rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Луиджи Керубини

Композитор времен Великой Французской революции, писавший музыку для массовых празднеств и других событий, связанных с этой революцией, итальянец, для которого Франция стала второй родиной, так и не смог принять приход к власти Наполеона I.

Луиджи Керубини родился во Флоренции в 1760 году. Первым учителем его был отец, музыкант театра «Пергола», а затем учителями его были Феличе, Бизарри и Каструччи. Известно, что Луиджи начал сочинять духовную музыку в очень раннем возрасте и это, в частности, способствовало тому, что он получил стипендию для дальнейшего обучения. Сначала с 1778 по 1779 годы он учился в Болонье у Джузотти, а затем в Милане, где под руководством Сарти, прошел строгую школу палестриновского церковного стиля, давшую ему солидную технику в области контрапункта.

В 1779 году в Александрии состоялась премьера мелодрамы Керубини «Квинт Фабий». Большого успеха постановка эта не снискала, но, тем не менее, Луиджи возвращается во Флоренцию и в содружестве с Сарти начинает активно сочинять музыку для различных театров: Тосканы, Рима, Венеции и Мантуйи. Имя его становится популярным, но, несмотря на это, Керубини, испытывая финансовые трудности, вынужден был в 1784 году переехать в Лондон, где ему была предложена должность композитора при дворе короля Георга III.

Однако, через три года композитор возвращается в Париж, где и обосновывается окончательно. Франция с этих пор становится его второй родиной. Здесь, вместе с Виотти Керубини принял участие в организации графом Прованским “Theatre de Monsieur” для постановок итальянских опер буфф. 5 декабря 1788 года состоялась первая парижская премьера “Demophon”. Довольно холодный прием этой постановки парижской публикой, был забыт после триумфального успеха другой оперы Керубини “Lodoiska”, представленной через два года.

В 1794 году композитор без видимых причин вдруг перестал писать музыку для театра и стал преподавать композицию в только что созданной Парижской консерватории, вместе с Гретри, Госсеком и другими. Но Керубини не смог, очевидно, не писать для театра, и в 1797 году появляется его замечательная опера «Медея» на сюжет древнегреческой трагедии. Опера эта сделала его знаменитым во всей Европе. В 1805 – 1806 годах Керубини вместе с Гайдном дирижирует целой серией концертов в Вене. На его долю опять выпадает ошеломляющий успех.

А по возвращению в Париж его ждет нелегкая жизнь. Антипатия к правящему в стране Наполеону I оказывает сильнейшее влияние на его карьеру и, несмотря на сложное финансовое положение, Керубини опять перестает писать музыку и посвящает свое время рисованию и ботанике.

Лишь в 1808 году он возвращается к музыкальному творчеству, в основном к религиозной музыке. Кроме того, в 1813 году, пишет оперу “Les Abencerages” и целую серию струнных квартетов.

В 1815 году по приглашению Клементи, композитор едет в Лондон, где пишет несколько партитур для Филармонического общества. По приезде в Париж, он становится свидетелем полного краха Наполеона I и наступления периода Реставрации. Эти события не замедлили сказаться на его карьере. Луиджи Керубини назначается директором Парижской консерватории и становится придворным музыкантом королевской капеллы. Под его руководством Парижская консерватория становится одним из лучших музыкальных учебных заведений Европы.

Образцом церковной музыки Керубини может служить его знаменитый реквием, написанный в технике строгого стиля в 1816 году, а многочисленные произведения для церковного хора до сих пор вызывают восхищение слушателей.

Как бы не складывалась жизнь композитора, его всегда привлекала опера. Последнюю из своих опер, четырнадцатую по счету, — “Ali – Baba” — он написал, когда ему было 72 года. Нельзя не напомнить здесь, что перу Луиджи Керубини принадлежит целый ряд учебных пособий по музыке, среди которых и теперь не утративший своего значения «Курс контрапункта и фуги», написанный в 1835 году.

Тихо и незаметно, в преклонном возрасте закончилась жизнь композитора Керубини. Это произошло в Париже 13 марта 1842 года.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.