rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Ольга Озерская

Ольга Озерская родилась 1 ноября 1979 в Махачкале. Мама Оли хоть и не имела музыкального образования, но прекрасно пела, причём могла напеть практически любую песню или тему из оперы, симфонии, концерта. Она очень любила слушать классическую музыку и сумела привить дочери любовь к ней. Конечно, она мечтала отдать дочь в музыкальную школу в класс фортепиано. Папа же довольно хорошо играл на баяне и аккордеоне, но больше любил эстрадную музыку. С мамой Оля и разучила песенки, с которыми блестяще поступила в музыкальную школу. Первой учительницей по фортепиано стала Татьяна Владимировна Борисова в музыкальной школе № 5 им. Т. Мурадова г. Махачкалы, оставившая у девочки теплые воспоминания своим чутким отношением к ней, умением заинтересовать. Еще тогда Татьяна Владимировна заметила восприимчивость и впечатлительность Оли, её способность заниматься увлеченно. Со второго класса школы девочка очень увлеклась чтением художественной литературы, особенно много прочитала сказок разных народов мира и научной фантастики; яркие образы наполнили внутренний мир вместе с другими впечатлениями детства, позднее найдя отражение в композиторском творчестве, предпочтениях выбора его тематики (например, такие сочинения как «Космические глубины, Сны» для скрипки и органа, «Галактики» для ансамбля, «Заклинание» для ударных инструментов, «Свет звёзд» для кларнета соло).

В 1994 г. Ольга окончила музыкальную школу и поступила в Махачкалинское Музыкальное училище им. Г.А. Гасанова. Там произошла знаковая встреча с заслуженным учителем Дагестана Б.Х. Левиным, с которым Ольга стала заниматься композицией. Благодаря его занятиям и той ауре вдохновения, которое он дарил своим ученикам, Ольга поняла: «больше всего на свете хочу сочинять музыку». Как-то Левин сказал её маме: «Я уже более 30 лет веду композицию и Оля на сегодняшний день самая талантливая моя ученица. Кроме того у неё необыкновенно своеобразный внутренний мир, больше я такого не встречал в своей практике. Когда она сочиняет — всё идёт от неё, другие же мои ученики всегда от чего-то отталкиваются, особенно поначалу». Именно Левин настоял чтобы Ольга поехала учиться в Москву или Питер, поскольку, по его мнению, только там можно получить настоящее композиторское образование. И действительно, в Махачкале и даже ближайшей консерватории — Астраханской — не было тогда (как, впрочем, и сейчас) композиторского факультета. Кроме того, и другие известные композиторы-преподаватели училища: М.К. Касумов, Ш.Р. Чалаев, В.Л. Шаулов, Р.А. Фаталиев, А.А. Джафарова — на заключительном зачёте по композиции в один голос заявили, что девочке необходимо учиться композиции в консерватории.

Годы юности, учебы в училище и поиск дальнейшего пути совпали с трудным и непредсказуемым временем начала 1990-х, временем манящих надежд и страшных потрясений. Этот драматизм наложил отпечаток на последующее творчество Оли Озерской, и в частности отразился в ее сонате для флейты и фортепиано, посвященной памяти жертв терактов в Дагестане.

Ольга поступила в 2003 и в 2008 окончила композиторский факультет Московской консерватории им. П.И. Чайковского в классе профессора Ю.В. Воронцова, о котором позднее написала книгу. Став её учителем, Воронцов ввёл Ольгу в мир творческих поисков современной композиции, возможностей и вызовов присущих ей выразительных средств (сонорики и сонористики; использования алеаторики, новых приемов звукоизвлечения и др.). При этом умение профессора сочетать высокую требовательность с предоставлением свободы самовыражения своим ученикам (в выборе музыкальных форм, тематизма, построения драматургии сочинений и т.п.) были очень дороги Ольге с самого начала их знакомства, как наиболее близкая ей форма работы для собственного роста и развития. Это бережное отношение к личности другого человека, признание огромной роли интуиции (в противоположность математической просчитанности как одного из веяний современной инструментальной композиции), а также их перекликающиеся эстетические критерии, стремление к красоте как один из основных среди них — все это сблизило учителя и ученика и стало основой не только становления Ольги как композитора, но и её глубочайшего уважения к учителю и теплых, доверительных отношений между ними.

