Search for:
 

Великая аудиофильская трагедия. CODA.


Жанр публикации статья
Музыкальный стиль Электроника
Автор Миша Кучеренко
Издание soundex.ru
Год 2013

 

viewimageОбразно говоря, выросшая в те времена аудитория искала в музыке ответы на  «все» мировоззренческие вопросы, нынешнее же поколение- на «оставшиеся несколько из  них». Индустрия High End Audio в то время занималась построением музыкальных алтарей, где серьёзные любители музыки могли бы искать истинную Правду и молиться своим музыкальным Богам. Для нынешнего поколения любителей музыки, когда «правда» может беспрепятственно распространяться через недавно возникшие новые каналы- Интернет, поездки за границу, социальные сети и прямое общение с кем угодно — а также благодаря всеобщему снятию жёсткой цензуры в литературе и средствах массовой коммуникации, потребность в этом сакральном качестве музыки снизилась катастрофически. Соответственно, и должен был  катастрофически упасть спрос на музыкальные алтари.

Мне кажется уместной аналогия с изменениями, происшедшими в организованной религии на протяжении последних ста лет. Если допустить, что сто лет назад количество верующих приближалось к ста процентам, то благополучное существование производств церковной утвари и «предметов культа» было само собой разумеющимся. В нынешнее же время приостановилось даже привычное за многие годы бесплатное размещение Святых книг в американских гостиничных номерах. По-видимому, из-за недостатка спроса.

Интересно, что очевидное падения «спроса» на организованную религию в конце ХIХ-го -начале ХХ-го века привело к мощному религиозному лейтмотиву мировой серьёзной музыки того же периода- как будто духовное содержание веры, без которой нет Человека, перелилось в эту новую форму. И также можно увидеть как последние десятилетия, и в том числе, под влиянием объективной глобализации, происходит обратный процесс- назад  из Музыки, но уже в современные формы всевозможных организованных религий (подчас и кем-то искусственно воссозданных).

Как бы я  не хотел  не попасть в стан ретроградов, но не могу избавиться от представления о музыки в виде сообщающегося сосуда с постоянно меняющими актуальность сосудами с высшими смыслами и их идеологиями- когда эти смыслы где-то прибывают, то, значит, откуда-то они должны убывать, и наоборот. В нашей микро индустрии высококачественной аудиотехники мы всё ещё пытаемся продавать сакральную утварь и предметы музыкального культа в обстановке  всё более и более музыкально-атеистического общества. Как бы это печально не звучало, но когда Стив Джобс снизошёл к нам, его Явление было связано с попаданием Его Откровений в резонанс с основным процессом глобализации —  вытеснением количеством качества. Ответвлением этой магистрали является ещё один путь, когда из количественных побуждений качественному изготовлению простых вещей пришло на замену некачественное изготовление сложных. И поэтому в ответ на текущий социальный запрос вместо «души прекрасные порывы» мы услышали от Него «кто платит, тот и заказывает музыку».

Несмотря на противоположные мнения, я считаю, что при всём моём уважении к Нему лично, никто не нанёс нашей индустрии большего персонального вреда. Как минимум, об этом свидетельствует совпадение во времени перевода основного внимания широких масс с качества музыки на её количество. Его личной вины в этом никакой- просто есть объективный ход истории и «песенка» нашего поколения, совпав с приходом поколения Джобса,  с его помощью, оказалась спета. Несмотря на кажущийся отрыв High End Audio от магистрального развития техники, как говорили классики: «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя…». Поэтому, в качестве хорошего примера, что когда-то всё-таки было совсем по-другому, можно привести лидирующую фирму  нашего поколения, Sony, которая наперекор всем конкурентам, всегда билась за самый, не только современный, но и самый музыкально— качественный из всех возможных подходов.

Помню как в 1992 году в Лос Анжелесе меня сильно впечатлила их бескомпромиссная Хай-Эндная система с электростатическими колонками.  Даже несмотря на своё плачевное нынешнее состояние и несмотря на остающиеся попытке по-прежнему быть на острие технической революции, Sony  по прежнему пытается выпускать свои Хай-Эндные системы. А тот факт, что сооснователь компании Акио Морита выбрал размер CD по вместимости 9-й симфонии Бетховена, так как это было его любимым музыкальным произведением, говорит о том, что в- принципе, всё может быть совсем по-другому.  Даже для лидеров индустрии потребительской электроники качество музыки когда-то играло первую скрипку при выработке стратегий их компаний. И что важно: в то время Sony доминировала на рынке, также беспрекословно, как и сейчас Apple.

Безусловный лидер  же нынешнего поколения, Apple, сознательно низвёл общее качество воспроизводимой музыки с уже требующего улучшения формата компакт диска на ещё более низкий  уровень MP3- с основным приоритетом: как можно большего скачивания и хранения музыки при очень удобном интерфейсе.

Не отрицая очевидных достижений и возможностей цифровой техники, всё же не могу удержаться от сравнения. Хай-Эндные системы от Apple- это их «мульти-медийные» ноут-буки, где «души прекрасные порывы» внутри музыки ходят с кляпом во рту и на коротком поводке у GUI.

Итак, где сейчас Apple, а где- Sony?!.. Вопрос риторический. Музыка, «всего лишь» перестала быть в обществе приоритетом.

Для нынешнего поколения- это «всего лишь», а для нашего же это- приговор.

Полный текст

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.