Search for:
 

Максим Созонтович Березовский

«Среди спектаклей, данных во время последнего карнавала, особенно примечательна опера с музыкой, сочиненной синьором Максимом Березовским, русским капельмейстером, находящимся на службе Ее Императорского Величества императрицы всея Руси, которая соединяет живость и хороший вкус с владением музыкальной наукой»

Газета «Новости дня» Ливорно, 27 февраля 1773 года
Имя этого композитора, как и судьба его, окутаны плотной пеленой неизвестности. Не сохранилось ни одного изображения Максима Березовского, про которое можно было бы с уверенностью сказать, что это он. Не существует, сколько-нибудь достоверной биографии великого нашего соотечественника. Осталась только небольшая часть его великолепной музыки, радующей нас до сих пор. Музыки, раскрывающей неисчерпаемое богатство эмоций человека, прожившего жизнь и познавшего всю глубину горестей и разочарований. Музыки, способной пробудить в человеке надежду и слово — «Верую».

Русский композитор Максим Созонтович Березовский родился 16 октября 1745 года в городе Глухове Черниговской губернии. Замечательный, редкий по тембру голос мальчика с самого раннего детства привлекал к себе внимание окружающих, и в итоге привел его в Киевскую духовную академию. Здесь он был одним из лучших учеников, и когда гетман К.Г. Разумовский, посещая в очередной раз академию, услышал пение Березовского, решение взять его с собой в Петербург созрело незамедлительно.

По приезде в Петербург Березовский был определен, благодаря своему прекрасному голосу, в придворную певческую капеллу, где стал изучать музыку у Ф. Цопписа. В то время при дворе императрицы Елизаветы довольно часто давались представления итальянской оперной труппы. В этих представлениях принимали активное участие певчие придворной капеллы и в их числе, наряду с другими стал выступать и Максим Березовский. Удивительно одаренный юноша, уже в ту пору обладавший выдающимися способностями к композиции и виртуозным талантом (Березовский отлично играл на скрипке), обратил на себя всеобщее внимание. В 1764 г., на двадцатом году своей жизни, Березовский был послан в Италию, в знаменитую Болонскую академию, где занимался под руководством известного профессора, падре Мартини. Музыкальные традиции академии, лучшей по тем временам в Европе, оказали самое благотворное влияние на развитие таланта Березовского. Это не замедлило отразиться на его сочинениях, отличавшихся строгим и обаятельно-красивым стилем. Дарование Березовского и его музыкальные успехи сделали его популярным в Италии. Он удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий. Многие музыкальные академии в Италии избрали Массимо Руссо (так называли его итальянцы), своим почетным членом, а Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика. К этому же периоду времени относится и его опера «Демофон», написанная на текст Пьетро Метастазио. Опера была специально написана для театра города Ливорно, в гавани которого тогда стоял русский флот под начальством графа Орлова. Она имела огромный успех и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых музыкантов того времени.

Живя в Италии, Березовский посылал оттуда в Россию свои лучшие произведения. Произведения эти были не только приняты и разучены, но и исполнены в присутствии тогдашнего Двора, так что имя композитора сделалось известным всей России. Здесь следует напомнить, что из многочисленных сочинений Березовского, лишь только два сочинения, и то спустя 50 лет со дня его смерти, были изданы придворной капеллой — это «Верую» и классический концерт «Не отвержи мене во время старости». Они были написаны для больших, правильно организованных хоров и имели в свое время громадный успех. Из духовных произведений Б., кроме двух поименованных, наибольшей известностью пользуются еще семнадцать концертов.

Печальное разочарование ждало Березовского, когда он в 1774 г., после девятилетнего пребывания за границей, возвратился вместе с графом Орловым на родину, исполненный самых радужных надежд. Он думал, что его блестящее дарование создаст ему соответствующее положение, но глубоко ошибся в своих расчетах. Петербург кишел в то время массой пришлых и, зачастую, бездарных любимцев, составлявших, однако, тесно сплоченную между собой клику, относившуюся не только с ревнивым, мелочным подозрением к каждому истинному таланту, но и старавшуюся удалить или уничтожить всякого опасного соперника, который мог стать ей поперек пути.

По приезде в Петербург Березовский был вскоре представлен в качестве знаменитого артиста многим высокопоставленным лицам, но среди царедворцев нашелся лишь один — князь Потемкин, обративший внимание на даровитого композитора и тут же предложивший ему место директора будущей музыкальной академии, которую Потемкин предполагал основать в Кременчуге. В ожидании же обещанных благ, Березовского определили в капеллу без всякой должности, так как все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. К несчастью для русского искусства, и еще более для самого Березовского, князь Потемкин, как это нередко с ним случалось, забыл не только о композиторе, но и о самой академии. Это обстоятельство имело роковое значение для Березовского.

Последние три года жизни композитора — безудержное движение к трагическому концу. Придворной певческой капеллой руководил тогда итальянец Т.Траэтта, после него начались поиски преемника, и вновь замечательному таланту соотечественника, предпочли звучную итальянскую фамилию. Талант Березовского вновь оказался невостребованным. Материальные проблемы усугублялись семейными неурядицами и извечным внутренним конфликтом гения, не понятого и не принятого эпохой.

Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям место, или хотя бы повышения в должности, композитор впал в мрачную тоску. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский 22 марта 1777 года покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло. Светлая ему память сегодня.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.