Курс инструментовки Ольга проходила у доцента К.А. Уманского, фортепиано — профессора, заслуженной артистки России Н.Д. Юрыгиной. На протяжении пяти лет обучения в консерватории Ольга являлась постоянной ведущей концертов кафедры композиции Московской консерватории. Ольга активно участвует в концертах и фестивалях в залах Москвы, Санкт-Петербурга и др. городах России.

В 2009 г. Ольга поступила в аспирантуру МГК, которую окончила в 2012 г. (рук. профессор Ю.В. Воронцов). Во время обучения в аспирантуре Ольга, — участница мастер-классов зарубежных композиторов: Ф. Париса (Франция), С. Бхагвати (Индия / Германия), М. Дальбави (Франция), И. Феделе (Италия) и др. Научным руководителем в аспирантуре Ольги стала профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России В.Н. Холопова. Валентина Николаевна оказала огромное влияние на становление Ольги как музыковеда. Еще со времен занятий в Музыкальном училище, книги Холоповой были для Ольги частью мира музыки и науки о музыке, восхищали ее ясностью и простотой языка при глубине и насыщенности мысли. Уроки же Валентины Николаевны в аспирантуре проходили чрезвычайно увлекательно, раздвинули новые горизонты, принесли множество идей и установили соответствующие планки требований к собственным научным работам, к уровню раскрытия поднимаемых тем и смысловой наполненности каждого слова. Позже в 2017 году в Германии в издательстве Lambert Academic Publishing вышла монография Озерской «Юрий Воронцов. Эстетические взгляды и музыкальная композиция», написанная по материалам научной работы в аспирантуре.

В рамках аспирантуры в 2013 г. Ольга получила диплом ПВШ (Преподаватель Высшей Школы — 2-х годичная специализация). Научным руководителем по ПВШ стала профессор, кандидат искусствоведения, доктор педагогических наук М.С. Старчеус. Название её выпускной квалификационной работы по ПВШ «Профессиональная творческая школа в обучении композиторов (на примере педагогических принципов Н. Мясковского, Е. Голубева, Ю. Воронцова)».

С 2009 г Ольга Озерская является членом Союза Композиторов России и Москвы, членом АСМ при Союзе московских композиторов. Она автор камерно-инструментальных, вокально-инструментальных, симфонических, фортепианных, органных, хоровых произведений, сочинений для ударных инструментов. Её произведения исполняются такими известными оркестрами и ансамблями как «Русская филармония», «Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр», «Студия Новой музыки», «XX век», «Ансамбль ударных инструментов М. Пекарского» и др. Среди дирижёров и солистов, исполняющих музыку Озерской: А. Титов, М. Пекарский, Ф. Кадена, И. Дронов, О. Танцов, М. Ходина, О. Гречко, О. Петрова, Е. Варавко, Е. Кошкина, М. Черепанова и др.

Озерская — лауреат и дипломант всероссийских и международных композиторских конкурсов (более 10), в том числе:

Лауреат I премии II Всероссийского конкурса композиторов им. Д. Шостаковича (с межд. участием, Санкт-Петербург, 2008);

Лауреат III премии II Открытого конкурса композиторов «Русская музыка XXI века. Хоровая лаборатория» (Санкт-Петербург, 2009);

Дипломант I Межд. конкурса молодых композиторов им. Н. Мясковского (Москва, 2009);

Дипломант V Межд. конкурса молодых композиторов им. П. Юргенсона (Москва, 2009);

Лауреат III премии IV Всероссийского конкурса им. А. Петрова (с межд. участием, в симфонической номинации, Санкт-Петербург, 2010);

Дипломант V Всероссийского конкурса молодых композиторов на лучшее сочинение для органа (с межд. участием, Москва, 2013);

Дипломант I Открытого Всероссийского конкурса-фестиваля молодых музыкантов им. А. Эшпая (Йошкар-Ола, 2013);

Дипломант VIII Межд. конкурса молодых композиторов им. П. Юргенсона (Москва, 2015);

Лауреат второй степени IV Межд. конкурса им. С. Прокофьева (Челябинск, 2015).

