Search for:
 

Золтан Кодай

«Если меня спросят, в каком произведении венгерский дух
выразился полнее и яснее всего, то я должен ответить,
что это осуществилось в творчестве Кодая.
Эти произведения – откровение венгерской души»

Б. Барток 1928 г.

Венгерский композитор Золтан Кодай родился 16 декабря 1882 года в небольшом городке Кечкемет. С раннего детства по семейной традиции ребенок принимал участие в домашних концертах и уже тогда проявился его большой интерес к музыке. Позднее, получив начальное музыкальное образование от матери, Золтан вошел в состав школьного оркестра и пел в церковном хоре. Первые свои сочинения – струнные трио и увертюру – он написал в 14 лет. После первых опытов появилось сильное желание продолжить учебу, и юноша начинает активно заниматься в Надьсомбате игрой на фортепиано, скрипке и виолончели.

В 1900 году будущий композитор поступает в Академию музыки имени Ф.Листа в Будапеште. Здесь он занимается композицией у Я. Кёслера.

Одновременно Кодай поступил на философский факультет Будапештского университета. Уже тогда Золтан, в общем, еще совсем молодой человек, проявил глубокий интерес к венгерской народной музыке. Темой его диссертации в университете стала «Структура строф венгерской народной песни».

В годы учебы Кодай много времени отдавал собиранию и изучению венгерского музыкального фольклора. А результаты его фольклорных экспедиций публиковались в сборниках и журналах. И вот учеба закончена.

К этому времени творческой задачей Кодая становится претворение национальных народных традиций в профессиональной музыке. Понимая, что для достижения этой цели необходимо изучение новых тенденций в музыке, композитор в 1907 году уезжает в Париж, где встречается с К.Дебюсси и другими композиторами и музыкантами, его современниками.

В 1907 году Кодай возвращается на родину и преподает композицию в Будапештской Академии музыки. Вместе с тем он продолжает собирать и изучать венгерскую народную музыку, и исследует ее родство с музыкальным фольклором марийцев, удмуртов и чувашей. Сочетая фольклорный материал и современные средства выразительности, Кодай создает музыкальные произведения, отличающиеся необычным музыкальным языком. Среди них: 16 песен на народные тексты, Первый струнный квартет, соната для виолончели и фортепиано, дуэт для скрипки и виолончели, вокальные циклы «Запоздавшие мелодии» и «Две песни», соната для виолончели соло, Второй струнный квартет, пьеса «Секейский плач» с использованием народных мелодий.

Но мировую известность композитору Кодаю приносит замечательное произведение для хора и оркестра — «Венгерский псалом». Написанное к пятидесятилетию объединения городов Пешт, Буда и Обуда и исполненное впервые на международном фестивале в Цюрихе в 1926 году, это произведение было принято, как выдающееся явление новой венгерской музыки.

К величайшей заслуге композитора следует отнести его поистине миссионерскую деятельность в создании детских хоровых коллективов в своей стране. Он создал целую школу музыкального воспитания детей, используя свой уникальный метод музыкального просвещения. В течение 20 лет он создавал инструктивные сборники вокальных пьес для одного и двух голосов, предназначенные для музыкального воспитания как маленьких детей, так и для обучения в Высшей школе музыкального искусства.

В 1949 году композитор становится президентом Венгерской академии наук. Три раза Кодай получал премии имени Кошута. Со дня организации общества «Венгрия – СССР» композитор был председателем его музыкальной секции.
Замечательный венгерский композитор Золтан Кодай умер 6 марта 1967 года в возрасте 85 лет.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.