rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Дмитрий Степанович Бортнянский

На фоне помпезных, внешне эффектных оперных спектаклей екатерининского двора, стали вдруг выделяться утонченные, изящные оперы Дмитрия Степановича Бортнянского – одного из самых выдающихся русских композиторов XVIII века. Созданные для придворной сцены, эти произведения по своим художественным достоинствам выходили далеко за рамки придворного искусства. Как же складывалась судьба, и формировалось мировоззрение этого удивительного талантливого человека?

Дмитрий Степанович Бортнянский родился в августе 1751 года в Глухове, Черниговской губернии. Обладая с детства прекрасным голосом, он обратил на себя внимание и был привезен в Петербург, в придворную певческую капеллу, где настолько выдвинулся, что императрица Елизавета поручила директору капеллы заняться его музыкальным образованием. Занятиями Бортнянского по теории музыки руководил Галуппи до самого своего отъезда в Италию. Вступившая на престол императрица Екатерина II пожелала, чтобы Бортнянский докончил свое музыкальное образование за границей, и семнадцатилетний юноша был отправлен в Венецию к своему прежнему учителю. Продолжая свои занятия с Галуппи, Бортнянский по совету своего профессора ездил с научной целью в Рим, Милан, Болонью и Неаполь. Ко времени пребывания Бортнянского в Италии относятся его сонаты для клавесина, отдельные хоровые сочинения, две оперы и несколько ораторий.

В 1779 году Бортнянский возвратился в Россию. Его сочинения, поднесенные императрице Екатерине II, произвели сенсацию, — Бортнянский был удостоен звания композитора придворной капеллы и пожалован денежной наградой. В 1796 году он был назначен директором придворной певческой капеллы. Заведуя капеллой, Бортнянский обратил внимание на комплектование хора лучшими голосами России, довел хор до высокого совершенства исполнения и энергично противодействовал распущенности пения в православных церквах. Порядок в церковном пении был установлен постановлением Святого Синода, по которому предписывалось петь в церквах только по печатным нотам и только сочинения одобренные самим Бортнянским. Он сделал также попытку разработать древние напевы русского церковного пения, но, к сожалению, эти труды его не достигли цели.

В годы наполеоновского нашествия Бортнянский создал ряд произведений, посвященных русскому воинству. Среди них замечательная хоровая песня « Певец во стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского.

Истоки хоровой музыки Бортнянского глубоко самобытны. Именно в этом жанре наиболее отчетливо вырисовывается уникальный творческий облик русского мастера. Он оставил нам свыше ста хоровых сочинений, 35 концертов, 8 духовных трио с хором, трехголосную литургию, 7 херувимских и 20 мелких духовных песнопений, собрание духовных псалмов, 4-х голосные и 2-х голосные хвалебные песни. Лучшими концертами Бортнянского считаются: « Скажи ми, Господи, кончину мою», « Да воскреснет Бог», «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи». Особой знаменитостью пользовались его «Херувимские» и из них самой любимой у современников была его «херувимская» №7.

К лучшим произведениям Дмитрия Степановича следует отнести и ре-минорный концерт №33 «Вскую прискорбна еси душе моя» — произведение огромной, завораживающей выразительной силы. Концерт этот, исполненный по просьбе Бортнянского в последние часы его жизни певчими Придворной капеллы, был для композитора своего рода реквиемом. Он прозвучал 28 сентября 1825 года.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.