rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Пауль Хиндемит

Пауль самостоятельно научился игре на скрипке и освоил некоторые сложные исполнительские приемы. С двенадцати лет мальчик начал учиться музыке во Франкфурте-на-Майне и мечтал тогда стать скрипачом-виртуозом. С возрастом отношение Пауля к музыке изменилось, и он перешел на служение камерной музыке.

 Немецкий композитор Пауль Хиндемит родился 11 ноября 1895 года в Ханау, недалеко от Франкфурта-на-Майне. Его отец по профессии был маляр. И хотя среди родных не было профессиональных музыкантов, Пауль самостоятельно научился игре на скрипке и освоил некоторые сложные исполнительские приемы. С двенадцати лет мальчик начал учиться музыке во Франкфурте-на-Майне и мечтал тогда стать скрипачом-виртуозом. С возрастом отношение Пауля к музыке изменилось, и он перешел на служение камерной музыке. Уже вскоре молодой музыкант стал понемногу заниматься сочинением музыки, чем вызвал недовольство отца, который считал это бесполезным занятием. Но это только способствовало еще большему увлечению юноши композицией. К этому времени относится приобретение начинающим музыкантом опыта музицирования на многих инструментах. Ему приходилось играть в трактирах и кафе на контрабасе, ночами напролет играть танцевальную музыку, выступать в курортных и опереточных оркестрах в качестве солиста на скрипке, альте и виоль-д-амуре. Иногда приходилось играть и в военных оркестрах, где он прекрасно проявил себя в игре и на духовых инструментах. С 1908 по 1917 год Пауль Хиндемит учился игре на скрипке и композиции во франкфуртской Консерватории Хоха, где его учителями были Арнольд Мендельсон, Бернгард Зеклес и А. Ребнер.

После окончания консерватории Хиндемит много занимается концертной деятельностью, состоит скрипачом-концертмейстером Франкфуртской оперы и пишет много интересной музыки. Он автор «Веселой Симфониетты», нескольких камерно-инструментальных опусов и смелых по музыкальному языку одноактных экспрессионистских опер с нестандартными сюжетами. К числу таких опер относится «Убийца, надежда женщин» на либретто художника и поэта Оскара Кокошки. В 1922 году композитор основал знаменитый струнный квартет “Amar-Quartet”, где и играл на альте до 1929 года. Квартет побывал на гастролях и в России в 1928 году.

Значительным успехом композитора стал его религиозный вокальный цикл «Житие Марии», написанный в 1923 году на стихи Р.М. Рильке, к которому композитор сам написал уникальное предисловие. Тогда же были написаны фантастическая опера-мелодрама «Кардильяк» и несколько произведений для механических инструментов.

С 1923 по 1930 годы Хиндемит был одним из организаторов и руководителей Донауэшингенских фестивалей современной музыки.

В 1927 году композитор стал преподавать в Берлинской Высшей музыкальной школе в классах теории и композиции. В частности, здесь у него учились Генцмер, Боррис и Таль.

В начале 30-х годов он на некоторое время перестал писать музыку в камерно-инструментальном жанре и в надежде найти отклик более широкого круга слушателей перешел к симфоническому творчеству. Появляется серия под названием — «Концертная музыка»: для альта и большого камерного оркестра (1930г.), для фортепиано, медных духовых и двух арф (1930г.), Boston Simphony (1930г.) и некоторые другие произведения.

Уже позднее, композитор пишет ораторию «Бесконечность» на философский текст Г.Бенна и замечательную оперу «Художник Матис». В этих сочинениях Хиндемит настаивал на том, что художник должен оставаться вне политики и лишь способствовать улучшению общественной нравственности.

После прихода нацистов к власти в Германии его творчество подверглось жестокому официальному осуждению. К тому же, его красавица жена, дочь дирижера Франкфуртской оперы Гертруда Роттенберг, была еврейкой. Начались гонения.

В 1937 году Хиндемит официально подал в отставку со своего поста в Берлинской Высшей музыкальной школе и осенью 1938 года уехал в Швейцарию. Здесь и состоялась премьера его оперы «Художник Матис». Премьера принесла композитору подлинный успех и признание в мире.

А с началом второй мировой войны в Европе, в 1940 году он перебрался в Америку, где тринадцать лет преподавал в Йельском университете. В 1946 году композитор принял американское гражданство. Среди его американских учеников были: Шейпиро, Фосс, Делло Джойо, Бойкен и Бламенфельд.

После окончания войны в 1947 году Хиндемит приезжал в Европу и преподавал на Интернациональных летних курсах в Зальцбурге и концертировал в качестве дирижера, исполняя свои произведения и сочинения других композиторов.

Вернувшись в Америку, он прочитал курс лекций в Гарвардском университете и на их основе написал книгу «Мир композитора».

В 1953 году Хиндемит возвратился в Швейцарию и до 1957 года читал лекции в Цюрихском университете.

Среди поздних произведений композитора надо выделить балет “Nobilissima visione”, реквием памяти президента Ф.Рузвельта «Когда во дворе перед домом цвела этой весной сирень» и оперу «Гармония мира» на сюжет из жизни Кеплера. В опере отразилось давнее увлечение маэстро идеей всеобъемлющей космической гармонии.

Крупнейший немецкий композитор Пауль Хиндемит умер во Франкфурте-на-Майне 28 декабря 1963 года. Ему было 68 лет.

Ведущий рубрики — Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.