Search for:
 

Ганс Гвидо фон Бюлов

Немецкий композитор, принадлежал к числу гениальнейших пианистов и дирижеров. Его великолепное художественное исполнение музыкальных произведений подчас вызывало удивление современников.

Гениальный пианист, дирижер и композитор барон Ганс Гвидо фон-Бюлов родился в Дрездене 8 января 1830 года в семье известного немецкого поэта Карла фон-Бюлова. Музыка влекла Ганса еще с детских лет, но, тем не менее, в 1847 году юноша поступил в Лейпцигский университет для изучения юридических наук. Через два года он продолжил свои занятия в берлинском университете. Однако, чувствуя свое призвание к музыке, Бюлов одновременно с занятиями в университете учился игре на фортепиано у отца Клары Шуман Фридриха Вика, занимался теорией музыки с К. Эбервейном и проходил контрапункт с немецким композитором, профессором М. Гауптманом. Здесь следует сказать, что с самых ранних шагов на музыкальном поприще Бюлов был приверженцем новой немецкой музыкальной школы.

В 1850 году Ганс впервые услышал под управлением Ф.Листа оперу “Лоэнгрин” Р.Вагнера. Это событие неожиданно стало решающим при выборе Бюловым музыкальной карьеры. Он познакомился с Рихардом Вагнером еще в Дрездене и вот теперь решил поехать к нему в Цюрих за советом. Вагнер тепло и доброжелательно принял Ганса, одобрил его решение, и между ними установились дружеские отношения. В 1851 году Бюлов стал учеником Листа и два года занимался у прославленного маэстро. Он стал одним из немногих любимых учеников великого музыканта. На столике у Листа всегда стоял портрет Бюлова, даже когда учитель отправлялся в поездки.

После окончания учебы и благодаря протекции Р.Вагнера Бюлов начал свою дирижерскую карьеру в Мюнхене. Затем последовали несколько чрезвычайно успешных концертных турне, где он выступал в качестве дирижера и пианиста. В 1854 году Бюлов поселился в Берлине, заняв место профессора консерватории Штерна и продолжая концертную деятельность. В 1857 году он женился на дочери Листа Козиме. Родились двое детей и, казалось, все складывалось хорошо. Но в 1864 году начался непредвиденный роман Козимы с Вагнером, и семья Бюлова распалась. Он вынужден был переехать в Мюнхен, где стал придворным пианистом и дирижером. Глубоко огорченный происшедшим, отец Козимы, Лист, надолго поссорился с Вагнером, и лишь только через несколько лет состоялось их примирение. Тем более удивительно, что Бюлов, несмотря на случившееся, вовсе не изменил отношения к своему кумиру Вагнеру.

В 1866 году Бюлова назначают директором реорганизованной по указаниям Вагнера королевской музыкальной школы в Мюнхене и руководителем Королевского оперного театра. Здесь под его управлением прошли премьеры опер Вагнера «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские майстерзингеры». Но все-таки возникший семейный разлад оказывал сильнейшее влияние на жизнь музыканта, и в 1869 году он вынужден был оставить все занимаемые им должности в Мюнхене и переселиться в Италию, избрав местом своего пребывания Флоренцию. С 1872 года Бюлов предпринимает много гастролей по Европе и Америке. В 1875 году в Бостоне он впервые исполнил посвященный ему П.И. Чайковским Первый фортепианный концерт. Растет исполнительская слава музыканта во всем мире.

В 1877 году Бюлов был приглашен придворным капельмейстером в Ганновер. Здесь он в 1888 году поставил оперу М.И. Глинки «Иван Сусанин». Немного позднее Бюлов был назначен интендантом придворной музыки в Мейнингене.

Много раз Бюлов приезжал в Россию, где его всегда восторженно принимали. Здесь он несколько раз выступал как пианист и неоднократно дирижировал концертами Филармонического и Русского музыкального общества в Петербурге. А в 1885 году даже читал лекции по фортепианной литературе в петербургской консерватории.

Замечательный музыкант принадлежал к числу гениальнейших пианистов и дирижеров. Его великолепное художественное исполнение музыкальных произведений подчас вызывало удивление современников. Обладая феноменальной памятью, он играл и дирижировал самые сложные сочинения всегда наизусть. А как исполнитель классической фортепианной музыки занимал выдающееся место среди пианистов. Бюлов выступал в печати с критическими статьями в защиту Вагнера, сотрудничая в лейпцигской газете “Zeitschrift fur Musik”.

Бюлов немного сочинил музыкальных произведений. Для фортепиано им были изданы: “Lazerta”, “II carnevale di Milano” и несколько других вещей. Композитор написал также несколько смешанных хоров и около двадцати романсов. Из оркестровых произведений он сочинил увертюру и музыку к «Юлию Цезарю» Шекспира, балладу “Des Sangers Fluch”, симфоническую картину “Nirvana” и “Charakterstucke” для оркестра. Под редакцией Бюлова были изданы многие классические произведения Баха, Генделя, Глюка, Скарлатти, Вебера, Бетховена, Шопена и аранжированы для фортепиано некоторые сочинения Берлиоза, Вагнера и Листа.

Нельзя не сказать здесь, что произведения вышеперечисленных классиков звучат и по сию пору в редакции Бюлова.

В начале 1894 года Бюлов заболел и по рекомендации врачей был послан в Каир для поправки своего здоровья. Здесь в Каире он неожиданно умер. Это случилось 12 февраля 1894 года. Композитору было 64 года.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.