rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Рихард Вагнер

Не было ни одного художника XIX века, деятельность которого вызывала бы такое огромное преклонение с одной стороны, и полемику, доходившую до беспредельной ненависти с другой, как Рихард Вагнер.

В 1813 году, когда французская армия заняла Лейпциг, маршал Даву поручил служащему полиции Фридриху Вагнеру устроить полицейскую организацию города. После сражений под Лейпцигом в городе скопилось много раненых, возникли инфекционные болезни. Фридрих Вагнер, выполняя поручение маршала, случайно заразился одной из этих болезней и умер, оставив почти без средств вдову и 9 человек детей. Младшему из них было всего шесть месяцев. Это и был Рихард Вагнер, впоследствии гениальный музыкант и великий непредсказуемый человек. Не было ни одного художника XIX века, деятельность которого вызывала бы такое огромное преклонение с одной стороны, и полемику, доходившую до беспредельной ненависти с другой, как Рихард Вагнер.

Когда мальчику исполнилось 9 лет, мать поместила его, при содействии одного из братьев своего второго мужа, в гимназию, дающую серьезное классическое образование. Здесь Рихард успешно изучал древние языки, мифологию и древнюю историю, но был настолько безразличен к музыке, что его учитель отказался от своего ученика, заявив, что «из него никогда ничего не выйдет».

В 1827 году мать вместе с семейством переехала в Лейпциг, где Рихард стал учиться в местной гимназии. В это время в Лейпциге давались концерты из произведений умершего в этот год Бетховена, под управлением знаменитого Матеи. Музыка Бетховена произвела на Вагнера глубочайшее впечатление, и он немедленно решил написать музыку к своей недавно сочиненной трагедии с 42-мя жертвами, тотчас – же принявшись за дело. Купив учебник гармонии Ложье, он погрузился в его изучение. Быстро поняв, что дело это не простое, Вагнер сообщил о своем желании членам своей семьи. Не веря в успех, они, тем не менее, пригласили для него учителя музыки Готлиба Мюллера. Познакомившись со своим учеником и его бредовыми планами, учитель объявил: «Из такого молодца никогда ничего не выйдет».

В 1830 году Вагнер окончил гимназию и поступил в Лейпцигский университет. Здесь он изучал философию, эстетику, но вместе с тем занимался и музыкой. Судьба, наконец, послала ему хорошего учителя. Это был Теодор Вейнлинг, кантор церкви св. Фомы, который сумел найти правильный подход к своему ученику. Учение продвигалось быстро и чрезвычайно успешно. Через полгода Вейлинг сказал Вагнеру: «Ступайте, теперь вы научились держаться на собственных ногах», и прекратил свои уроки. Под руководством этого превосходного педагога Вагнер изучил и научился ценить Моцарта, хотя идеалом его все — же навсегда оставался Бетховен и его девятая симфония.

В 1834 году Вагнер получил место капельмейстера в магдебурском театре. Это давало возможность заработать на жизнь и, кроме того, вводило молодого композитора в интересный мир кулис, а общение с певицами и певцами стало служебной обязанностью нового капельмейстера. Много делая для местного театра, Вагнер закончил музыку своей оперы «Запрещенная любовь», которая, после многих приключений, была поставлена в театре и потерпела полный провал. К этому времени мадемуазель Планер, хорошенькая актриса магдебурского театра, получила выгодный ангажемент в Кенигсберг. Вслед за нею в Кенигсберг поехал и Ричард Вагнер. Здесь он сумел добиться места капельмейстера.

А вскоре 24 ноября 1836 года состоялась свадьба Рихарда Вагнера и Вильгельмины Пленер. Этот стремительный брак оказался несчастливым. Через тридцать лет Минна Вагнер умерла, покинутая человеком, с которым связала свою судьбу.

К концу 1839 года была практически закончена опера Вагнера «Риенци», и мечтой композитора становится Париж, где, по его мнению, и мог получить известность музыкант. Путешествие в Париж было предпринято морем, на парусном судне и сопровождалось опасными приключениями. Капитан был вынужден из-за страшной бури несколько раз укрываться в норвежских портах. За четыре недели плаванья, Вагнер близко познакомился с экипажем и тут впервые он услышал пропетое матросами сказание о «Летучем голландце».
Надеждам Вагнера на успех в Париже осуществиться было не суждено. Неудачи преследовали его на каждом шагу, небольшие денежные средства быстро иссякли, и он вынужден был писать на заказ мелкие статейки и даже заниматься перепиской нот. Однако продержаться на поверхности ему не удалось, и в конце 1840 года Вагнера посадили в парижскую долговую тюрьму, из которой через четыре недели его освободила жена, раздобывшая необходимый «выкуп». Все эти невзгоды не помешали Вагнеру закончить оперу «Риенци» и к сентябрю 1841 года написать «Летучего голландца».

Осенью 1842 года Вагнер вырвался, наконец, из парижского плена. Его опера «Риенци» принимается к постановке на королевской сцене в Дрездене, а «Летучий голландец» при содействии Мейербера, скорее всего, будет поставлен в Берлине. Без промедления Вагнер покидает неприветливый Париж, чтобы присутствовать на первом представлении «Риенци». Премьера состоялась 20 октября 1842 года и имела оглушительный успех. Молодой, никому не известный до сих пор музыкант, получил почетную известность, и вскоре занял должность придворного саксонского капельмейстера.

В мае 1849 года в Дрездене произошло восстание, и Вагнер оказался в числе активных его участников. В короткий срок восстание было подавлено, и Вагнеру пришлось бежать в Веймар к Листу, в лице которого он нашел верного друга. После опубликования приказа об аресте Вагнера, оставаться в Веймаре стало опасно и он, с помощью фальшивого паспорта, добытого Листом, бежит в Швейцарию. Тринадцать лет ведет композитор жизнь политического эмигранта.

В 1862 Вагнер получает полную амнистию и возвращается в Саксонию.

Вся последующая жизнь композитора, это, как и предыдущая, целый рад взлетов и падений.

Вагнер концертирует в России, живет в Мюнхене, горячо поддержанный баварским королем Людвигом II , женится на дочери Листа Козиме, пишет оперы «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунга» и к концу жизни создает в маленьком городке Байрейте свой театр. Здесь в 1876 году состоялось полное представление цикла « Кольца Нибелунга», а через шесть лет поставлена последняя опера Вагнера «Парсифаль». Сценическим священнодействием назвал ее автор. Произведение было исполнено 26 июля 1882 года под управлением дирижера Германа Леви и затем повторено 16 раз. После байрейтских торжеств Вагнер уехал вместе с семьей на отдых в Венецию. Здесь 13 февраля 1883 года Вагнер внезапно скончался от разрыва сердца. В этот момент он работал над статьей «О женственном начале в человеке». Прах Вагнера погребен в Байрейте во дворе его виллы. Простая плита без надписи покрывает место его последнего приюта.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.