rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Дариус Мийо

«Никто кроме него, не имеет больше прав на титул французского музыканта, потому что никто не несет в себе так отчетливо печать обитателя Средиземноморья, как Мийо»
Г.Штуккеншмидт

Дариус Мийо родился в старинном провансальском городе Эксе, в семье коммерсанта 4 сентября 1892 года. Его предки, евреи, обосновались в Провансе еще в начале XV века. Дариус рос единственным ребенком в семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано. Ребенку не было еще и трех лет, когда мать застала его за инструментом, самостоятельно разыгрывающим модную уличную песенку, услышанную накануне. С семи лет Дариус стал брать уроки по скрипке у Брюгье – лауреата Парижской консерватории, и к десяти годам он уже хорошо играл на скрипке и исполнял партию второй скрипки в струнном квартете, который собирался по вечерам в среду и в субботу у них в доме. Дни были выбраны специально для мальчика, чтобы он мог отдохнуть в четверг и воскресным утром. Помимо музыки Дариуса влекли современная поэзия и путешествия. Он вместе с друзьями проводил много времени в длительных прогулках и путешествиях в окрестностях города.

Вот так, в окружении друзей, чутких и добрых родителей, прекрасного педагога Брюгье, в городе древнейшей культуры произошло формирование Мийо, как личности и музыканта. Сдав по настоянию родителей экзамены на аттестат зрелости, Мийо переезжает в Париж и поступает в качестве вольнослушателя в класс скрипки Бертелье и вскоре становится первым кандидатом на получение премии. Помимо скрипки, Дариус записывается в класс гармонии к Ксавье Леру, где совершенно теряется и попадает в разряд последних учеников. Его спасает Жедальж, в класс которого он переходит по совету Леру. Большой мастер контрапунктического письма, тонкий свободомыслящий музыкант, не стесненный академическими нормами многому научил Дариуса. Всю свою жизнь Мийо с благодарностью вспоминал своего учителя Жедальжа за уверенное профессиональное мастерство, которое он приобрел в его классе, за то, что он привил ему вкус к мелодическому стилю, к полифонии, ставшими основой музыкального мышления композитора.

Художественная жизнь в Париже начала века была очень интенсивна, и Мийо с головой погрузился в нее, стараясь не пропустить ни одного интересного события. Он знакомится с творчеством Вагнера, Мусоргского и много работает.

В 1916 году в жизни Мийо наступили большие перемены. На два года он покинул родину и отправился со своим другом, поэтом Клоделем в Бразилию. Поэта назначили туда послом Франции, а Мийо был при нем в качестве личного секретаря. Эта страна оставила глубокий след в душе молодого музыканта. Главные впечатления были связаны с фольклором Бразилии, с которым Мийо столкнулся во время карнавалов. Отзвуки этих впечатлений не раз потом отразятся в творчестве композитора. Непосредственным результатом пребывания в Бразилии явились пронизанные ритмами и интонациями бразильских народных мелодий партитуры балетов: эксцентрического – «Бык на крыше» и мистико-эротического «Человек и его желание», и цикл эффектных фортепианных пьес «Бразильские города». В Рио-де-Жанейро были написаны опера «Эвмениды», а также ряд симфонических пьес, среди которых оригинальная серия «Маленьких симфоний». После возвращения из Бразилии Мийо примкнул к группе композиторов, составивших затем знаменитую «Шестерку». Волей критика Анри Колле в нее были зачислены молодые французские музыканты Онеггер, Мийо, Орик, Пуленк, Дюрей и Тайефер.

9 мая 1940 года Мийо присутствовал на премьере своей оперы в Париже. В этот вечер в зрительном зале были слышны глухие удары зенитной артиллерии. Началось вторжение гитлеровских армий в Голландию. События развивались стремительно, и уже через две недели немцы оккупировали Париж. После многих тревожных испытаний и трудностей Мийо с женой и сыном удалось перебраться в США. Здесь он много работает и преподает композицию в калифорнийском Миллс-колледже. Вернувшись в 1946 году на родину, Мийо занял пост профессора композиции Национальной консерватории в Париже и до последних дней своих продолжал сочинять, с неослабевающей интенсивностью.

Он умер в Женеве 22 июня 1974 года.

В этом кратком очерке невозможно рассказать о всех произведениях Мийо – они слишком многочисленны. Чтобы понять музыку Мийо, необходимо принять ее в целом, не оглядываясь на детали. Некоторая отвлеченность ее высказывания – однообразная тропа, которая приводит Вас к неожиданной и сверкающей в лучах солнца лужайке. Мийо говорит все, что чувствует.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.