rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Цезарь Антонович Кюи

Наш замечательный соотечественник Цезарь Антонович Кюи, генерал – лейтенант, военный инженер, профессор Николаевской инженерной академии и председатель дирекции петербургского отделения Императорского Русского Музыкального общества родился 6 января 1835 года в Вильно. Его отец был французом, а мать местная литовская барышня. С десяти лет мальчик начал заниматься музыкой, отдавая особенное предпочтение Шопену. Уже в гимназические годы, Кюи познакомился с другим выдающимся польским композитором — С. Монюшко, жившим тогда в Вильно. Несомненно, что почти полгода занятий по теории музыки и композиции у знаменитого учителя принесли юноше Кюи неоценимо большую пользу.

В 1851 году Кюи поступил в Петербургское инженерное училище, в 1857 году окончил Военную инженерную академию и был оставлен при ней преподавателем, а затем и профессором фортификации. Являясь одним из главных специалистов России в этой области военной науки, Кюи преподавал в инженерном, артиллерийском и кавалерийском училищах, а также во всех трех российских военных академиях. Среди его учеников были девять Великих князей, два Государя Императора – Александр III и Николай II, знаменитый генерал Скобелев и тысячи офицеров всех родов оружия. Перу Кюи принадлежат также несколько учебников по военной тематике, выдержавших в свое время несколько изданий.

На мой взгляд, нельзя было не упомянуть об этих успехах Кюи на военном поприще, однако теперь самое время перейти к основной теме нашего очерка.

В области музыки Кюи начал вновь серьезно работать по окончании академии. В 1857 году он познакомился с М.А.Балакиревым, который стал для него другом, суровым критиком и учителем. Это было время, когда Кюи сильно увлекался Шуманом, Следы этого увлечения сказались и на оркестровом Скерцо (F-dur) – первом сочинении Кюи, исполненном в симфоническом концерте Русского музыкального общества в декабре 1859 года под управлением А.Г. Рубинштейна. Затем вскоре была написана опера «Кавказский пленник», и в 1859 году одноактная комическая опера «Сын мандарина».

К большим достижениям композитора современники относили его оперу «Вильям Ратклиф», написанную в 1868 году. При всей неровности музыки этой оперы, здесь наиболее ярко проявляются уникальные дарования композитора – элегантность мелодической линии, вкус к изысканным гармониям и ясная декламация. Эти тенденции прослеживаются и во всем дальнейшем музыкальном творчестве Кюи. В последующие годы, композитор написал оперы: «Анджело» (1875 г.), «Флибустьер» (1889 г.), «Сарацин» (1898г.), «Пир во время чумы»(1900г.), « M-lle Фифи» (1903г.), «Матео Фальконе» (1907г.), «Капитанская дочка» (1909г.) и несколько детских опер.

Еще с 1850 года Кюи пишет романсы. Эти произведения выдают в нем тонкого, изящного и остроумного лирика. В общей сложности его перу принадлежат около 175 романсов. Лучшие среди них – «Царскосельская статуя» и «Сожженное письмо» на слова А.Пушкина, «О чем в тиши ночей», «Эоловы арфы» и «Истомленная горем» на слова А. Майкова.

С 1864 года Кюи начал заниматься музыкальной критикой. Около 700 статей были напечатаны в «Петербургских Ведомостях», «Голосе», «Искусстве», «Музыкальном обозрении», «Гражданине», «Артисте», «Неделе», «Новостях», и других изданиях. За границей он печатался в «Revue et Gazette musicale», «Le menestrel», «L”art» и «Le Guide musical».

В России, да и во всем мире, творческая деятельность композитора Кюи заслужила в свое время большое признание. Он состоял членом – корреспондентом французской академии, (третий из русских музыкантов: до него были Рубинштейн и Чайковский), был награжден орденом «Почетного легиона», состоял членом Бельгийской Королевской Академии. У себя на родине он являлся действительным членом Императорского Русского Музыкального Общества.

Творчество композитора Кюи отличалось яркой талантливостью и глубокой поэзией и всегда носило печать вдохновения. А в романсах, продолжая традиции Глинки и Даргомыжского, он всегда стремился к выражению реальной правды.

Русский композитор Цезарь Антонович Кюи покинул этот мир ранней весной 1918 года, вскоре после октябрьского переворота. Память о нем была фактически предана забвению. Ведь он не был ни рабочим, ни крестьянином. В современной России редко встретишь человека, который что — либо знает о нашем замечательном соотечественнике.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.