Search for:
 

Семантические свойства «Предварительного Действа» Скрябина в завершенных версиях С. Протопопова и А. Немтина


Жанр публикации статья
Музыкальный стиль Классика
Издание Журнальный клуб Интелрос
Год 2012

skrjabin_aleksandr_nikolaevichСергей Протопопов родился в 1893 году в Москве. С 1913 по 1921 год он обучался у известного музыкального теоретика Болеслава Яворского, сначала частным образом, а затем в Киевской консерватории. Протопопов остался последователем Яворского и пропагандистом его теоретических и музыкально-эстетических идей всю свою жизнь. В 1920-х годах он сочинял музыку в оригинальной модернистской манере, сочетая черты постромантического символизма и холодного, абстрактного кубофутуризма и конструктивизма. Это наиболее наглядным образом представлено в его трех фортепианных сонатах, циклах романсов на стихи Пушкина и Сергея Липского и три вокальных произведения на стихи русских сказок, представляющих оригинальную стилистику русского модернизма. В 1930-х годах Протопопов был вынужден отказаться от своего модернистского стиля и вернуться к традиционной манере письма. С 1929 года Протопоповым была написана опера «Первая конная» по мотивам повести Всеволода Вишневского, Сюита из шести крестьянских народных песен для оркестра, Прелюдии для фортепиано, романсы на стихи Пушкина, Лермонтова и Тютчева и обработки народных песен Русских и других народов. С начала 1930-х годов музыка Протопопова фактически перестает звучать в концертах, и имя композитора искусственно затмевается властями. Тем не менее, в конце жизни композитор вновь проявляет свой творческий потенциал, осуществив завершение «Предварительного Действа» Скрябина.

Работа Протопопова над «Предварительным Действом» началась в 1945 году, когда дочь Скрябина, Мария Александровна, сотрудница Музея Скрябина, вместе с директором Музея Т.Г. Шаборкиной обратились к композитору с просьбой написать сочинение, основанное на незавершенных фрагментах из «Предварительного Действа», используя скрябинский литературный текст. Для этой цели Мария Александровна создала версию текста, органично соединившую две его редакции: сначала окончательную, а затем, когда текст обрывается, первоначальную, в которую она внесла дополнительные сокращения. Одной из целей обращения к Протопопову с просьбой воссоздать незавершенное произведение Скрябина, было желание Марии Александровны представлять музыку ее отца на лекциях в Музее Скрябина и в других аудиториях с целью ознакомления большего количества слушателей с его поздним новаторским стилем.

Протопопов воспользовался театрализованной версией М.А. Скрябиной, и органично обыграл разнообразие театральных персонажей, внеся элемент контрастности в музыкальную трактовку текста, который он разбил на партии чтеца, певцов-солистов и хора. Более того, порой для изображения тех или иных персонажей используются соответствующие голоса хора. Бóльшую часть текста декламирует один чтец, однако здесь можно по желанию разделить партию чтеца на роли, каждую из которых будет исполнять отдельный актер. Тем самым произведение превращается в истинно театральное действо. В обработке Протопопова задействованы чтецы, певцы-солисты, хор и два фортепиано. Текст Скрябина положен на музыку с использованием как пения хора и солистов, так и в декламации чтецов. Временами, в особенности ближе к концу сочинения, музыка полностью замолкает, и чтецы произносят фрагменты текста без какого-либо музыкального аккомпанемента, что в определенных моментах создает необходимый драматический эффект. Этот театральный элемент был наиболее приближен к той идее «синтеза искусств», который Скрябин хотел осуществить в своем грандиозном проекте, а все другие аспекты «синтеза искусств» не были использованы Протопоповым в его завершенной версии.

Полный текст

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.