rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Жак Ибер

 

Французский композитор Жак Франсуа Антуан Ибер родился 15 августа 1890 года в Париже. Его отец Антуан Ибер работал торговым агентом. Мать будущего композитора Маргарита Лартиг прекрасно играла на фортепиано и была очень музыкальна. Когда мальчику исполнилось четыре года она начала обучать сына игре на скрипке и фортепиано. Занятия проходили успешно и ученик, проявляя раннюю самостоятельность, с любопытством изучал учебники по основам музыкальной грамоты. А вскоре появились и первые сочинения Жака – несколько песен и простеньких вальсов.

Здесь следует сказать, что мать Ибера была родственницей знаменитого испанского композитора Мануэля де Фальи и поэтому увлечение музыкой ее сына нельзя назвать случайным.

Дела у отца складывались неудачно и после окончания школы, юноша вынужден был устроиться на работу. Но именно в это время он твердо решил посвятить себя только музыке.

В 1910 году, по совету Мануэля де Фалья, Жак поступил в Парижскую консерваторию в класс гармонии Эмиля Пессара. Композицию Ибер изучал в классе Поля Видаля, а занятия по контрапункту проходили под руководством Андре Жедальжа, который навсегда остался для него «дорогим другом и высшим судьей в искусстве». В консерватории родилась дружба Жака с Онеггером и Мийо. Они охотно музицировали вместе. В бурных многочисленных дискуссиях обсуждали поиски новых средств выразительности в музыке. В отличие от своих друзей, Ибер всегда оставался в этих обсуждениях на позициях романтического искусства.

Что касается материального обеспечения в эти первые годы учения, то чтобы как то сводить концы с концами Ибер давал частные уроки, сочинял эстрадные песенки и играл в кинотеатрах на фортепиано.

Но случилось непредвиденное. В 1914 году в Европе началась Первая мировая война и молодой композитор Жак Ибер вступил добровольцем в действующую армию, прервав учебу в консерватории. Он провел на фронте несколько лет и прошел нелегкий тернистый путь от простого санитара до флотского офицера.

Уже после войны завершил он консерваторское образование. Причем завершил отлично. В конце 1919 года Ибер завоевал Большую Римскую премию, представив на конкурс свою кантату «Поэт и фея» и получив, таким образом, возможность провести три года в Риме на знаменитой вилле Медичи и, кроме того, совершить путешествие по Италии, Испании и Тунису. В том же году Жак Ибер женился на Розетте Вебер, дочери известного художника. В феврале 1920 года они вместе уезжают в Рим.

Три года, проведенные в Италии отмечены большими творческими успехами композитора. Здесь он создал несколько партитур, отмеченных изяществом гармонического стиля и уверенным мастерством инструментовки. Среди них симфоническая поэма «Баллада Редингской тюрьмы», две пьесы для двух флейт, кларнета и фагота, комическая опера в двух актах «Персей и Андромеда» и симфоническая сюита «Посещения». О последнем сочинении следует сказать особо. Это своего рода музыкальный путевой дневник, где отражены впечатления от посещения нескольких городов Европы и Африки. Композитор проявил себя в нем как поэт-романтик страстно влюбленный в природу и народное искусство. Вместе с тем в его оркестровой технике явно ощущается влияние музыкального импрессионизма. Произведение впервые было исполнено в Париже 6 января 1924 года и получило тогда всеобщее признание.

После возвращения в Париж Ибер сразу оказался в атмосфере артистической жизни французской столицы. Композитор много сочиняет, быстро и в разных жанрах. Пишет и по вдохновению и по заказу, но непременно оставаясь верным своим традициям. Интересна написанная тогда фортепианная сюита «Встречи», позднее переработанная в балет.

Бурная парижская жизнь оставляет мало времени на творчество и Ибер в 1926 году покупает дом в Нормандии, где живет большую часть года вдали от парижской суеты.

Здесь он создает свои лучшие сочинения и в частности оперу-фарс «Анжелика» с успехом поставленную на сцене театра «Опера комик».

Заметное место в творчестве Ибера занимают театральные партитуры. В 1934 году он написал балет «Диана из Пуатье». Через три года вместе с Онеггером была написана музыкальная драма «Орленок». Кроме того композитор создал целый ряд музыкальных сочинений для драматических спектаклей, написал музыку ко многим кинофильмам и создал несколько радиоопер.

Вторая мировая война застала Ибера на дипломатическом поприще. Он служил Морским атташе при французском посольстве в Риме, и когда началась война, вместе с семьей на дипломатическом поезде покинул Италию. На этом испытания не кончились. На родине Ибер был срочно отправлен в отставку, имя вычеркнуто из списка морских офицеров, а его музыкальные произведения были запрещены к исполнению. Понятно, что необходимо было что то предпринимать и в 1942 году композитору удалось с большим трудом перебраться в Швейцарию. Это потрясение не прошло для него бесследно и сильно подорвало его здоровье.

В конце 1944 года, сразу после освобождения Парижа, Ибер вернулся на родину. Здесь он вновь активно занимается сочинением музыки. По просьбе своей дочери, — известной арфистки Жаклин Ибер-Жилле, он создает трио для скрипки, виолончели и арфы. Насыщенное драматизмом и глубокими раздумьями это произведение стало блестящим образцом виртуозного мастерства инструментовки.

В 1953 году по заказу симфонического оркестра американского города Луизвиля, Ибер написал одно из лучших своих симфонических произведений, –«Луизвильский концерт».

По признанию автора, сочинение было навеяно образами новелл американского писателя Хемингуэя. Калейдоскопическое музыкальное развитие, непрерывная смена настроений и агрессивный и жесткий язык музыки сильно отличается от всего, что было написано Ибером ранее. Но и здесь композитор остается верен принципу тонального письма.

Еще в 1936 году Ибер занял пост директора виллы Медичи в Риме. С небольшими перерывами он оставался на этом посту до 1955 года, когда был избран в число членов Французской Академии.

Приблизительно в это время происходит постепенное ухудшение здоровья композитора. Он был вынужден прекратить преподавательскую деятельность и большую часть времени проводить дома. Ибер до последних дней работал над своей Второй симфонией, окончить которую ему так и не удалось. Зимой 1962 года у него случился инфаркт и он скончался, найдя свой последний приют на парижском кладбище Пасси.

Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.