rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Концерт «Персона-композитор: Владимир Тарнопольский»


2 марта в 19:00 в Камерном зале Московской филармонии на концерт «Персона-композитор: Владимир Тарнопольский». Представление и интервью — Андрей Устинов.

Владимир Тарнопольский:
Я предложил дать название нашей встрече sotto voce (вполголоса), потому что пространство искусства, на мой взгляд, — это именно личностный, внутренний мир человека, полностью противоположный миру крика, деклараций и громких слов, окружающего нас сегодня.

Крохотное пространство Камерного зала филармонии предрасполагает к представлению сочинений небольшого состава, и я остановился на аскетичной программе, состоящей в основном из сольных сочинений, написанных в самое последнее время, тем более что некоторые из них в России еще не исполнялись.

Владимир Тарнопольский

В программе концерта 3 хоральные обработки для духовых инструментов соло, пьеса «Сто дней одиночества» для альта, написанная в дни вынужденной самоизоляции и посвященная памяти друзей композитора, трио «Отзвуки ушедшего дня» и российская премьера сочинения Study of Breath для виолончели.

Владимир Тарнопольский – одна из знаковых фигур современного музыкального мира, мэтр современной отечественной композиторской школы, неутомимый просветитель. Его сочинения представлены в афишах крупнейших концертных залов России и зарубежья, привлекая слушателей утонченной театральностью и особой философской глубиной.

На сцене Камерного зала Филармонии Владимир Тарнопольский расскажет публике о своём творчестве и о произведениях, которые вошли в программу концерта.

«Я остановился на аскетичной программе, состоящей из сольных и камерных сочинений, написанных в самое последнее время, тем более что некоторые из них в России еще не исполнялись, – объясняет композитор.

– Естественно, умонастроения сегодняшнего дня, веяния времени не могли не отразиться в этой музыке».

Программу представит ансамбль «Студия новой музыки», основанный по инициативе Тарнопольского в 1993 году. Состав исполнителей – всего шесть музыкантов – отвечает замыслу концерта и его символическому названию.

«Я предложил название Sotto voce (с итальянского – «вполголоса»), потому что пространство искусства, на мой взгляд, – это именно личностный, внутренний мир человека, полностью противоположный миру крика, деклараций и громких слов, окружающего нас сегодня», – отметил Владимир Тарнопольский.

В большинстве сочинений, выбранных для концерта, отразились размышления композитора об актуальных реалиях, в том числе о пандемии и ее последствиях для человечества. Это касается и обработки знаменитого лютеранского хорала Es ist genug («Довольно») для фагота соло, и сольной пьесы «Сто лет одиночества» для альта.

А сочинение Study of Breath для виолончели соло, которое прозвучит в России впервые, посвящено памяти друзей композитора, погибших от коронавируса. При этом мотив дыхания, помимо буквального толкования, обретет в его звуковой ткани и более глобальный смысл.

«Образ дыхания, как и другая важная для меня идея – спиралеобразного времени, присутствуют во многих моих работах, в том числе в опере “Когда время выходит из берегов”, видеофрагменты которой будут показаны на концерте», – рассказал композитор.

Также в программе вечера – первое российское исполнение Judea et Jerusalem, оригинальной обработки средневекового хорала для саксофона соло, написанной в технике мелизматического органума эпохи Ars antiqua.

Завершит концерт трио «Отзвуки ушедшего дня» для кларнета, виолончели и фортепиано, вдохновленное мотивами романа Джеймса Джойса «Улисс»: его сюрреалистически-карнавальный звуковой мир объединит солистов концерта в театрализованный ансамбль.

Владимир Тарнопольский родился в Днепропетровске. Изучал композицию в Московской консерватории у Эдисона Денисова и Николая Сидельникова. Уже несколько десятилетий его произведения регулярно звучат в России и за рубежом; среди их исполнителей – Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Инго Метцмахер, Сильвен Камбрелен, Рейнберт де Леу, Александр Лазарев, Наталия Гутман, Юрий Башмет и другие.

Владимиру Тарнопольскому заказывали сочинения ведущие мировые коллективы, среди которых Симфонический оркестр Баварского радио, Симфонический оркестр Мариинского театра, Мюнхенский и Роттердамский филармонические оркестры, Ансамбль солистов Большого театра, Ensemble Intercontemporain, Ensemble Modern, Ensemble Musikfabrik, Asko|Schönberg Ensemble, Klangforum Wien и др.

Премьеры его произведений проходили в Мариинском театре, Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, мюнхенском Prinzregententheater, лондонском Барбикан-холле, Камерном музыкальном театре под руководством Бориса Покровского, на фестивалях в Бонне, Эвиане, Амстердаме, Бергене, Баку, Манчестере и др.

Владимир Тарнопольский – один из инициаторов возрождения Ассоциации современной музыки в Москве (1990). В 1993 году основал в Московской консерватории первый в России Центр современной музыки и ансамбль «Студия новой музыки», а в 1994 году – Международный фестиваль «Московский Форум».

Под руководством Тарнопольского проведены десятки фестивалей современной музыки, в том числе «Неизвестная русская музыка XX века», «Россия-Германия. Главы истории музыки XX века», «Антология авангарда», «Спектры времени» (современная французская музыка) и другие.

С 1992 года – профессор композиции в Московской консерватории, где в 2003 году организовал Кафедру современной музыки. Регулярно проводит лекции, мастер-классы и семинары по композиции и проблемам музыкальной эстетики в России, Австрии, Китае, Франции, Германии, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, США и др.

Билеты на мероприятие.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.