rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Кароль Шимановский


Кароль Шимановский родился 6 октября 1882 года в деревне Тимошовке Киевской губернии в семье польских аристократов Корвин-Шимановских, ведущих свою родословную от древних времен польской истории. После рождения мальчика его родители Анна и Станислав Шимановские жили во втором имении семьи – Орловой Балке, но затем вновь вернулись в Тимошовку. Кароль рос среди музыкально одаренных детей, бывавших и живших в доме Шимановских, в числе которых были и его троюродные сестра и брат Наталия и Генрих Нейгаузы. Мальчик увлекался чтением, так как не мог участвовать в играх со сверстниками из за серьезного заболевания ноги, которое развилось после сильного ушиба в четырехлетнем возрасте. Позднее знаменитый московский хирург Н.В. Склифосовский сделал ему операцию, после которой боли прекратились, но на всю жизнь осталась легкая хромота. Зиму семейство проводило в Елизаветграде.

Кароль Шимановский

Дом родителей был своеобразным центром музыкальной культуры. Семья, давшая миру стольких известных музыкантов, оказала сильное влияние на музыкальное развитие мальчика. Первым учителем его стал отец, прекрасный пианист, Станислав Шимановский, а затем учителями стали его родственники – Густав и Генрих Нейгаузы и Феликс Блюменфельд. Сильнейшие впечатления детства были связаны с оперой. В Елизаветграде Кароль побывал на представлении оперы «Русалка» Даргомыжского, а в Вене услышал оперу «Лоэнгрин» Вагнера. Под впечатлением от этих произведений Кароль сочинил несколько опер, которые незамедлительно нашли воплощение на домашней сцене.

Закончив заочное обучение в гимназии, Шимановский продолжил занятия музыкой в Варшаве. С 1901 по 1905 годы он брал частные уроки у известных музыкантов – профессоров М.Завирского и З.Носковского и сразу же был признан их самым талантливым учеником. Творчество Шимановского в период учебы в Варшаве развивалось под влиянием любимых композиторов – Шопена, Вагнера и Скрябина, музыкой которого он увлекся еще в Тимошовке. Интерес к музыке Скрябина не был случайным. Шимановского привлекала лирическая экспрессия и эмоциональная напряженность музыки композитора, интеллектуальный склад личности и его философское ощущение мироздания.

В Варшаве Шимановский сближается с молодыми композиторами, которые вскоре объединяются в содружество «Молодая Польша в музыке». В него входили:
Л. Ружицкий, Г. Фительберг и А.Шелюто. Летом 1905 года содружество было реорганизовано в творческое объединение – «Издательское общество молодых польских композиторов» с центром в Берлине, основной целью которого стало издание собственных сочинений и исполнении их за границей. Первый концерт содружества состоялся 6 февраля 1906 года и имел шумный успех. Летом 1911 года возник план организации цикла концертов Шимановского при финансовой поддержке князя Любомирского. Концерты, в программу которых вошли Вторая симфония и Вторая соната прошли в Вене, Дрездене и Лейпциге, а затем в Кракове, Львове и Варшаве и были признаны крупнейшим музыкальным событием. После блестящего венского успеха музыка Шимановского получила широкое европейское признание.

Творчество Шимановского этого периода отличается поисками взаимодействия между смежными видами искусства и обогащением выразительных средств и технических приемов. Произведения, созданные с 1913 по 1918 годы отличаются оригинальностью замысла и совершенством его воплощения. Почти все они были написаны в Тимошовке, где Шимановский вынужден был долго находиться в связи с начавшейся Первой мировой войной и октябрьским переворотом в России. Творческие поиски Шимановского этого период оказались созвучны эстетике модернизма и символизма.

Несмотря на войну, композитор вел до 1917 года образ жизни мирного времени. Зиму он, как и многие состоятельные украинские помещики проводил в Киеве, где семья снимала дом в центре города. Часто наведывался в Москву и Петербург где встречался с выдающимися русскими музыкантами. Октябрьский переворот принес Шимановскому крушение налаженного быта и творческих планов. В начале 1917 года были отменены премьеры в Москве и Петрограде, в конце года была разграблена и сожжена родная Тимошовка. С 1917 по 1919 год композитор работал в Елизаветграде в музыкальном отделе Наркомпроса, писал статьи о воспитательной роли искусства в обществе, выступал перед рабочими и солдатами. Лишь в конце 1919 года перед Шимановским открылась возможность вернуться в Польшу. Окольными путями, через Румынию композитор добрался до Варшавы. Немного позднее туда прибыла и его семья.

Кароль Шимановский

С 1920 года в течение нескольких лет Шимановский гастролирует по всему миру. Особенно примечательны были концерты в Париже, на которых исполнялись Первый скрипичный концерт, «Любовные песни Хафиза», Третья симфония, Мазурки и «Метопы» для фортепиано. А в 1926 году в Варшаве состоялась постановка оперы «Король Рогер».

С 1927 года Шимановский возглавлял Варшавскую консерваторию, но через пять лет вынужден был уйти в отставку в связи с интригами, вызванными его нетрадиционной сексуальной ориентацией.

29 марта 1937 года польский композитор Кароль Мацей Шимановский умер в Лозанне не дожив до 55-ти лет.

Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.