Search for:
 

Оливье Мессиан

«Когда я был еще ребенком, меня неодолимо влекло к католической вере, к музыке, а также к театру. Но только две первые страсти сохранились во мне до сих пор. Я стремлюсь воспевать мою веру, быть музыкантом – христианином…»

«Когда я был еще ребенком, меня неодолимо влекло к католической вере, к музыке, а также к театру. Но только две первые страсти сохранились во мне до сих пор. Я стремлюсь воспевать мою веру, быть музыкантом – христианином…»

О. Мессиан. Из парижского журнала “Contrapoints”, апрель 1946 год.

Французский композитор, органист, педагог и музыкальный теоретик Оливье Эжен Проспер Шарль Мессиан родился 10 декабря 1908 года в Авиньоне. Его мать Сесиль Соваж была известной французской поэтессой, а отец – один из лучших переводчиков Шекспира.

Самым сильным впечатлением детства мальчика оказалась опера Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». Так и осталось это впечатление с ним на всю жизнь. Он всегда считал это произведение вершиной музыкального искусства.

Когда Оливье исполнилось 11 лет, он поступил в Парижскую консерваторию в классы Жана Галлона (гармония и контрапункт), Марселя Дюпре (орган) и Поля Дюка (композиция). Уже во время учебы в консерватории талантливый юноша привлек внимание публики некоторыми своими сочинениями религиозного содержания: «Небесная трапеза» и «Диптих» для органа, и «Забытые приношения» для оркестра.

После окончания консерватории Мессиан принимается за изучение музыкальных культур Индии, античной Греции и Японии. В 1931 году его назначают органистом парижской церкви св. Троицы, где совсем скоро он прославился как необычный и талантливый импровизатор. Много времени композитор уделяет сочинению музыки. Из-под его пера в это время выходят: «Явление предвечной церкви» для органа, четыре симфонические пьесы, названные «Вознесение», и девять размышлений для органа – «Рождение господа бога». Главными сочинениями светского характера становятся: тема с вариациями для фортепиано и скрипки, «Фантазия – бурлеска» для фортепиано, и вокализ для голоса с фортепиано.

В 1936 году Мессиан начинает преподавать гармонию в Schola cantorum и одновременно в «Эколь нормаль». Тогда же он входит в объединение «Молодая Франция».

В Европе начинается вторая мировая война, и в 1939 году композитора мобилизуют на военную службу. Через несколько месяцев, во время отступления французской армии, немцы захватывают его в плен и заключают в лагерь для военнопленных. Заключенный Оливье Мессиан пользовался каждой возможностью, чтобы сочинять музыку. Здесь в лагере он написал произведение, ставшее вершиной его раннего творчества. 15 января 1941 года его восьмичастный «Квартет на конец мира», навеянный образами Апокалипсиса, был исполнен в лагере в присутствии нескольких тысяч заключенных. Ансамбль состоял из узников этого лагеря.

Освобождение из плена наступило летом 1942 года. По возвращении в Париж, Мессиан вернулся к работе в церкви св. Троицы и тогда же был назначен профессором Парижской консерватории по классу гармонии. В годы войны у него училась Ивонн Лорио, впоследствии ставшая его второй женой. В расчете на фантастические данные этой замечательной пианистки Мессиан создал циклы «Образы слова Аминь» и «Двадцать взглядов на младенца Иисуса».

Вообще же, если говорить о Мессиане как о педагоге, то через его классы анализа, гармонии, композиции и музыкальной эстетики прошли среди других студентов и лидеры послевоенного европейского авангарда: Булез, Штокхаузен и Ксенакис.

В 1948 году увидела свет большая симфония Мессиана «Турангалила», написанная по заказу Кусевицкого для Бостонского оркестра. Десятичастная, свободная по форме фантазия получила свое название из индийской литературы. В переводе название означает — «Песнь любви». Теперь эта симфония редко исполняется. Считается, что ее содержание и созданные композитором образы чрезвычайно далеки от современной жизни.

Еще с юности Мессиан изучал пение птиц, считая их «величайшими музыкантами на планете». В большинство своих крупных произведений композитор включает подражания голосам птиц. Именно подражания, но не голоса.

А в начале пятидесятых годов появилось сразу несколько крупных произведений композитора, целиком основанных на стилизации птичьего пения. Фортепианные концерты «Пробуждение птиц» и «Экзотические птицы», а также большой цикл пьес для фортепиано «Каталог птиц».

В ноябре 1983 года во Дворце Гарньер в Париже была поставлена опера Мессиана «Святой Франциск Ассизский». Поводом к написанию произведения послужило предложение директора Парижской оперы Либерманна. Композитор сам выбрал тему и написал либретто. Он решил воссоздать в опере голоса птиц, которые мог слышать Франциск, а потому голоса птиц из Японии, Новой Каледонии и даже далеких тихоокеанских островов привлекали его во время работы над сочинением. В далекой Австралии он вставал в три часа утра, чтобы послушать пение лирохвоста – редкой птицы, которая не водится в Европе. Ощущение какой-то высшей мудрости и вся красочная феерия птиц в опере делает ее просто уникальной.

Последним произведением Оливье Мессиана стал концерт для флейты, гобоя, виолончели и фортепиано. Композитор задумал его как дань восхищения и уважения к композиторам прошлых эпох – Моцарту, Скарлатти, Рамо и одновременно крупнейшим современным исполнителям: виолончелисту Мстиславу Ростроповичу, гобоисту Хайнцу Холлигеру, флейтистке Катрин Катен, пианистке Ивонн Лорио-Мессиан и дирижеру Мыонг-Хун Чунгу. Творческая дружба на протяжении многих лет связывала Ростроповича, Холлигер и Катен с композитором и они давно просили его написать для них концерт. В 1990 году Мессиан приступил к его сочинению. Работу прервала смерть композитора, наступившая весной 1992 года. Вдова Мессиана Ивонн закончила этот его последний концерт.

Ведущий рубрики — Виктор Каширников

1 комментарий

  • GlumenJen (#)
    Октябрь 16th, 2012

    GOOD

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.