rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Алексей Николаевич Верстовский


18 февраля 1799 года в имении Селивестрово, что неподалеку от села Мезинец, Козловского уезда Тамбовской губернии, родился ребенок, которого нарекли Алексеем. Его отец, сын прославленного генерала времен Екатерины II, был служащим тамбовской удельной экспедиции. Как тогда было принято в России, в семье уделялось большое внимание музыкальному образованию детей. В доме была большая нотная библиотека, имелось фортепиано и другие музыкальные инструменты, и все трое детей с удовольствием учились игре на них, под руководством приглашаемых преподавателей.

Алексей Николаевич Верстовский

В 1816 году Алеша Верстовский поступил учиться в петербургский Институт корпуса инженеров путей сообщения. Но учеба здесь мало привлекала юношу. Все его мечты были связаны с музыкой, и он через год покидает институт. Начинается период службы в различных гражданских учреждениях и активных занятий музыкальным образованием. Верстовский берет уроки игры на фортепиано у Дж.Фильда и Д. Штейбельта, совершенствуется в игре на скрипке у Л. Маурера и Ф. Бёме и изучает теорию композиции у М. Миллера и Брандта. В свободное время увлекается театром, пишет и переводит с французского либретто водевилей, сочиняет музыку к театральным представлениям.

В 1819 году в петербургском Большом театре была поставлена опера – водевиль Верстовского «Бабушкины попугаи», прошедшая с заметным успехом.

В 1823 году Алексея Николаевича переводят в Москву, в канцелярию генерал-губернатора князя Д.В.Голицына. Через два года Верстовского назначают инспектором музыки дирекции московских театров. В тот же год состоялось торжественное открытие нового здания московского Большого театра. По этому случаю был коллективно написан пролог – «Торжество муз». Современники отмечали, что публика особенно восторженно приняла «…музыку любимцев своих – Алябьева и Верстовского».

В 1830 году Верстовского назначают инспектором репертуара Московских императорских театров, а с 1848 по 1860 годы он управляющий конторой Дирекции Московских императорских театров.

Тридцать пять лет композитор Верстовский занимал ведущее положение в артистических кругах Москвы. Он был учителем-воспитателем единой в то время оперной и драматической труппы и во многом способствовал поднятию художественного уровня театральных спектаклей.

Музыкальное творчество Верстовского тоже, в основном, было связано с театром. Он создал около тридцати опер-водевилей. Среди них «Что нравится женщинам», «Средство выдавать дочерей замуж», «Новый Парис», «Станислав» и «Рославлев».

Но подлинную славу Верстовскому принесла его опера «Аскольдова могила» на либретто М.Н.Загоскина. Она была поставлена в Москве 16 сентября 1835 года. Композитор сделал всё, чтобы премьера состоялась в канун дня рождения его любимой жены, талантливой русской актрисы Надежды Васильевны Репиной. Она была дочерью крепостного музыканта из оркестра князя А.Е.Столыпина. Отца ее, Василия Репина, в 1798 году выкупила у князя дирекция Московского казенного театра. А тогда, 16 сентября 1835 года, Надежда Васильевна выступила на премьере в главной роли, и немало способствовала ошеломляющему успеху оперы.

Алексей Николаевич Верстовский

Отдельно следует сказать о романсах Верстовского. Их он написал около трехсот. Многие из них до сих пор на слуху в России: «Черная шаль», «Колокольчик», «Старый муж, грозный муж» и другие.

Приветливый и добрый человек, Алексей Николаевич легко сходился с людьми. Он был знаком с А.С.Пушкиным, А.С. Грибоедовым, А.И. Писаревым, А.А.Алябьевым, С.Т. Аксаковым, З.А.Жуковским, А.Н. Островским и многими другими выдающимися его современниками. Иногда они приезжали к нему в его небольшое сельцо Киреево, что в 11 верстах от Бутырской заставы по Дмитровскому тракту, где у коллежского советника Алексея Верстовского было 39 душ крестьян мужского пола, да 33 женского. А ещё церковь святого Сергия, да утопающий в зелени небольшой господский дом. Почти ничего теперь не осталось от того времени, а забытый соотечественниками к концу своей жизни композитор закончил свой земной путь 5 сентября 1862 года на московском Ваганьковском кладбище.

Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.