Search for:
 

Генри Пёрселл

«Пёрселл – одна из поэтичнейших фигур в музыке.
От его обаятельного, так мало длившегося существования,
нам остался поток мелодий, свежих, вышедших из сердца,
одно из чистейших отражений английской психики»

Ромен Роллан
“ Encyclopedie de la musique
et la dictionnaire du Conservatore”
1913 г.

Генри Пёрселл, величайший английский композитор, родился, скорее всего, в 1658 году в Лондоне, в семье певца королевской капеллы. Когда мальчику было шесть лет, его отец умер, оставив в нужде вдову и четверых детей. Семью поддержали в несчастье дядя маленького Пёрселла Томас, а также друг его отца органист Локк. Мальчика сразу определили в королевскую капеллу, которой управлял тогда превосходный музыкант, композитор и певец капитан Кук. Кроме того, он обладал еще и замечательным педагогическим даром и неустанно поддерживал в своих учениках творческую смелость. И они, его ученики Пельгэм Гёмфри, Джон Блоу и Генри Пёрселл, поразительно рано созрели и уже с двенадцати лет сочиняли свою музыку, которая вскоре исполнялась капеллой. Материальное положение капеллы было не блестящем. Король мало занимался ею и дети страдали от голода и были плохо одеты. В 1672 году умер Кук и шефство над Пёрселом взяли его более старшие соученики Гемфри и Джон Блоу, которые в значительной степени пополнили образование Пёрселя и даже приходили на помощь в возникающих материальных затруднениях. В 1676 году Пёрселл, по протекции Джона Блоу получил место копииста в Вестминстерском аббатстве, а с помощью Локка завязал отношения с английскими литературными знаменитостями того времени Драйденом и Шедуэлем. И вот Пёрселл пишет свои первые драматические произведения — театральную музыку к произведениям этих поэтов. Несмотря на то, что в целом произведения эти оставляют впечатление сделанных на скорую руку, они не лишены великолепного очарования.

В 1680 году Джон Блоу – этот добрый и преданный человек, уступил Пёрселлю свое место органиста в Вестмистерском аббатстве. Молодой и талантливый органист быстро завоевал общее признание и через два года получил звание органиста королевской капеллы. Это стало началом богатой и разнообразной музыкальной творческой жизни Пёрселла. Как раз к этому времени относится создание его самой патетической и трогательнейшей из английских опер — «Дидона и Эней». Сочиненная для пансионата молодых девушек в Челси, и, по-видимому, впервые ими же и исполненная, опера эта стала единственной, где все положено на музыку от начала и до конца, без разговорных диалогов, как этот было тогда принято. Опера стала подлинным триумфом композитора. По отзывам современников, даже сцены прощания и смерти Дидоны было бы достаточно, чтобы сделать это произведение бессмертным.

В 1691 году по инициативе своего друга, поэта Драйдена, Пёрселл написал следующую свою оперу «Король Артур». Успех ее тоже был большим. Музыка оперы проникнута английским национальным колоритом, наполнена поэзией народных песен, и, по сути своей, очень патриотична.

Одновременно с «Королем Артуром» Пёрселл написал музыку к трем другим пьесам; в 1692 году к семи пьесам и к знаменитой «Оде св. Цецилии»; в 1693 к четырем пьесам; в 1694 году к шести пьесам и к большому “Te deum”, долгое время бывшему знаменитым в Англии. По этой очень интенсивной работе хорошо видно, как много и плодотворно композитор сочинял. Дело все в том, что Пёрселла часто преследовала мысль о близкой смерти, несмотря на довольно хорошее самочувствие. Но он всегда хорошо помнил, что его отец умер совсем молодым; на его глазах умерли некоторые из его детей. Имея все это ввиду, он готовился исчезнуть внезапно и был полон страха перед дальнейшей судьбой своей любимой жены и трех малолетних детей. Таким образом, чтобы обеспечить будущее семьи, он хватался за всякую возможность заработать побольше. Пёрселл лихорадочно расточал свой гений именно во имя долга.

21 ноября 1695 года, 313 лет назад, великий английский композитор Пёрселл скончался от пневмонии. Его похоронили в Вестминстере. Он прожил, как и предполагал, совсем мало — всего 36 лет.

Обширное творчество композитора, не знало себе равных по тем временам. Он преуспел во всех музыкальных жанрах. У него был космополитический дух; он хорошо знал своих современников: Люлли, Кариссими, Монтеверди и венецианцев.

После ухода Пёрселла последним из больших английских музыкантов остался Джон Блоу, бывший старший соученик Пёрселла. Когда же в 1708 году скончался и он, итальянская опера прочно укоренилась в Англии и, как это не покажется странным, к единодушному восхищению ею англичан. К 1710 году оперы в Англии шли уже на итальянском языке.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.