Search for:
 

Катерин Альбертович Кавос

В 1836 году в постановке оперы Глинки «Жизнь за царя» деятельнейшее участие принимал русский композитор Кавос. Хотя у него была опера на тот же сюжет («Иван Сусанин»), он настойчиво требовал у дирекции театров принятия к постановке оперы Глинки, найдя в ней большие достоинства. Репетиции «Жизни за Царя» велись под руководством Кавоса. Бескорыстное внимание опере своего конкурента и немалый труд для создания славы своему сопернику еще тогда вызвали удивление в музыкальном мире.

Кто же он – этот интересный человек?

Катерин Альбертович Кавос родился в Венеции в 1776 году, и музыкальное образование получил под руководством Ф. Бианки. C 12–ти лет Кавос уже выступал как композитор и своей кантатой обратил на себя внимание императора Леопольда II, посетившего Венецию. Постоянно совершенствуясь в исполнительском мастерстве на органе, Кавос достиг большой виртуозности в игре на этом инструменте. В 1790 году, приняв участие в конкурсе на место органиста в церкви св. Марка в Венеции, Кавос победил всех своих соперников, но великодушно уступил это место нуждавшемуся старому органисту. В 1798 году политические неурядицы вынудили Кавоса покинуть Венецию, и он отправляется в Петербург. Здесь вся его деятельность композитора и капельмейстера сосредоточилась сначала в итальянской, а затем во французской и русской операх. Главная заслуга Кавоса, как композитора состояла в том, что он в свои оперы стал вводить русские народные песни, чередуя их с итальянскими мелодиями. Появление в Петербурге его соотечественника Ш.Дидло, способствовало дальнейшему широкому признанию Кавоса. Дидло ставил блестящие балеты, а Кавос писал к ним музыку.

В 1805 году на сцене придворного театра была поставлена первая опера Кавоса на русский текст – «Князь-невидимка или Личарда-волшебник», далее последовали «Илья- Богатырь» (либретто И.А.Крылова), «Откупщик Бражкин», «Иван Сусанин», «Добрыня Никитич», «Жар птица», «Юность Иоанна III». Опера «Илья-Богатырь» была одной из первых попыток создать национальную русскую оперу, и в течении двадцати лет «Илья-Богатырь» был необходимой принадлежностью всех официальных государственных торжеств. Как уже упоминалось выше, Кавос написал много балетов. Среди них: «Зефир и Флора», «Любовь к отечеству», «Федра», «Сатана» и многие другие.

Кавос был талантливым композитором и писал красиво и удобно для голосов и инструментов. В операх Кавоса по сравнению с его предшественниками заметен значительный шаг вперед в развитии музыкальных форм, которые уже шире куплетного речитатива первых русских опер. Он был превосходным оперным капельмейстером , хорошо знал и оркестр и голоса и замечательно владел техникой управления оркестром.

Кавос был прекрасным учителем пения и с 1811 по 1829 год служил учителем музыки в Смольном институте. В 1821 году он был назначен инспектором, а в 1832 году директором оркестров Императорских театров.

Удостоенный многих наград и отличий, русский композитор Кавос умер 28 апреля 1840 года в Петербурге. На отпевании композитора всеми оперными оркестрами и лучшими вокальными силами исполнен был реквием Керубини.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.