rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Впервые в России: постановка оперы Богуслава Мартину «Греческие пассионы»

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета в апреле 2018 года планирует осуществить постановку оперы Богуслава Мартину «Греческие пассионы».

Постановочная группа:

Дирижер – Оливер фон Дохнаньи

Режиссер, сценограф – Тадэуш Штрасбергер

О. Дохнаньи и Т. Штрасбергер на сцене Екатеринбургского театра постановили оперы «Сатьяграха» Ф. Гласса (2014) и «Пассажирка» М. Вайнберга (2016).

О проекте.

Екатеринбургский театр оперы и балета стремится расширять границы традиционного для российских театров круга оперных названий. Из недавних премьер театра – «Сатьяграха» Филипа Гласса (2014, первая постановка оперы в России), «Пассажирка» Мечислава Вайнберга (2016, первая театральная постановка оперы в России). Опера Богуслава Мартину «Греческие пассионы» также никогда не ставилась в российских театрах.

Предполагается, что проект Богуслав Мартину «Греческие пассионы»_Первая постановка в России будет включать в себя ряд концертов, презентаций, а также выставку, посвященную творчеству композитора. Театр планирует создать сайт проекта. Кульминацией проекта станет собственно премьера оперы.

Международные партнеры театра в проекте – Фонд Богуслава Мартину, директор Вацлав Ридлбаух; Институт Богуслава Мартину в Праге, директор Алеш Брежина. Свое согласие на участие в проекте дали Посольство Чешской Республики в России, Посол Владимир Ремек; Чешский центр в Москве, директор Марек А. Гавличек. Театр обратился также в Греческий культурный центр (Москва), директор Теодора Янници. Либретто оперы основано на романе греческого писателя Никоса Казандзакиса.

2018 год – год 100-летия создания первого Чехословацкого государства.

2019 год – 60 лет со дня смерти Богуслава Мартину.

2020 год – год 130-летия со дня рождения Богуслава Мартину.

Надеемся, что постановка оперы впишется в ряд знаковых культурных мероприятий, посвященных данным событиям.

В планах проекта – выпуск лицензионного диска с записью спектакля при поддержке Института Богуслава Мартину.

Отталкиваясь от содержания оперы – актуализация евангельской легенды, отображение многовековой традиции народной мистерии, народных пассионов – театр обратился к Митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу. В качестве консультанта проекта определен Секретарь Епархиального совета Игумен Вениамин (Райников).

Об опере.

Опера «Греческие пассионы» написана в 1954-59 годах выдающимся чешским композитором, классиком XX века Богуславом Мартину в соавторстве с греческим писателем Никосом Казандзакисом, автором одноименного романа «Страсти по-гречески» («Христа распинают вновь»)

Музыкальная драма повествует о событиях, разворачивающихся в небольшом греческом селении. Его жители занимаются постановкой евангельских «Страстей», но внезапно их останавливает известие о прибытии в деревню людей, вынужденных покинуть свои дома и спасаться от вражеского нашествия. Исполнитель роли Христа, пастух Манолиос, предлагает помочь несчастным, но местные богачи отказываются. Манолиос погибает от рук одного из своих односельчан, который в постановке должен был играть роль Иуды.

Мартину композитор-лирик, тонко и поэтично воспринимающий мир, художник-гуманист и новатор, в его творчестве – смелые новации того времени и переосмысление традиций. Мартину нашел свой неповторимый музыкальный язык, который безошибочно узнается по нескольким тактам его произведения. Характерные черты музыки Мартину – оригинальная мелодика, необычно колеблющаяся во времени ритмика, особая красочность оркестровки, лирическая проникновенность. Философский склад характера Богуслава Мартину оказал воздействие на его творчество вопреки стихийной эмоциональности композитора. Строгость и глубина мышления сказываются как в самой композиторской технике, так и в ее подчиненности содержанию произведения.

На создание оперы «Греческие пассионы» композитора воодушевил роман Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь», затрагивающий морально-нравственные проблемы. Богуслав Мартину (на фото) писал: «В наше время художник, сталкиваясь с искаженным значением ценностей, ищет порядок, систему, которые сохранили бы и подтвердили человеческие и художественные идеалы. Таков роман Казандзакиса, а поэтому я избрал его в качестве литературной основы для трагической оперы». Актуализация библейской истории в «страстях» ХХ века. События разворачиваются по библейскому сюжету, представляя историю о духовном восхождении одних и падении других, о борьбе жадности и великодушия, о предательстве Иуды и казни Христа.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.