rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Франсуа Куперен

«Сочиняя свои пьесы, я всегда имел в виду те или иные внешние поводы;
там, где заглавие отвечает моим замыслам, не приходится
давать пояснений. Но среди этих заглавий есть для меня – лестные,
и по их поводу следует отметить, что это своего рода портреты;
в этом случае нужно припоминать оригиналы, а не мои копии»

Ф.Куперен.
Из предисловия
к первой книге «Клавесинных пьес».
Париж 1713г.

Французский композитор Франсуа Куперен родился 10 ноября 1668 года в Париже. Его принадлежность к блестящей династии Куперенов, плеяды органистов, клавесинистов, вокалистов и композиторов предопределило его судьбу. Первые шаги в музыкальном образовании Франсуа сделал под руководством отца Шарля Куперена, органиста церкви Сен-Жерве в Париже.

В 1685 году, после неожиданной смерти отца, Франсуа занимает его должность органиста и служит затем в этой церкви около сорока лет. После вступления в должность, юноша испытывает крайнюю необходимость в дальнейшем совершенствовании, и его учителем становится известный органист Жак Томлен. Это был выдающийся музыкант, и его игра всегда привлекала «толпу любопытных» в церковь С. Жак-Лабушери, где служил маэстро. Многому научил своего ученика замечательный органист. Стиль пасторальной, очень простой по форме и глубоко народной по своим мелодическим истокам музыки и стал с тех пор неотъемлемой частью творчества молодого музыканта.

В 1693 году уходит в мир иной учитель Томлен, и Франсуа Куперен получает место придворного органиста. Всего при дворе Людовика XIV было четыре «королевских органиста». К этому времени Куперен уже написал две органные мессы и несколько вокально-инструментальных пьес.

В 1696 году Людовик XIV, стремясь пополнить опустевшую казну, пожаловал дворянское достоинство и герб пятистам лицам, после проверки их «заслуг, доблестей и добрых качеств». Куперен выставил свою кандидатуру и получил дворянство и герб.

В 1702 году началась успешная педагогическая карьера Франсуа Куперена. Он был назначен придворным учителем музыки. Легко и непринужденно он давал уроки игры на клавесине многочисленному семейству Людовика XIV, участвовал в придворных концертах и спектаклях.

Много времени Куперен уделяет своим сочинениям. Главным образом это духовная и камерно-инструментальная музыка, которая приносит ему славу лучшего композитора Франции. Слава эта еще более укрепилась, когда в 1713 году стали публиковаться клавесинные пьесы Куперена. А в 1716 году увидел свет его трактат «Искусство игры на клавесине», в котором подробно изложены его исполнительские принципы и эстетические взгляды. В трактате также изложена, как это было тогда принято, разработанная им система записи украшений.

Среди произведений, созданных Купереном для Людовика XIV, следует особо выделить четыре «Королевских концерта». В этих трио-сонатах находит место сочетание гармоний самобытного французского стиля и итальянской инструментальной музыки. Позднее композитор опубликовал эти сонаты вместе со своими французскими танцами под общим названием «Нации».

Но основное музыкальное наследие Ф.Куперена это его четыре сборника «Клавесинных пьес», изданных в период с 1713 по 1730 годы. Здесь заключено 242 уникальных пьесы, которые написаны великолепным в своей краткости, ясности и изяществе музыкальным языком. Становится понятным, какую большую роль в творчестве композитора играл живой человеческий, особенно женский образ. Представлена целая галерея портретов женщин – «Грациозная», «Кокетливая», «Нежная», «Трудолюбивая», «Наивная», «Скорбная» и «Страстная». Не один десяток таких музыкальных портретов современников Куперена запечатлены в пьесах. Это не только члены аристократического общества, богатые ученицы и хозяйки салонов, но и домочадцы композитора: тут и «Ла Куперинет» — имя, за которым скрывается двоюродная сестра Куперена, Маргарита-Луиза, выдающаяся певица и клавесинистка; тут нашлось место и для «Ла Куперен», одной из дочерей Куперена, Маргариты-Антуанетты, придворной клавесинистки.

Большинство этих пьес написаны Купереном в форме рондо. За их богатой, тщательно детализированной ритмикой скрывается сложный мир многообразных эмоций и неуловимых, часто загадочных смыслов.

Здоровье композитора не позволило ему исполнять свои обязанности при дворе, и в 1730 году он вышел в отставку, а его должность унаследовала дочь Куперена, замечательная клавесинистка Маргарита-Антуанетта. Это был исключительный случай в музыкальной практике того времени. Однако современники писали, что играла она с потрясающим слушателей умением и с не меньшим обаянием.

Через три года после ухода на покой французский композитор Франсуа Куперен, которого даже при жизни современники называли «Великим», скончался в Париже. Стояла осень 1773 года. Он прожил 65 лет.

Франсуа Куперен, безусловно, был одной из самых ярких творческих фигур на переломе XVII и XVIII столетий.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.