Led Zeppelin, безусловно, одна из величайших рок-групп в мире, открывшая массовому слушателю новое направление в роке – hard-rock. Практический любой музыкант, работавший в этом жанре после них, называл эту группу в числе наиболее сильных музыкальных влияний. Хотя сейчас, с современным развитием звуковых технологий, звучание Led Zeppelin кажется довольно-таки мягким, в начале 70-х эта группа совершила настоящий прорыв в жанре.
А начиналось все так. 9 января 1944 года в семье бухгалтера и секретарши на свет появился некто Джеймс Патрик Пейдж. До 15 лет Джимми не проявлял особого интереса к музыке, а потом нашел на чердаке старую семиструнную гитару, и понеслось… Годом спустя он уже вовсю солировал в разных местных группах, а еще через год, в 1971 году его заметил Нил Крисчен, руководитель лондонского оркестра “Neal Christian and the Crusaders”, и пригласил к себе. К сожалению, не отличающийся особо крепким здоровьем Джимми не вынес напряженной гастрольной жизни (оркестр постоянно разъезжал) и вынужден был осесть в Лондоне, предлагая свои услуги в качестве студийного соло-гитариста.
Переиграв со многими музыкантами, освоив различные стили, сменив Джеффа Бека в Yardbirds, Пейдж в конце концов приходит к идее создания группы, которая будет независима творчески и финансово (в отличие от тех же Yardbirds). Он находит поддержку в лице Джона Пола Джонса (р.3 января 1946 г., настоящее имя – Джон Болдуин), к тому времени также опытного студийного музыканта. Оставалось дело за вокалистом и ударником. В Лондоне найти хорошего “свободного” вокалиста оказалось нереальным, и тут им рассказали о певце из Бирмингема, “похожем на сказочного принца”.
Роберт Энтони Плант родился 20 августа 1948 года в небольшом селении графства Стаффордшир. Любовь к музыке проснулась в нем в 13 лет, он мог часами стоять перед зеркалом, изображая любимых певцов. В 16 лет после решительного объяснения с родителями Роберт покидает отчий дом и живет на случайные заработки, выступая с проезжими группами, а порой и укладывая асфальт. Надо заметить, что, покидая родительский дом, Роберт дал себе четырехлетний срок на то, чтобы либо состояться в музыке, либо по прошествии этого срока завязать с ней навсегда. Пейдж и Джонс нашли Планта накануне его 20-летия, в том критическом состоянии, когда он уже собирался отказаться от своих музыкальных планов. Восторг от вокальных и сценических данных певца смешался у музыкантов с недоумением по поводу его невостребованности, предполагали даже некие «подводные камни» в личных качествах Планта, но после нескольких дней общения все сомнения отпали. Тогда же Плант вспомнил о своем друге и земляке Джоне Генри Бонэме (р. 31 мая 1948 г.) по кличке «Бонзо» и предложил его кандидатуру на роль ударника. После прослушивания кандидатура была утверждена.
Название Led Zeppelin – “Свинцовый дирижабль” произошло от английской поговорки «грохнуться вниз, как свинцовый воздушный шар». Так участники образовавшегося коллектива сыронизировали по поводу своего будущего. Начало и вправду было непростым. Первый альбом, записанный за 30 часов студийного времени, не вызвал интереса у британских звукозаписывающих компаний, и музыкантам пришлось ехать в Америку. Там, дав предварительно несколько весьма успешных концертов, они подписали контракт с Atlantic Records.
Первый и второй альбомы, названные без особых изысков Led Zeppelin I и Led Zeppelin II (оба – 1969), и вышедшие с интервалом менее года, принесли группе славу по обе стороны океана, хотя на родине пресса отзывалась о них весьма скептически. Концерты сопровождались аншлагами. Вышедший в следующем году Led Zeppelin III показался многим слишком лёгким – сказалась усталость музыкантов от насыщенной гастрольной жизни. Однако Led Zeppelin IV (1971) вернул все на свои места. Интересна история с обложкой этого альбома. Музыканты предложили не помещать на обложке ни название группы и альбома, ни имена участников, ни даже серийный номер альбома. Единственными опознавательными знаками должны были стать графические символы музыкантов. У Планта им стало птичье перо в круге, у Бонэма – три перекрещивающиеся окружности, у Джонса – фигура, напоминающая пропеллер, а у Пейджа – нечто, похожее на Zoso. Благодаря этим знакам альбом получил в среде поклонников название «рунического».
Дальнейшая творческая судьба коллектива представляла собой линию, некоторое время продолжающую идти вверх, а затем постепенно менять направление на нисходящее. Причины этого нисхождения, начавшегося примерно в 1975 – 1976 годы, до сих пор неясны. Возможно, причина кроется в личных бедах участников, отнимавших силы (в 75-м Плант получил серьезную травму в автокатастрофе, а в 77-м умер его сын), а возможно, их музыка перестала быть сенсацией, на пятки наступало следующее поколение.
Последним ударом, подписавшим приговор существованию группы, стала смерть ударника Джона Бонэма, случившаяся в результате алкогольного отравления. Джон умер после одной из попоек, под утро, во сне. Группа объявила о прекращении своей деятельности.
В дальнейшем оставшиеся участники выпускали сольные проекты, а в конце 90-х проект Пейдж/Плант умел большой успех и возродил угасающий интерес к группе, но это было большей частью лишь напоминание о былом величии Led Zeppelin и том вкладе, который они внесли в развитие мировой музыки.




Led Zeppelin I (1969)
Led Zeppelin II (1969)
Led Zeppelin III (1970)
Led Zeppelin IV (1971)
Houses Of The Holy (1973)
Physical Graffiti (1975)
Presence (1976)
The Song Remains the Same (Live) (1976)
In Through The Out Door (1979)
Profiled 1990
Box Set II 1993
Complete Studio Recordings 1993
BBC SESSIONS 1997
EARLY DAYS ... "best of" - vol. I 1999
Latter DAYS ... "best of" - vol. II 1999
Добавить комментарий