Восходящая звезда Lykke Li – одна из тех, чье имя мир узнал благодаря бездонной музыкальной копилке-шкатулке Myspace, поп-звезда будущего, шведская кайли миноуг.
Группа АВВА и ее звукорежиссер Майк Третов создали во времена расцвета в 70-ые годы свой особый саунд которому многие все еще подражают, согласно подсчетам шведской организации Export Music Sweden за 2005г. шведский музыкальный экспорт принес государству доходы в размере 3.1 миллиарда шведских крон, из которых 1,1 миллиарда являются доходами от роялти.
Об одном таком успешном шведском дуэте «The Knife» с мрачным электро данс роком мы уже декларировали на страницах «актуальных проектов». Брат и сестра Дрейеры, выпустив свой второй альбом «Silent Shout», получили благословение на высокопрестижном портале Pitchfork по результатам голосования музыкальных критиков за 2006г., в этом же году проект стал лауреатом премии Грэмми по шести номинациям, за которой музыканты так и не дошли, сославшись на головную боль от подобных шумных корпоративов.
О Гонсалесе – еще одном шведском инди-попере мы не писали, его авторские работы были проданы миллионными тиражами по всему миру, сама Кайли Миноуг «захотела» его, чтобы дуэтом исполнить мировой бестселлер Can’t Get You out of My Head.
Не многим другим странам удалось с такой легкостью продвинуть свою музыку на глобальный рынок, поделенный «американо мучачо» и другой цветастой братвой. Невольно напрашивается вопрос: «Почему именно Швеция?»
Теорий на этот счет существует множество:
– некоторые считают, что шведская муниципальная музыкальная школа, где дети за низкую плату имеют возможность научиться игре на разных инструментах, с раннего возраста закладывает основу знаний и воспитывает интерес к музыке.
– другие подчеркивают важность того факта, что шведы обладают тенденцией быстро воспринимать новые тренды в музыке, кино, моде.
В последние годы свое дело сделал и Интернет, благодаря глобальному виртуальному рынку многие шведские музыканты распространяют свою музыку, завоевывая популярность.
Ли Ликке Тимотей Закриссон родилась 18 марта 1986 года в Стокгольме в семье творческой: мать – профессиональный фоторепортер, отец – punker-музыкант. Постоянно перемещаясь по миру с родителями, девочка наслаждалась свободой беззаботного детства то в Португалии, то в Индии, то в Непале, в Сибири только, наверное, не была.
С самого детства восхищалась Мадонной, считала ее идеальным образцом для подражания, первая купленная пластинка – альбом этой белокурой итальянки «Immaculate Collection».
Будучи подростком, музыка стала для нее главным лекарством, спасающим от одиночества, безысходности и девичьих комплексов.
«… я дочь родителей-хиппи, которые всю жизнь путешествовали по миру, помню, как мы ночевали в доме одной алжирской проститутки в Марокко, вместо слива в ванной вода стекала в очко, вырытое в земле, на ней же мы и спали, а в это время кто-то обслуживал клиента, и мог случайно наступить в темноте на тебя…»
Поклонение Мадонной сменилось увлечением панком, электроникой, творчеством раритетных Кейт Буш, Shangri-Las, Velvet Underground, а также новомодных трендовых Dizzee Rascal, A Tribe Called Quest, Аmy Winehouse
Всестороннее любопытство и интерес к литературе, кинематографу, визуальному искусству, хореографии становятся основными стимуляторами для творческого движения наверх.
Она играла и пела в разных группах, сочиняла сама, знакомилась со всеми, кто мог бы ей помочь, подбрасывала демо-треки к офисам рекорд-компаний. В 19 лет юная шведка приезжает в Нью-Йорк, тусуясь по клубам и ресторанам исполняет свои-чужие песни, первое впечатление от роскоши и богатства американского образа жизни сменилось разочарованием и депрессией.
Вернувшись в Швецию, Лике Ли, накопившая достаточно материала для дебюта, создала собственный рекорд-лейбл LL Recordings, в тандеме с продюсером Бйорном Иттлингом, за плечами которого была успешная работа с проектом Peter Bjorn And John, певица занялась подготовкой дебютного мини-альбома “Little Bit” (2007), а затем и LP «Youth Novels” (2008).
«… Мы хотели сделать альбом, который был бы одновременно и danceable и акустическим, экспериментировали с искаженными пианино, которые не звучали бы как рояль, и marimbas, которые бы не были похожи на marimbas…»
«…мои родители научили меня не бояться людей разных культур, я никогда не могла видеть себя, проживающей только в Швеции, отсюда такое стилевое разнообразие…»
Лике Ли удалось развить свой характерный эклетичный стиль с элементами фолка, джаза, поп-музыки, психоделии и этники.
В Швеции альбом “Youth Novels” стал лидером хит-парада, певица начала появляться в эфире шведского MTV, а видео на песню “Little Bit” номинировалось на шведский аналог Grammy, позже альбом был выпущен и в Америке.
«…это очень личный альбом, в нем все вращается вокруг меня. Я по натуре, как бы это сказать, эгоцентристка. Мне очень нравятся певцы, которые всегда знают, о чем и зачем поют, тогда их искусство становится по-настоящему искренним. Я должна быть честной со слушателями…»
Мечтательные мелодии, симфонизм, отголоски творчества Кэйт Буш, Badalamenti, кинематографичность, очень необходимая звуковая среда для размышлений и хорошее снотворное средство.
Голос певицы, сознаемся, имеет очень необычный регистр, он мастерски убедительно пропевает детали, смачно интонируя в бесконечно монотонной амплитудной импровизации, жалко так, жалобно.
Музыка медленная, сдержанная, простая и печальная, нет в ней даже намека на скабрезность и внутреннюю распущенность, все девственно и аскетично. Что это, современное лицо инди-поп-певицы, или новая мутация drum’n’bass, понять сложно, а нужно ли.