rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Жорж Орик

Талантливый французский композитор, президент Общества по охране авторских прав композиторов и музыкальных издателей, а затем генеральным директором Национальных оперных театров Франции …

Французский композитор Жорж Орик родился 15 февраля 1899 года в небольшом городке Лодеве, что в департаменте Эро. Мать его была очень музыкальной. Она старалась всячески поощрять занятия музыкой ее сына и иногда даже слишком преуспевала в этом. Когда она заставила ребенка брать уроки скрипки, то после двух уроков у него начались нервные припадки, и мальчик вынужден был бросить скрипку и начал заниматься роялем и сольфеджио. Вскоре он стал учиться в консерватории Монпелье у замечательного музыканта Луи Комба, который взял маленького Жоржа под свое покровительство. Обширная библиотека учителя сыграла тогда большую роль в образовании любознательного ученика. Он очень много читал, и, обладая замечательной памятью, быстро вырос в своем развитии.

Талантливый ребенок уже с десяти лет начал сочинять музыку, причем писал ее на любой текст, который попадался ему под руку. В одиннадцать лет он сделал первую свою инструментовку в классе гармонии в Монпелье. Жорж оркестровал тогда «Хорал» композитора Ги Ропарца. И когда он услышал свою работу в исполнении оркестра, то возникшее тогда, в далеком детстве, чувство нежности и восторга он помнил потом всю свою жизнь.

В 1913 году в Монпелье приехал Леон Валлас с певицей де Лестан. Заинтересованные маленьким вундеркиндом, они убедили родителей послать мальчика учиться в Париж.

Здесь Валлас представил Жоржа Альберу Русселю. Человека большой культуры трудно было чем-нибудь удивить. Однако он был просто поражен незаурядным умом Орика и подружился с ним. Благодаря стараниям Русселя, произведения Жоржа были исполнены в 1914 в Societe Nationale. Певица де Лестан пела его романсы, написанные на текст Тристана Клингзора, романсы которые пленили ее еще в Монпелье. В том же году Орик написал «Три интерлюдии» на стихи Рене Шалю. Первое исполнение состоялось в Галерее Поля Гийома и вызвало заметный интерес к пятнадцатилетнему композитору. Теперь он, не совсем довольный своими занятиями в консерватории по классу контрапункта и фуги у Жоржа Коссада, одновременно начинает брать уроки композиции у д`Энди в Schola cantorum. Однако вскоре, не выдержав сурового режима Школы и деспотических методов преподавания учителя, прерывает занятия.

Это было время, когда молодого композитора стали привлекать новые веяния в музыке. Орик с живым интересом начинает изучать музыку Шабрие, Дебюсси, Сати и Стравинского. Решающим шагом к переходу в лагерь сторонников нового искусства стала, как считал сам композитор, «Весна священная» Стравинского.

Хотя Орик был еще молод, все же в конце уже затухающей войны его ненадолго мобилизовали. Вернувшись в Париж, он становится участником объединения «Шестерка». На знаменитом представлении «Парада», Орик знакомится с Кокто, и встреча эта оказывает огромное влияние на эстетические вкусы юноши. В 1919 году он написал цикл из восьми песен на стихи Кокто «Восемь поэм». Ярко переданная в цикле атмосфера художественной богемы Монмартра, ясный мелодический рисунок и простота гармонии, характерные интонации и ритмы уличных песенок – все это вызывало чувство восхищения у слушателей.

Свой первый заказ на музыкальное оформление комедии Мольера «Досадные неприятности» Орик получил от директора театра Одеон в 1923 году. Сергей Дягилев, услышавший эту музыку на премьере, тотчас обратился к Орику с предложением переработать партитуру для большого симфонического оркестра, дополнив ее фрагментами для создания балетного спектакля. Через год балет был исполнен Русской балетной труппой. Успех был огромный. После этого последовали заказы от Дягилева на балеты «Матросы» и «Пастораль», которые были поставлены в Монте-Карло и приняты с восторгом. Далее следует целая серия музыкальных произведений, созданных композитором для театра. Это музыка к комедии Бомарше «Свадьба Фигаро», М. Ашара — «Мальбрук в поход собрался», Аристофана — «Птицы».

Но не только музыка для театра остается в сфере интересов композитора. Он продолжает сочинять камерные и вокальные пьесы. Пишет сюиту для скрипки, виолончели, кларнета, фагота, трубы и фортепиано, несколько романсов на стихи Деборд-Вальмора и четыре поэмы на слова Жоржа Габори.

С появлением звукового кино возникла необходимость качественного музыкального сопровождения кинофильмов. В отличие от многих своих современников композиторов Орик всегда считал музыку для кино не менее важным способом выражения, чем, например, опера или балет. Он с увлечением сочинял музыку для кино и создал, в общей сложности, более шестидесяти партитур к фильмам.

В 1938 году композитор написал для Парижского трио деревянных инструментов одно из своих самых удачных произведений – Трио для габоя, кларнета и фагота. В том же году Орик представил на суд публики замечательную Увертюру для оркестра. Исполненная на концерте “Le Chant du Monde” под управлением Роже Дезормьера, она имела шумный успех. Особенно поразила слушателей ее великолепная оркестровка.

В годы гитлеровской оккупации Франции Орик написал несколько волнующих и красивых романсов на слова Поля Элюара и «Четыре песни страдающей Франции» на слова Арагона. Он был в числе композиторов горячо поддержавших начинание Рене Николи, создавшего массовую музыкальную организацию – «Музыкальная молодежь Франции».

В июне1950 года в Гранд-Опера состоялась премьера балета Орика «Федра» в постановке Сержа Лифаря. Написал сценарий и создал декорации и костюмы Жан Кокто. Ошеломленные современники назвали постановку «хореографической трагедией».

Через два года в Мюнхене был поставлен еще один балет композитора – «Дорога к свету». Трагическая и чрезвычайно выразительная музыка балета была по достоинству встречена современниками.

После начала пятидесятых годов композитор пишет сравнительно мало. Теперь он занимает ряд официальных постов. Орик становится президентом Общества по охране авторских прав композиторов и музыкальных издателей, президентом «Концертов Ламурьё», а затем генеральным директором Национальных оперных театров Франции.

С 1962 года он был членом Института Франции.

Французский композитор Жорж Орик умер 23 июля 1983 года. Ему было 84 года.

Ведущий рубрики Виктор Каширников

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.