rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Антон Фридрих Вильгельм фон Веберн

Свой путь профессионального композитора Веберн начал оркестровой Пассакальей d-moll. Уже здесь проявились особенности его стиля – сжатость формы и подчеркивание роли паузы.

 

«Чем ужаснее становится положение, тем ответственнее наши задачи»

А.Веберн, из письма к другу, 20 февраля 1934 года.

Австрийский композитор, представитель «новой венской школы» Антон Фридрих Вильгельм фон Веберн родился в Вене 3 декабря 1883 года. Его отец Карл фон Веберн служил горным инженером, мать Амалия Гер была дочерью мясника. Юные годы будущего композитора прошли в Вене, Гранце и Клагенфурте, куда переводили отца по службе. В Клагенфурте Антон Веберн начал учиться в гимназии и одновременно стал серьезно заниматься музыкой. Доктор Комауэр, один из самых образованных местных музыкантов, стал обучать мальчика игре на фортепиано и виолончели. Он познакомил молодого музыканта с классической и современной музыкой. Вскоре Веберн стал играть на виолончели в любительском оркестре Клагенфурта; он был в восторге и предполагал в будущем стать оркестровым виолончелистом.

В 1902 году Антон успешно окончил гимназию, и отец, в качестве подарка, устроил сыну поездку в Байрейт, на Вагнеровский фестиваль. Музыка Вагнера произвела на молодого музыканта потрясающее впечатление, и он навсегда сохранил глубокое почтение к этому великому композитору.

После возвращения Антона Веберна из поездки, в семье было принято решение о поступлении юноши в Венский университет. Здесь следует напомнить, что для венских музыкантов в те времена, было самым обычным делом сочетание университетского и музыкального курса.

Учеба в Венском университете началась осенью 1902 года. Среди преподавателей Веберна — крупнейший австрийский историк музыки Гвидо Адлер. Веберн старательно занимается и летом 1906 года успешно заканчивает университет. По совету Адлера выпускник избрал темой своей диссертации творчество фламандского композитора второй половины XV века Хенрика Изака. Внимательнейшим образом изучая старинный стиль Изака, Веберн убедился в существовании высочайшей художественной культуры, стоящей не на современном, гармоническом основании, а на старинной технике связей голосов – полифонии. И постепенно старинные полифонические принципы выросли у Веберна в разветвленную систему композиционных приемов. Таким образом, диссертация о полифонической музыке XV века стала важнейшей основой индивидуальной техники и стиля композитора.

С 1904 по 1908 год Веберн занимался композицией под руководством Шёнберга и был одним из его первых учеников. С этих пор контакты учителя с учеником не прерывались почти никогда и носили характер уникального творческого содружества. Со временем уже и Шёнберг немало композиционных приемов позаимствует у своего бывшего ученика.

Свой путь профессионального композитора Веберн начал оркестровой Пассакальей d-moll. Уже здесь проявились особенности его стиля – сжатость формы и подчеркивание роли паузы.

С 1908 года в течение пяти лет Веберн работал оперным и симфоническим дирижером в провинциальных городах Австрии и Германии. Работа эта для композитора была не привлекательна, но необходима, для обеспечения его материального благосостояния. Среди произведений этих лет преобладают циклы камерно-инструментальных и оркестровых пьес. Новый творческий метод, состоящий в отказе Веберна от тональности и тематизма, значительно ограничил возможности организации развернутой формы и способствовал тенденции к сжатию объема отдельных пьес. Некоторые миниатюры Веберна удивление коротки. К примеру, четвертая пьеса для оркестра из сочинения №10 длится всего около двадцати секунд.

В начале первой мировой войны 1914 года Веберн был мобилизован и находился на военной службе. Через год его демобилизовали в связи с плохим зрением, и теперь композитор полностью посвятил себя музыке.

После окончания войны Веберн поселился по соседству с Шёнбергом в Мёдлинге, недалеко от Вены. Здесь он под большим влиянием «Лунного Пьеро» Шёнберга написал двадцать пять сольных циклов. Эта строгая и драматичная музыка звучит, в общем, всего около двадцати минут и просто ошеломляет своей необычностью.

С начала двадцатых годов Веберн руководил различными венскими хоровыми коллективами и симфоническими концертами для рабочих, дирижировал на международных фестивалях современной музыки, работал с оркестром Венского радио и лондонским оркестром Би-би-си. Ему дважды присуждается музыкальная премия города Вены.

Пришедшие к власти нацисты запретили музыку Веберна, но, к счастью, самого композитора не тронули. В 1943 году он даже совершил поездку в Швейцарию. В Винтертуре состоялся концерт из его произведений. Это был его последний концерт.

Наступил 1945 год. В феврале, незадолго до капитуляции Германии, был убит сын Веберна. Он погиб во время бомбежки поезда, и религиозный Веберн навсегда усомнился в существовании бога. Охваченный отчаянием и страхом, он решил немедленно уехать в Швейцарию, где в Митттерзиле, глухой деревне, неподалеку от Зальцбурга жили его дочери и внуки.

Композитору вместе с женой удалось удачно добраться до родственников. Правда деревенька была оккупирована американскими войсками. И вот война, наконец, кончилась.

15 сентября 1945 года Веберн с женой был приглашен на ужин к дочери Кристине и зятю Маттелю. На ужин были приглашены и два американца. Приглашенные солдаты решили, что семейство подозрительное и необходимо арестовать их всех. В это время Веберн вышел во двор покурить, чтобы сигарный дым не беспокоил отдыхавших детей. Вспышку спички один из американских вояк принял за что-то еще и, не раздумывая, три раза выстрелил в композитора. Когда американцы узнали, кто стал единственным убитым в этом мирном месте, то они, как это у них обычно принято, постарались всеми силами представить дело так, что солдат стрелял в целях самообороны. Только что оправившийся от болезни человек, доктор философии и известный композитор, весивший всего около 50 килограмм и ростом всего 160 сантиметров, по их мнению, представлял серьезную опасность для этих солдат. Это позорное пятно в американской истории не смыть никогда. Когда вдова хлопотала о денежном пособии для себя, американские военные пригрозили ей тюрьмой, и до самой смерти она никому ничего не сообщала о трагедии в Миттерзиле.

А великого композитора похоронили тогда в дальнем конце церковного кладбища Миттерзиля, вблизи гор, которыми он так всегда восхищался при жизни.

Ведущий рубрики — Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.