rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Катание на зимних пароходах — развлечение в России 19 века


На представленной гравюре середины 19 века изображены зимние увеселения — катания на так называемых зимних пароходах с санями на утюгообразных полозьях. Как вы сами можете увидеть, тогда это было не таким диковинным явлением, как сегодня машина на автопилоте.

Зимний пароход с санями на утюгообразных полозьях. (рис. Пиратского, литография Селезнева, сер. 19 в.)

До активного развития железных дорог в России, все машины на основе паровых двигателей назывались не паровозами, а пароходами. Сегодня мы знаем только водные пароходы, но ранее были еще и сухопутные пароходы — зимние и летние.

Сухопутный пароход от Ораниенбаума до Санкт-Петербурга. (рис акад. Иванова, литография Селезнева, сер 19 в.)

Такие машины не стали средством транспорта, а использовались в основном для увеселения публики. Сегодня такие механизмы также могли бы стать хорошим развлечением для различного рода провинциальных парков и поместий.

В 1836 году в Санкт-Петербурге вышла книга Василия Гурьева «Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компании». Действительный статский советник, инженер путей сообщения — один из пионеров дорожно-транспортной науки в России, Гурьев был изобретателем в области транспорта и дорожного строительства.

Уже само время выхода книги достаточно удивительно: сухопутные механизированные повозки существовали лишь в опытных экземплярах. Василий Гурьев написал свою книгу за 50 лет до того, как немец Карл Бенц запатентовал автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и у человечества появился ещё один вид транспорта. Предвидя дальнейшее развитие механизированных перевозок, Гурьев ориентировался на паровые самоходные повозки, которые называл «сухопутными пароходами».

Сухопутный пароход на улицах Лондона 1833 год.

Василий Петрович Гурьев (1779 — 1847) — действительный статский советник, инженер путей сообщения – один из пионеров автотранспортной науки в России. В 1836 году выпустил монографию: «Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компаний». Развитие автомобильного транспорта рассматривалось в ней, говоря современным языком, в русле единой концепции: «автомобиль–водитель–дорога–экономический эффект». Гурьев не был конструктором автомобилей, но он внёс немалый вклад в развитие самой стратегии автомобилизации. По его предположению автомобильные дороги следовало покрывать деревянной торцовой мостовой, что для своего времени являлось весьма прогрессивной идеей. Он также уделял должное внимание безопасности перевозки пассажиров и грузов, подготовке водительских кадров. Автомобилей с ДВС тогда ещё не было, и Гурьев ориентировался на паровые автомобили, которые он называл «сухопутными пароходами». В междугородном сообщении он предусматривал широкое применение грузовых и пассажирских автопоездов. Построенная им карта транспортных связей России отличалась удивительно точным предвидением дальнейшего промышленного развития страны. Однако, единственное, что удалось осуществить Гурьеву из своих проектов, так это построить торцовую мостовую в Петербурге на Невском проспекте, Дворцовой набережной и некоторых других улицах (1820 г.). Отмечая заслуги этого выдающегося ученого, в 1902 г. в Санкт-Петербурге была издана книга, посвященная его памяти – «Василий Петрович Гурьев и его идеи о дорогах для автомобилей». Однако в настоящее время об этом мало кто помнит.

Карта Гурьева, в которой предлагаются маршруты для изобретенных пароходов по России

Работая в Петербургском комитете городских строений, Гурьев предложил проект применения деревянных торцов для мощения улиц (впервые обсуждался в 1825; ЦГИАЛ, ф. 206, оп. 1, 1836, д. 731). По этому проекту были замощены торцами главнейшие улицы и площади Петербурга. Торцовые мостовые выгодно отличались от существовавших в то время каменных, так как обеспечивали плавное и бесшумное движение транспорта.

В 1836 Гурьев опубликовал труд «Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компании», в котором пропагандировал внедрение машин в народное х-во и особенно на транспорте и поднимал вопрос о дорожном строительстве в России. Гурьев предложил развить сеть колейных торцовых и железных дорог между крупными городами России. Главное значение он придавал торцовым дорогам с курсирующими по ним «сухопутными пароходами», т. е. паровыми тягачами с прицепами.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.