чтобы опровергнуть библейскую истину «В начале было Слово», но показать, что все-таки Музыка первична и человек, прежде чем открыть рот для внятных слов, научился танцевать и издавать звуки наподобие музыкальных.  Именно поэтому в процессе тематического и фактурного развития постепенно формируется кульминационный хорал медных духовых, который разрушается и превращается в хаос, в котором пребывает весь остальной оркестр Вообще же, процесс найденной и тут же разрушенной фактуры преобладает в данном опусе…» (Павленко).
А это Гагнидзе Мераб со своей почти что «моцартовской» Сороковой симфонией, и чьё число написанных симфоний скоро достигнет высот запредельных и недосягаемых: и каждая из которых либо что-то вроде параджановского калейдоскопа кадров, рисунков и коллажей, либо череда взаимосвязанных (или несвязанных) состояний, символов и знаков, либо движение разрозненных музыкальных материалов, складывающихся (или не складывающихся) в целостную композиционную картину.
А вот и Тарнопольский Владимир с … Le vent des mots qu’il n’a pas dits  (1996)  – «Ветром слов, которые он не успел сказать» для виолончели с оркестром. Сочинении, посвящённом памяти выдающегося скрипача Олега Кагана, но парадоксальным образом исключившего именно скрипки из состава оркестра. Скрипки исключившего, но сольную партию предназначившего специально для Наталии Гутман, жены безвременно ушедшего музыканта: «В своем сочинении я пытался создать саморасширяющуюся фактуру и саморазвивающуюся форму, где нет цезур между разделами и ни один инструмент не играет доминирующей роли. Звучания возникают и затухают, создавая одну большую музыкальную волну, своего рода метафору вздоха» (Тарнопольский). 
Название и поэтическую программу «Ветра…» определила строка из стихотворения Стефана Малларме «Прощальный тост»:
Vaste gouffre apporté dans l’amas de la brune
Par l’irascible vent des mots qu’il n’a pas dits
(Stéphane Mallarmé, Toast funébre).
Рауф Фархадов.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.

Скопировано!