Search for:
 

Карл Юльевич Давидов

«К.Ю. Давидов обладает счастливым сочетанием
артистических свойств, ставящих его
во главе всех существующих виолончелистов»
П.И. Чайковский. 1886г.

Карл Юльевич Давидов, замечательный виолончелист, композитор и музыкальный деятель, родился весной 1838 года в Кулдиге. Музыка с детства привлекала мальчика. И не случайно своим главным инструментом он избрал виолончель. Способствовала этому вся обстановка вокруг. Прекрасные взаимоотношения в семье, и в немалой степени, чудесный средневековый город Кулдига, живописно расположенный на высоком берегу реки Вента. Нет никакого сомнения, что место это выбрано людьми для жизни не просто так. Многие не раз замечали, что здесь у человека часто возникает необъяснимое чувство сопричастности его к безграничному космическому пространству.

Через некоторое время семья переехала в Москву. Здесь Карл поступил на математический факультет Московского университета. Одновременно, он стал учиться игре на виолончели у известного виолончелиста Генриха Шмидта. К этому же времени относятся и первые опыты сочинения музыки.

В 1858 году Давидов блестяще окончил университет со званием кандидата математических наук, и некоторое время совершенствовался в игре на виолончели в Петербурге у Карла Шуберта. Для дальнейшего повышения своего музыкального образования в 1859 году он отправился в Лейпциг и там стал заниматься теорией музыки у Мошелеса и композицией у М. Гауптмана. Одновременно Давидов успешно осуществлял концертную деятельность по всей Германии и в конце 1859 года исполнил, написанный недавно, свой Первый виолончельный концерт. Успехи музыканта принесли ему широкую известность. В 1860 году композитор становится концертмейстером лейпцигского Гевандхауз – оркестра и тогда же его назначают профессором Лейпцигской консерватории.

В 1862 году Карл Юльевич возвращается в Петербург и становится солистом оркестра Итальянской оперы. Вместе с тем он читает лекции по истории музыки в Петербургской консерватории, где через год его назначают профессором по классу виолончели.

В 1876 году он занимает должность директора Петербургской консерватории и в этом качестве проявляет себя неутомимым тружеником. Он очень много делает для улучшения престижа консерватории. Своим гуманным отношением к сослуживцам и ученикам консерватории он заслуживает их глубокое уважение и любовь. К примеру, он учредил вспомогательную кассу для музыкантов и предоставлял дешевые квартиры для беднейших учеников. Кроме всего этого, Карл Юльевич в большой степени способствовал совершенствованию учебного процесса и приближению его к практическим задачам.

Прогрессивные художественные взгляды Давидова и его инициативы нередко вызывали недовольство в официальных кругах. Не считая нужным бороться с этим недовольством, через 11 лет руководства Петербургской консерваторией, композитор покинул ее.

Как виолончелист, Карл Юльевич Давидов пользовался в России и за границей громадной известностью. При большом и красивом звуке, игра его отличалась благородством, изяществом и техническим совершенством. Давидов был членом квартета Императорского Русского Музыкального Общества, и некоторое время стоял во главе петербургских симфонических концертов этого общества.

После ухода из Петербургской консерватории Карл Юльевич много и с громадным неизменным успехом концертирует в России и за границей. Только в 1887 году вместе с В.И. Сафоновым он выступил в 32 городах. Среди его партнеров – известные пианисты: А.Г. Рубинштейн, А.Н. Есипова, С.И. Танеев, К.Сен-Санс, Ф. Лист и Х. Бюлов. Концертная деятельность Давидова носила ярко выраженный просветительский характер. Его репертуар составляли лучшие произведения зарубежных и русских авторов. Сюда входили сонаты Л.Бетховена, Ф.Мендельсона, И.Брамса, Ф. Шопена и А.Г.Рубинштейна.

Как композитор Карл Юльевич обладал крупным дарованием и тонким вкусом, но, к сожалению, оставил после себя немного сочинений. Он написал для оркестра: симфоническую картину «Дары Терека» и оркестровую сюиту, для виолончели – четыре концерта, «Русскую фантазию» и целый ряд мелких пьес, среди которых несколько транскрипций Шопеновских ноктюрнов. Кроме того, он написал фортепианный квинтет, квартет и секстет для струнных инструментов. В 1888 году в Лейпциге была издана его «Школа для виолончели». Очень популярны у современников были романсы Давидова, особенно «И ночь, и любовь», «Оставь меня», «Какое счастье», «Шелохнулась занавеска», «Ты не спрашивай» и другие.

Композитор оставил после себя также и незаконченную оперу «Мазепа», либретто которой он еще при жизни передал П.И. Чайковскому, с которым был в дружеских отношениях. Позднее Петр Ильич использовал этот сюжет для своей оперы того же названия.

Русский виолончелист, композитор, дирижер и замечательный педагог Карл Юльевич Давидов многого не успел сделать. Он прожил всего 51 год и умер в Москве в феврале 1889 года.

Имя нашего замечательного соотечественника теперь редко вспоминают на родине. Человек, возглавивший русскую классическую виолончельную школу второй половины XIX века, и воспитавший целую плеяду талантливейших первоклассных виолончелистов, почти забыт в сегодняшней России. Остается только горько сожалеть об этом.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.