Search for:
 

Александр Сергеевич Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в селе Даргомыж Белёвского уезда Тульской губернии, куда отец его срочно перевез семью в связи с нашествием французов. После их изгнания, до пятилетнего возраста Даргомыжский жил в отцовском имении в Смоленской губернии, а в конце 1817 года семья переехала в Петербург.

Как тогда было принято в дворянской среде, воспитание мальчика, начатое весьма рано, было поручено приходящим преподавателям. Обучение игре на фортепиано шестилетнего Саши было поручено немецкой учительнице Л. Вольгеборн, которая, впрочем, по словам композитора, сказанных в автобиографии, «ничему не выучила» его. Гораздо большую роль в музыкальном развитии Даргомыжского, сыграл его другой учитель – А.Т. Данилевский, пианист и серьезный музыкант. Позднее Даргомыжский брал уроки фортепианной игры у известного пианиста и композитора, ученика Гуммеля, Ф. Шоберлехтнера. Виртуозной игре на скрипке его научил крепостной скрипач П.Г.Воронцов, а пению – артист Немецкого театра в Петербурге Б. Цейбих.

Уже в эти юношеские годы композитор стал известен в музыкальных салонах столицы в качестве талантливого музыканта, в особенности — «бойкого фортепьяниста», как отозвался о нем Глинка в своих «Записках». Успехи в игре на скрипке тоже были значительны, и Даргомыжский безукоризненно играл в квартетах партию второй скрипки или альта.

В 1833 году Даргомыжский познакомился с М.И. Глинкой. Эта встреча сыграла чрезвычайно важную роль в его жизни. Глинка передал ему рукописи профессора Дена, у которого сам учился, и Даргомыжский успешно воспользовался этими записанными уроками профессора. Теперь у музыканта появилось большое желание сочинять музыку, и Даргомыжский принимается за оперу «Лукреция Борджиа». Написав несколько ее номеров, он разочаровывается в этом сюжете. Вскоре композитор отыскивает другой сюжет – «Эсмеральду», по роману В.Гюго “Notre Dame de Paris”. Через три года опера была готова. В ней проявился уникальный драматический дар композитора, чутье сцены и выразительная вокальная декламация. В 1839 году «Эсмеральда» была представлена в дирекцию театров, но поставлена была лишь только в 1847 году на сцене в Москве.

В период времени с 1840 по 1844 годы Даргомыжский написал много вокальных сочинений, преимущественно романсов, которые имели большой успех и были выпущены отдельным собранием. Тогда же он оставил службу чиновником и всецело отдался музыкальному творчеству.

В 1844 году, не дождавшись постановки «Эсмеральды», обженный и расстроенный, Даргомыжский уехал за границу. Путешествие подействовало на него благоприятно. За границей он познакомился со многими выдающимися музыкантами. Среди них были Обер, Гелеви, Мейербер, Фетис и другие. Знакомство и общение с ними принесло Даргомыжскому большую пользу, и в марте 1845 года полный новых планов он вернулся на родину.

Как уже упоминалось выше, в 1847 году в Москве была поставлена опера Даргомыжского «Эсмеральда». Большой успех, выпавший на ее долю, вдохновил композитора, и он заканчивает оперу-балет «Торжество Вакха» на текст А.С. Пушкина. Но представленная на рассмотрение театральной дирекции, опера эта получила отказ в постановке. Эта неудача сильно подействовала на композитора. Была приостановлена работа над задуманной новой оперой «Русалка» и он начал писать небольшие произведения: романсы, арии, дуэты и трио. Изредка он возвращался все — таки к работе над оперой и окончил ее в 1855 году. А через год «Русалка» была с триумфом поставлена в Петербурге на сцене Мариинского театра.

Начало 1865 года Даргомыжский провел за границей, где были исполнены его сочинения, имевшие большой успех. Возвратившись в Россию, композитор энергично принялся за новую оперу «Каменный гость». Два года он трудился над этим капитальным, истинно гениальным произведением, составляющим в русской музыке целую эпоху. Эта опера, к сожалению, не была им завершена. Мучительная болезнь и наступившая 5 января 1869 года смерть от «разрыва сердца», помешали этому. Умирая, композитор завещал окончить оперу Ц.А.Кюи, а инструментовать ее поручал Н.А. Римскому-Корсакову. Композиторы с честью выполнили этот его завет.

Проживший всего 56 лет, творец «Каменного гостя» по всей справедливости считался современниками, да впрочем и теперь считается, родоначальником реалистического направления в музыке. По его пути пошли Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин и Кюи.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.