rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Юхан Кристиан Юлиус Сибелиус

Юхан Кристиан Юлиус Сибелиус родился 8 декабря 1865 года, в маленьком гарнизонном городке Хямеенлинне, в котором его отец Кристиан Густав Сибелиус работал городским и военным врачом. Музыка еще с раннего детства привлекала Янне — так ребенка называли в семейном кругу. Отец его любил петь популярные песни К.М. Беллмана и Веннерберга под аккомпанемент лютни, а мать умела играть на клавире.

В 1868 года семью постигло несчастье, умер от брюшного тифа отец, и Мария Сибелиус вместе с тремя детьми переехала к своей матери. И теперь жизнь трехлетнего ребенка протекала в женском окружении. Следуя семейной традиции, подрастающих детей обучали музыке. Янни и его сестра Линда выбрали рояль, брат Христиан – виолончель. Первые уроки игры на фортепиано Сибелиус начал брать у своей тетки Юлии, когда ему исполнилось семь лет. С самых первых шагов в музыке ребенка привлекали свободные импровизации, и на одном из семейных вечеров он представил свое первое сочинение — «Жизнь тети Эвелины в нотах». К пятнадцати годам влечение юноши к музыке настолько возросло, что было решено начать серьезные, систематические занятия. Местный военный дирижер Густав Левандер и стал первым серьезным учителем Сибелиуса. Он научил его прекрасно играть на скрипке и дал ему так необходимые на первых порах музыкально-теоретические знания. У юноши появилось искреннее желание стать великим скрипачом- виртуозом. С помощью скрипки он познакомился с классическим репертуаром, а музицирование в обществе друзей, сестры Линды и брата Христиана, стало стимулом для его собственного творчества. С 1880 по 1885 годы Сибелиус написал 15 фортепианных и камерных произведений для двух и четырех исполнителей. Помимо венских классиков образцами для Сибелиуса были Ф.Мендельсон, Эдвард Григ и П.И. Чайковский. «Струнный квартет ми бемоль мажор», написанный в 1885 году, стал подлинным свидетельством проникновения молодого музыканта в тайны композиции.

Как старший сын, Сибелиус должен был стать материальной опорой семьи, а потому в двадцатилетнем возрасте он поступил на юридический факультет Александровского университета в Хельсинки и одновременно начал учебу в Хельсинкском музыкальном училище. Совсем скоро выяснилось, что только музыка — настоящее призвание Сибелиуса. Причем, отошло на второй план желание стать скрипачом – виртуозом. Отчасти это случилось из-за страха перед сценой, а также еще и потому, что слишком поздно было начато его обучение игре на скрипке. Сочинение же музыки становится главным в жизни композитора. Учеба много дала музыканту. Ректору музыкального училища Мартину Вегелиусу удалось привлечь к преподаванию исполнительского мастерства всемирно известного пианиста и композитора Ферруччо Бузони. Сам же ректор, Мартин Вегелиус, вел класс композиции. Он был приверженцем традиционных теоретических концепций, но, чувствуя большую одаренность молодого музыканта, старался не стеснять его раскрывающийся талант и творческую фантазию. Сибелиус быстро продвигался в учебе, и довольно скоро его стали называть музыкальным гением. В период учебы в Хельсинки завязались дружеские отношения композитора со многими его современниками. Среди них знакомство с композитором и дирижером Робертом Каянусом, с писателем Юхани Ахо, пианистом Адольфом Паулем, с талантливой семьей Ярнсфельд: композитором Армасом, художником Ээро, писателем Арвидом, и, конечно же, с Айно, своей будущей женой. Все они образовали тесный дружеский круг, частенько собирались в кафе Эриксона и обсуждали волновавшие их вопросы современного искусства.

Весной 1889 года Сибелиус успешно заканчивает учебу и получает государственную стипендию для совершенствования за рубежом. В Берлине Сибелиус в течение года занимается с А.Беккером.

В 1890 году, во время кратковременного пребывания на родине, происходит помолвка композитора с Айно Ярнсфельд. Затем он уезжает в Вену и совершенствуется у Р.Фукса и К.Гольдмарка.

После возвращения на родину 28 апреля 1892 году состоялась премьера симфонической поэмы «Куллерво» для двух солистов, мужского хора и оркестра. Премьера эта имела оглушительный успех, и как отмечали современники, стала ключевым моментом в истории финской музыки. «Финская музыка была создана» — говорили тогда они. Это произведение не только принесло славу композитору, но и сыграло большую роль в его личной жизни. Только теперь отпали сомнения у родителей его невесты в правильности выбора нареченного, и летом 1892 года состоялась свадьба. Семья требовала немалых забот, и Сибелиус стал преподавать теорию композиции и вести класс скрипки в Музыкальном институте и в оркестровой школе. Восемь лет он посвятил этой деятельности, не чувствуя, впрочем, к ней большой склонности. В этот период своей жизни молодой композитор становится одной из центральных фигур художественной жизни Финляндии. Почти все его произведения связаны с образами родной страны, ее истории. Творческие искания этого времени завершились замечательным произведением, которым стала «Сюита о Лемминкяйнене». Эти четыре легенды для симфонического оркестра принесли их автору европейскую, а вскоре и мировую славу.

Весной 1904 года семья Сибилиуса переселяется из Хельсинки в небольшую усадьбу в деревне Ярвенляя, что в 30 километрах от столицы. Усадьба получила название «жилище Айно» в честь жены Сибелиуса. Вдали от мирской суеты композитор много и плодотворно работает, лишь изредка совершая концертные турне. Здесь он написал одно из лучших своих произведений – концерт для скрипки с оркестром. Сочиненный с тонким знанием природы инструмента, подлинно симфоническим размахом, концерт занял видное место в мировой скрипичной литературе. Последняя симфоническая поэма была написана Сибелиусом в 1926 году и стала своеобразной финальной точкой его творчества. В конце 40- х годов, уже после войны, композитор сжег целый ряд своих произведений, и только тогда его почитателям стала понятна загадочная и долгая «тишина Ярвенляя». Должно быть, много трагического пришлось на последние годы жизни композитора, несмотря на почести и уважение к нему благодарных его соотечественников.

Сибелиус до последних своих дней сохранял интерес к новейшим течениям в музыке. 20 сентября 1957 года композитор скончался от кровоизлияния в мозг, прожив 92 года.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.