rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Франсис Пуленк

Франсис Пуленк — французский композитор и пианист, один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии.

110 лет со дня рождения

Композитор Франсис Пуленк родился 7 января 1899 года в Париже в семье богатых предпринимателей. Его мать Жени Руайер была превосходной пианисткой и в свое время брала уроки игры на фортепиано у ученицы Ф.Листа мадам Рисс-Абро. Кроме того, стараниями матери, в доме господствовал настоящий культ искусства. Обсуждались парижские театральные постановки, и Франсис, играя, с малых лет прислушивался к разговорам о театрах, анонсах и концертах. В доме родителей часто бывал певец Эдмон Клеман, который водил семилетнего малыша в «Опера-комик». Глубоко религиозный отец ребенка, напротив, признавал из всех видов искусств лишь серьезную музыку и любил слушать Бетховена, Берлиоза, Массне и не пропускал премьер «Гранд-Опера», но сам ни на каком из инструментов не играл.

Мать старалась привить Франсису и его сестре вкус к музыке и часто играла им Моцарта, Шуберта, Шопена, Грига и А.Рубинштейна. С тех детских пор, на всю жизнь, Моцарт стал любимым композитором Ф.Пуленка. Конечно, мать была бы рада видеть сына учеником консерватории, но отец настоял на поступлении мальчика в лицей Кондорсе. Учеба в лицее совсем не увлекала Франсиса, и он с трудом переходил из класса в класс, не проявляя интереса к лицейским предметам. При этом музыке он посвящал около четырех часов в день, занимаясь сольфеджио с виолончелистом из Ножан-сюр-Марн итальянцем Миччиоли.

Примерно в 1915 году у Франсиса возникло желание хорошо овладеть игрой на фортепиано, и вот тогда с ним согласился заниматься прекрасный пианист и педагог Риккардо Виньес. Через сорок лет Пуленк скажет о нем: «Я обязан ему всем». А тогда с именем учителя у Франсиса были связаны и его исполнительское мастерство, и первые композиторские опыты и знакомства с Эриком Сати и Жоржем Ориком, которые впоследствии стали ближайшими друзьями Пуленка.

В начале 1916 года Франсис Пуленк был мобилизован в связи с продолжающейся Первой мировой войной. Некоторое время он служил в Париже, а затем его перевели в противовоздушное соединение в Сен-Мартен. Разыскав здесь старое разбитое пианино, композитор сочинил фортепианную сонату в четыре руки и «Непрерывные движения». В 1919 году они впервые были исполнены Р. Виньесом на одном из концертов «Лиры и Палитры» и с тех пор вошли в репертуар многих пианистов.

С середины лета 1919 года и до осени 1921 года Пуленк служил в министерстве авиации и большую часть свободного времени отдавал музыке. В это время он все больше сближается с Кокто, Сати и Мийо. Участвует в коллективной работе композиторов «Шестерки» — «Новобрачные на Эйфелевой башне», а также в других концертах и акциях этого объединения. Тогда же он усиленно занимается композицией с Ш. Кёкленом.

Первым крупным произведением Пуленка стал балет «Лани», написанный по заказу С.П.Дягилева для его труппы в 1923 году. Композитор утвердил в этом произведении репутацию художника, отражающего образ мыслей и вкусы фешенебельного общества. В такой же элегантной и иронической манере написаны и последующие его произведения: «Сельский концерт», «Утренняя серенада» и концерт для двух фортепиано с оркестром.

В середине тридцатых годов в личной и духовной жизни композитора произошли большие перемены. Вполне естественно, это повлияло и на его творческую жизнь. Пуленк возвращается к церковной музыке и жанру романса для голоса с фортепиано. В августе 1934 года в Зальцбурге на вечере памяти Дебюсси он встретил своего давнего знакомого, замечательного певца Пьера Бернака. Им предложили тогда вместе исполнить песни Дебюсси, где композитор аккомпанировал певцу. Это творческое содружество неожиданно оказалось длительным и чрезвычайно важным для обоих. Великолепное мастерство художников сохраняло индивидуальность каждого из них и всегда восхищало признательных современников. Многочисленным гастрольным поездкам замечательных музыкантов всегда сопутствовал небывалый триумф.

Это было время наиболее яркого проявления многогранности композитора. Он сочиняет драматические произведения «Засуха» и Концерт для органа. Создает замечательный лирический вокальный цикл на слова Поля Элюара «И день и ночь» и Французскую сюиту.

Что же касается церковной музыки, то здесь основа стиля композитора оказалась вполне светской. Даже в произведениях молитвенного характера, к примеру, в «Литании Черной Богоматери» для женских голосов и органа он ориентируется на музыку Стравинского и Сати.

Одной из важнейших сфер интересов Франсиса Пуленка всегда оставался музыкальный театр. В 1940 году он написал балет «Примерные животные» по басням Лафонтена, а затем вскоре и оперу «Груди Тирезия» по пьесе Гийома Аполлинера.

В первой половине пятидесятых годов композитор создал большую оперу «Диалоги кармелиток» на либретто Ж. Бернаноса о мученической гибели монахинь во время якобинского террора и лирико-психологический монолог «Человеческий голос» по одноименной драме Ж.Кокто.

Зимний сезон 1962-63 года был насыщен у композитора концертными выступлениями. В январе Пуленк концертировал с Денис Дюваль в Голландии и по возвращении в Париж должен был выступить по радио в цикле бесед с Оделем. После успешного концерта композитор послал певице цветы и поблагодарил ее в письме за п о с л е д н ю ю, подаренную ему творческую радость. Слова в письме оказались пророческими. Три дня спустя по возвращении в Париж у композитора остановилось сердце. Это случилось 30 января 1963 года.

Французский композитор Франсис Пуленк нашел свой последний приют на парижском кладбище Пер-Лашез, прожив 64 года.

Ведущий рубрики — Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.