Search for:
 

Габриэль Форе

«У Форе нет и никогда не будет возраста»
Камиль Сен – Санс

12 мая 1845 года в небольшом городке Памье на юге Франции в семье помощника инспектора начального образования родился шестой ребенок, которого назвали Габриэль.

Его мать, Мари Форе, была дочерью бывшего капитана наполеоновской армии.

При рождении ребенка она сказала своим близким: «Разумеется, мы его не ждали, но он будет воспитан так же, как другие». Сразу после крещения ребенок был отправлен к кормилице в Верниоль. Здесь маленький Габриэль и провел свое раннее детство. Лишь через четыре года мальчик возвратился в семейную обстановку. Но эти годы стали первой раной в чутком сердце ребенка и наложили свой отпечаток на всю последующую жизнь и творчество Габриэля Форе. К этому времени семья переехала из Памье в Монгози в квартиру, расположенную на территории бывшего монастыря и большой радостью замкнутого молчаливого существа, которым был тогда Габриэль, стала впервые услышанная им музыка фисгармонии, доносившаяся из местной церкви. Мальчик часто приходил в церковь послушать эту музыку. Старый кюри заметил необычного посетителя и разрешил ему играть на полюбившемся инструменте. Как — то раз импровизации мальчика услышала одна из пожилых прихожанок церкви, понимающая толк в музыке и убедила родителей Габриэля в музыкальной одаренности их ребенка. Вскоре начались занятия на фортепиано и ярко выраженные успехи ученика заставили родителей серьезно подумать о его будущем. В 1853 году девятилетнего мальчика определяют в только что открытую в Париже школу французского музыканта Луи Нидермейера на полное государственное обеспечение. Школа готовила церковных органистов и капельмейстеров. Здесь наряду с музыкальными дисциплинами – фортепиано, сольфеджио, гармонией, полифонией и органом, преподавали латинский язык, историю, географию и литературу. Школа жила в режиме интерната и лишь в летние каникулы ученики возвращались к родителям. В 1861 году умирает любимый учитель Габриэля Форе, Луи Нидермейер. На его место, преподавателя фортепиано, приглашают Камиля Сен-Санса, человека исключительно одаренной творческой натуры, которого Ферец Лист называл «Первым органистом мира». Новый преподаватель сразу же обратил внимание на талантливого юношу. В 1862 году Форе получает высший приз по фортепиано. Нередко Форе замещал своего учителя в храме Мадлен, когда Сен-Санс гастролировал в других городах. Однажды, не имея возможности отлучиться из Парижа, Сен-Санс послал вместо себя Габриэля, чтобы аккомпанировать известной певице Миолан — Карвальо, причем попросил ее включить в свою программу одну новую «мелодию» своего заместителя. Певица согласилась и лишь потребовала от автора посвящения. Это был самый популярный романс Форе «Бабочка и цветок».

В 1865 году Габриэль Форе блестяще оканчивает школу Нидермейера и получает первую премию за, одно из своих замечательных произведений — “Cantique de Jean Racine”. В январе 1866 года его назначают органистом церкви Сен — Савёр в Рене. В свободное от церковной службы время Форе часто присутствует на светских балах, где, как пианист, он всегда — желанный гость. А дар мелодиста открывает перед ним двери лучших артистических салонов города, где его с восторгом принимают местные певицы, первые исполнительницы новых романсов Форе. Возвращаясь к своей работе в церкви, Габриэль вновь становился серьезным музыкантом, почитателем великого И.С.Баха и исполнял свои функции органиста и композитора корректно и профессионально. Но, однажды, после очередного бала, Форе, не имея возможности переодеться, явился к первой утренней мессе в светской одежде. Немедленно последовало его увольнение со службы. Форе бесславно покидает Ренн и возвращается в Париж. Здесь, благодаря протекции Сен – Санса, Форе удается получить место органиста аккомпаниатора в Нотр – Дам – де –Клиньянкур. Так начинается трудное восхождение Габриэля Форе на высшие ступени в музыкальном мире Франции.

В 1872 году Сен – Санс вводит Габриэля Форе в салон Полины Виардо, с именем которой связаны высшие достижения французского оперного искусства того времени. Сен – Санс посвятил ей свою лучшую оперу «Самсон и Далила». Среди новых знакомых Форе знаменитые писатели Флобер, Жорж – Санд и верный друг Полины Виардо И.С.Тургенев.

Вообще же влияние Сен – Санса и композиторов его круга на творчество Форе было довольно значительным. Уже после смерти Сен – Санса, Габриэль Форе напишет: « Мне выпало бесценное счастье быть в числе его учеников». Форе восхищался Листом, с которым был знаком, и Вагнером, творчество которого привлекало его. Тем не менее, композитор, начиная со своих ранних произведений, сумел выработать свой собственный уникальный стиль, наследуя традиции французского классицизма и романтизма.

В 1892 году Форе стал инспектором провинциальных музыкальных учебных заведений, а через четыре года, главным органистом церкви св. Марии Магдалины и профессором композиции Парижской консерватории. В музыкальном мире Франции, Форе к концу жизни пользовался непререкаемым авторитетом. С 1905 по 1920 годы он занимал пост директора Парижской консерватории и был ведущим композитором своего времени. Современники называли его «французским Шуманом». В 1909 году Форе был избран членом Института Франции.

Печально останавливаться на последних годах жизни композитора. Почти полностью глухой, он был вынужден покинуть пост директора консерватории и существовать на одни авторские доходы. Друзья, видя, в каких тяжелых условиях приходилось жить композитору, организовали в июне 1922 года в Сорбонне большой фестиваль, посвященный его творчеству. Лучшие исполнители сыграли самые красивые произведения Форе. Прибыль от концерта достигла ста тысяч франков, и композитор смог спокойно дожить оставшиеся ему годы.

Великий французский композитор Габриэль Форе умер в ночь с3 на 4 ноября 1924 года на 80-м году жизни в Париже. Его отпевали в храме Мадлен под звуки созданного им гениального Реквиема, когда — то здесь же и прозвучавшего впервые под управлением автора.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.