Среди произведений Озерской:

«Шаги, Блики» трио для скрипки, виолончели, фортепиано (1-ое исп. в ЦДРИ, Москва, фестиваль «Композиторы играют свои произведения», 2004);

Две пьесы для фортепиано «Узоры» («Ковровый орнамент», «Узоры на стекле») (1-ое исп. в Мал. з. МГК, 2005);

«Космические глубины, Сны» для скрипки и органа» (диплом на V Всероссийском конкурсе молодых композиторов на лучшее сочинение для органа, Москва, 2013);

«Горный пейзаж, Пение горянок» для женского хора (III премия на II Открытом конкурсе композиторов «Русская музыка XXI века. Хоровая лаборатория», Санкт-Петербург, 2009);

«В горах» для меццо-сопрано, кларнета и фортепиано (I премия на II Всероссийском конкурсе композиторов им. Шостаковича, Санкт-Петербург, 2008);

«Первые лучи» для флейты, фортепиано и ударных (1-ое исп. в Рахм. з. МГК, 2006);

«Зарисовки» для струнного квартета: «В ущелье, Горный родник (диплом на I Открытом Всероссийском конкурсе молодых музыкантов им. Эшпая», Йошкар-Ола, 2013)

«Радужное» для ансамбля солистов (8 исп.) (Диплом на V Межд. конкурсе композиторов им. Юргенсона, Москва, 2009);

«Пробуждение» для симфонического оркестра (III премия на IV Всероссийском конкурсе им. А. Петрова (Санкт-Петербург, 2010);

«The Galaxy» («Галактики») для 14 исполнителей (межд. фестиваль «Московская осень, 2014», Московский дом композиторов);

«The Light of Stars» («Свет звёзд») для кларнета соло (1-ое исп. в Рахм. з. МГК в 2012 г.);

«Scirocco» («Южный ветер») для флейты, скрипки, альта, виолончели и ударных, 1-ое исп. в Рахм. з. МГК, 2012);

The Breath» («Дыхание») 2-х скрипок и альта (вторая премия на межд. конкурсе им. Прокофьева, 2015, Челябинск);

The Spell» («Заклинание») для ударных (6 исп.)- 1-ое исп. ансамблем М. Пекарского на межд. фестивале «Московская осень, 2016». Московский дом композиторов;

«Dejavu» («Иллюзия уже виденного») для симфонического оркестра.

Ольга автор ряда статей в профильных музыкальных изданиях:

Озерская О. Название и композиция в камерно-инструментальной музыке Ю. Воронцова // Музыковедение. 2011. №1. С. 48–54.

Озерская О. Композиционные особенности симфонических произведений Ю. Воронцова // Музыка и время. 2012. № 3. С. 36–39.

Озерская О. Эстетические взгляды Ю. Воронцова // Музыкальная академия. 2012. № 4. С. 7–13.

Озерская О. «Vertigo» для симфонического оркестра Ю.В. Воронцова. Специфика замысла и композиции // Школа молодого исследователя. Сб. научных трудов. Вып. 3 (10). По материалам конференций в Союзе московских композиторов / ред.-сост. И.М. Ромащук. М.: 2013. С. 24–32.

Озерская О. Секреты педагогического мастерства Ю.В. Воронцова // Школа молодого исследователя. Сб. научн. трудов. По материалам конференций в Союзе московских композиторов / ред.-сост. И.М. Ромащук. Вып. 5 (12). М.: 2015. С. 37–47.

Ольга участник конференций, в том числе:

Эстетика композитора Ю. Воронцова // Музыка отечественных композиторов в концертном и педагогическом репертуаре, 23.05.2012. Московский дом композиторов.

«Пастораль» для симфонического оркестра — визитная карточка стиля Ю. Воронцова // Звуковая реальность современного мира. XXII Творческое собрание молодых исследователей, исполнителей, композиторов. 25.11.2012. Московский дом композиторов.

Секреты педагогического мастерства Ю. Воронцова // Навстречу Межд. фестивалю современной музыки «Московская осень», 2014». 22.10.2014. Московский дом композиторов.

Особенности симфонических произведений Ю. Воронцова // Обл. методический семинар для преподавателей муз. учреждений среднего профессионального образования, ДМШ и ДШИ Московской области 26.03.2015. Электросталь. Московский обл. базовый муз. колледж им. А.Н. Скрябина.

«Там, куда улетает крик» по стихотворению М. Басё для 3-х флейт и фортепиано Ю. Воронцова // Межд. научн.-исп. конференция «Культурно-образовательное пространство творчества современных композиторов» в рамках межд. конкурса «Чайковский-наследие» 20.05.2015 в Московской консерватории.

 

Ссылка на музыку Ольги Озерской

 

 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.