Search for:
 

Рихард Штраус

«Чуткий знаток оркестра и инструментов,
блестящий колорист, мастер партитуры, Штраус,
подобно Берлиозу, одарен пылким воображением звукоживописца
и одержим страстью к выявлению в музыке, посредством применения
разнообразнейших контрастов, авантюры – романа или поэмы с приключениями».
Б.Асафьев. О музыке XX века.

Рихард Штраус родился 11 мая 1864 года в Мюнхене в семье Франца-Иозефа Штрауса, первого валторниста Мюнхенского придворного оркестра. Мать будущего композитора, ее звали Иозефина, была дочерью известного мюнхенского пивовара, но в ее родословной по материнской линии, было несколько очень талантливых профессиональных музыкантов. Сама она прекрасно играла на фортепиано и, вполне естественно, стала первой учительницей своего сына.

Общее образование мальчик получил в гимназии, а затем продолжил и в Мюнхенском университете, где изучал, в частности, историю искусств. Вместе с тем продолжались систематические занятия музыкой. Теперь учителем стал отец Рихарда. Следует сказать здесь, что он придерживался довольно консервативных по тому времени взглядов на музыкальное образование и воспитывал сына на музыке венских классиков и ранних романтиков.

Немало помог в развитии музыкального таланта Рихарда и известный мюнхенский дирижер Ф.В.Мейер, с помощью которого одиннадцатилетний мальчик начал изучать теоретические дисциплины – гармонию и оркестровку. А участие молодого музыканта в любительском оркестре позволило хорошо узнать инструменты и их возможности.

Пять лет занимался у Мейера Рихард Штраус. Успехи были настолько очевидны, что о поступлении в консерваторию можно было не думать, и уже вполне сложившийся музыкант, имеющий за плечами изданную партитуру Торжественного марша, а также с успехом исполненную Мюнхенским придворным оркестром симфонию ре-минор, написанную им в семнадцать лет, с радостью окунулся в интересную и насыщенную творческую жизнь.

В это время его одолевало непреодолимое желание поскорее применить на практике полученные знания, и композитор пишет много и в разных жанрах. Очень скоро Рихард Штраус был замечен крупнейшими музыкальными авторитетами Германии и когда ему исполнился 21 год, известный немецкий композитор Ханс Гвидо фон Бюлов рекомендовал композитора герцогу Саксен-Мейнингенскому на должность капельмейстера придворного оркестра. Жизнь и работа в маленьком провинциальном городке оказалась скучной для темпераментного музыканта и при первом удобном случае он покидает придворный оркестр и становится третьим капельмейстером в Мюнхенской придворной опере. Вскоре Штраус совершил месячное путешествие в Италию и довольно быстро написал симфоническую фантазию «Из Италии», в которой рассказал о своих впечатлениях от поездки. Состоявшаяся в Мюнхене премьера этой симфонической фантазии вызвала резкую критику, но впоследствии прочно завоевала общее признание.

В 1887 году Рихард Штраус, по просьбе своего приятеля, дал несколько уроков музыки генеральской дочери. Ее звали Паулина де Ана. Между молодыми людьми неожиданно возникла любовь, которая через несколько лет увенчалась их счастливым браком.

11 ноября в Веймаре под управлением Штрауса состоялась премьера его симфонической поэмы «Дон Жуан». Неслыханный успех ее потряс даже самого автора. Впоследствии она завоевала концертные залы всего мира, а тогда, тогда Ричард Штраус сразу стал знаменитым. Успех этот вызвал гигантский творческий порыв композитора, и в последующие десять лет он создал наиболее выдающиеся свои поэмы: «Веселые забавы Тиля Уленшпигеля», «Так говорил Заратустра» и «Жизнь героя». Причем, героем последней поэмы явился, к удивлению современников, сам автор.

К этому времени у композитора возникает интерес к созданию оперной музыки. Первая из опер «Гунтрам», поставленная в Веймаре в 1894 году выдержала лишь три представления. Это событие надолго отбило желание композитора писать оперы. Да и в созданном им произведение, явно чувствовалось сильное влияние Вагнера. Только через семь лет Штраус вновь вернулся к этому жанру. В1901 году в Дрездене состоялась премьера второй оперы Штрауса «Погасшие огни», а затем была создана и «Саломея», одна из самых известных опер Штрауса.

В 1908 году была закончена опера «Электра». Сложное переплетение экспрессивных мелодических линий, грандиозный оркестр из ста пятидесяти музыкантов и неистовая динамика сценического действия представляли собой довольно мрачную картину, на фоне которой еще и развертывалась целая цепь кровавых преступлений. В общем, как и все оперы Штрауса, последняя подверглась вначале жестокой критике, а затем триумфально прошла на многих сценах европейских оперных театров.

В последующие годы Штраус много времени посвящает концертной деятельности, выступает как дирижер, работает руководителем Берлинского придворного оркестра, в течении пяти лет занимает пост директора Венского оперного театра. И все это время неутомимо пишет музыку.

Пришедшие в 1933 году к власти в Германии фашисты всеми способами старались привлечь на свою сторону и деятелей немецкой культуры. Без согласия Штрауса его назначили главой Имперской музыкальной палаты. Молчаливо приняв это назначение, он стал таким образом служить фашистской власти.

24 июня 1935 года была назначена премьера комедии «Молчаливая женщина», музыку к которой написал Штраус, а автором либретто был известный немецкий писатель Стефан Цвейг, по национальности еврей.
Накануне спектакля Штраус попросил показать ему корректуру афиши. В ней отсутствовала фамилия автора либретто. Негодованию композитора не было предела.

Во избежание скандала, было разрешено восстановить фамилию автора либретто на афише. Премьера прошла без Штрауса. Вскоре композитор подал в отставку, удалился в свое имение Гармиш — Партенкирхен и никак не проявлял себя до окончания войны. Когда же сюда, в его имение, нагрянули американцы, композитор переселился в Швейцарию. Весной 1949 года Штраус вновь вернулся в Гармиш — Партенкирхен. Однако могучее здоровье, которым отличался композитор, стало сдавать и той же осенью он скончался во сне. Ему было 85 лет.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.