rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Антон Брукнер

Небывалый случай в истории музыки – лишь к сорока годам жизни художник полностью обретает себя. Так сложилась и распорядилась судьба. Он пришел в этот мир, чтобы быть великим музыкантом. И он им стал.
Антон Брукнер родился 4 сентября 1824 года в Ансфельдене, в верхней Австрии.

Как и Шуберт, он был сыном сельского учителя. Первые музыкальные занятия его начались с отцом, хорошим учителем и музыкантом, и очень быстро маленький Антон научился игре на рояле и скрипке. Но самым любимым музыкальным инструментом, игре на котором научил его тогда же двоюродный брат И.Б. Вейс, становится у него орган. А полученные от брата знания гармонии и полифонии, позволили десятилетнему мальчику написать свое первое сочинение – органную прелюдию. К этому же времени относится и первый опыт работы Антона в качестве церковного органиста.

В 1837 году неожиданно умирает отец будущего композитора и тринадцатилетний подросток, старший среди одиннадцати осиротевших детей, вынужден начать самостоятельную трудовую жизнь. Антон становится певчим в хоре монастыря Сан – Флориан, и поступает на курсы, готовящие учителей. Здесь следует заметить, что у Антона Брукнера никогда не было возможности учиться в какой-либо музыкальной школе. Поэтому музыкальные знания он получал, пользуясь консультациями авторитетных мастеров и много занимаясь самостоятельно. Так и теперь хорист монастыря Сан – Флориана учится игре на органе у А.Каттингера и скрипки у Ф.Грубера.

По окончании курсов он уходит из хора и начинает работать помощником учителя в небольшом селении Виндхаг, неподалеку от Линца. Лишь урывками ему удается заниматься теперь музыкой. Зато каникулы ей посвящены целиком. Брукнер ежедневно по десять часов проводит за роялем, изучая произведения любимого им Баха, и не менее трех часов играет на органе. В 1845 году Брукнер с отличием выдерживает экзамены на звание учителя и получает место в монастыре Сан–Флориане, где когда-то служил певчим в монастырском хоре. Десять лет прожил он в Сан–Флориане, преподавая в школе и исполняя обязанности органиста. За это время он написал свыше сорока хоровых, органных и других произведений. Почти все они исполнялись в великолепном богато украшенном зале монастырской церкви. А импровизации молодого музыканта на органе вызывали всеобщее восхищение. В 1853 году Антон Брукнер становится победителем на конкурсе органистов в Линце и именно с этого времени начинает считать себя профессиональным музыкантом. Через три года он занимает место соборного органиста в Линце и одновременно, с редким прилежанием, отдается изучению теории композиции (гармонии и контрапункта), избрав себе учителем известного венского теоретика Симона Зехтера, который был поражен успехами своего ученика.

Чтобы иметь возможность направить фундаментальные теоретические знания в русло современных ему художественных исканий, Брукнер сближается с линцским театральным дирижером и композитором Отто Кицлером – поклонником Шумана, Листа и Вагнера. Кицлер полагал, что для обучения придется потратить не менее двух лет. Но прошло девятнадцать месяцев, и вновь прилежание оказалось беспримерным: Брукнер в совершенстве изучил все, чем располагал его учитель.

Новый мир открылся композитору в партитурах вагнеровских опер: «Летучем голландце», «Тангейзере», «Лоэнгрине», а в 1865 году он присутствовал на премьере «Тристана» в Мюнхене, где завязал личное знакомство с боготворимым им Вагнером. В 1868 году Брукнер переезжает в Вену и заменяет своего умершего учителя Зехтера. В Венской консерватории он ведет классы гармонии, контрапункта и органа; в Учительском институте святой Анны преподает рояль, орган и гармонию; в университете – гармонию и контрапункт; в 1880 году он получает звание профессора. Все остальное время он проводит за сочинением музыки.

К этому времени Брукнер написал уже около ста различных произведений и среди них девять замечательных монументальных симфоний, но исполнялись они редко, а сам композитор подвергался резкой критике со стороны сторонников И.Брамса. Эти нападки были связаны с тем, что Брукнер работал в той же области, где снискал себе славу Брамс, и влиятельные круги венской музыкальной элиты не жаловали соперника их кумира. Признание пришло к Брукнеру лишь в1884 году, когда была исполнена его7-ая симфония под управлением Артура Никиша.

Крупнейший симфонист второй половины XIX века, тесно связанный с австрийским фольклором и традициями музыкальной классики, Брукнер возродил в своем творчестве монументальный симфонический стиль, а симфонии его – гигантские эпопеи, словно высеченные из монолитной глыбы. Смерть композитора наступила 11 октября 1896 года в Вене.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.