Search for:
 

Людвиг ван Бетховен

Литература о Бетховене до сих пор полна грубых ошибок и непроверенных сведений. Имя его стало символом, за которым порой трудно разглядеть черты реально существовавшей личности. Личности непростой и гениальной. Мы сознательно не станем пользоваться сомнительными фактами биографии композитора, лишь вскользь коснемся его творчества и попытаемся сказать несколько слов о Бетховене — человеке.

Точно известно, что семья, в которой в 1770 году родился будущий композитор, жила чрезвычайно скромно, едва сводя концы с концами, правда так было не всегда. Дед композитора, также Людвиг, достиг даже в свое время, известного благосостояния. Родом из Антверпена, он служил некоторое время певцом в Лувене, а затем переселился в Бонн. По воспоминаниям современников, это был человек крепкого сложения, с необыкновенно живыми глазами, пользовавшийся большим уважением, как музыкант. К концу жизни он служил придворным капельмейстером, побочно занимаясь торговлей прекрасными рейнскими винами.

Его сын Иоганн не пошел по стопам своего благонамеренного отца. Это был мало образованный и в высшей степени беспорядочный человек, всегда тративший больше, чем зарабатывал. Кроме того, он унаследовал склонность к алкоголизму от своей матери. Место придворного тенора, да уроки музыки, которые давал Иоганн, не способствовали нормальному благосостоянию семьи. Из семерых родившихся детей, четверо скончались в младенчестве.

Имущество, унаследованное от родителей, продавалось и проживалось. Стесненное материальное положение семьи, а также неустойчивый характер и низкий уровень развития отца, объясняют то обстоятельство, что Бетховен не получил планомерного и серьезного образования. Его познания ограничились самым необходимым. Учение в школе давалось с большим трудом, и весьма скромный багаж знаний, приобретенный тогда, сопровождал его всю жизнь. К примеру, с тайнами таблицы умножения, у Бетховена бывали затруднения даже в зрелом возрасте. А почерк? О нем лучше не говорить.

Первоначальное музыкальное образование мальчик получил от отца, обращавшегося с ребенком жестко и бескомпромиссно. Обучение началось в шестилетнем возрасте с игры на фортепиано, а затем на скрипке и альте. Рано определив наличие таланта у Людвига, отец поскорее хотел использовать его для увеличения доходов семьи. С этой целью он устраивает сыну публичные выступления, причем умышленно уменьшая его возраст.

С 1779 года наступает период активной учебы юного дарования. Тенору Тобиасу Пфейферу удалось пробудить в мальчике склонность к импровизации, и научить игре на флейте, любимом инструменте XVIII века. У францисканского монаха Виллибальда Коха Людвиг научился игре на органе. Дальнейшее совершенствование в органной игре прошло под руководством патера-минориста Ханцмана, а молодой придворный музыкант Франц Ровантини, родственник семьи Бетховена, руководит занятиями Людвига на скрипке и альте.

Заветной мечтой молодого Бетховена было его знакомство с Моцартом, считавшимся тогда величайшим пианистом. Это произошло, наконец, в 1787 году. Бетховену удалось даже взять несколько уроков у Моцарта. «Обратите на него внимание, о нем когда-нибудь заговорит мир», — сказал тогда своим друзьям великий маэстро, пораженный дарованием Людвига.

Бетховен в разное время учился у К.Нефе, Й.Гайдна, И. Шенка, И.Альбрехтсбергера и А.Сальери. Еще мальчиком, Бетховен иногда настолько глубоко погружался в свои мысли, что не отвечал на задаваемые ему вопросы. Это считалось ранним развитием глубокой внутренней жизни, но, порой, нельзя избавиться от мысли, что это были первые признаки надвигающейся трагедии композитора – полной глухоты. К двадцати шести годам его преследовал уже постоянный «шум и шорох» в ушах. Еще через двадцать лет наступила полная глухота, которой уже не могли помочь ни слуховые трубки, ни какое бы то ни было лечение. Но необходимо заметить, что недуг довольно мало влиял на творчество композитора. Он успешно работал практически до конца своей жизни.

Перечень поистине гениальных сочинений Бетховена огромен. Даже простое их перечисление заняло бы множество страниц. Напомним лишь, что он автор девяти симфоний, многих фортепианных сонат, фортепианных концертов, квартетов, оперы «Фиделио» и целого ряда других музыкальных произведений.

Следует с грустью признать, что ко времени, когда наступила полная глухота, то есть к 1816 году, Бетховен все чаще и чаще стал искать забвение в вине. Его близкий знакомый, скрипач Гольц, жизнерадостный и веселый молодой человек, немало этому способствовал. Немудрено, что в обществе Гольца, любившего выпить, развитие наследственного порока Бетховена получило поддержку. Конечно же, и тяжелая борьба за существование под гнетом неизлечимой глухоты, тоже была причиной постоянных и обильных возлияний.

Осенью 1826 года Бетховен гостил у своего брата Иоганна в имении неподалеку от Крепса. Крайне холодный прием, насмешки прислуги, убиравшей его комнату, местные крестьяне, принимавшие его за сумасшедшего – все это стало вдруг причиной его неожиданного и стремительного отъезда. Болезненная вспыльчивость и недоверчивость, вызванные глухотой, конечно, тоже сыграли свою роль. Легко одетый, в скверном экипаже, он выехал в дождь и холод домой в Вену. Уже в дороге началось воспаление легких. Из разговорных тетрадей того времени можно заключить, что Бетховен возлагал большую надежду на лечение в Бадене, но этому не суждено было случится. Несколько месяцев он был прикован к постели. Обострились хронические болезни, и медицина оказалась бессильна. Борьба со смертью длилась до вечера 26 марта. С последним вздохом Бетховен поднял руку и, сжав кулак, как бы погрозил им в последний раз непреклонной судьбе. В этот час над Веной бушевала снежная буря с громом и молнией.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.